3. Содействовать личностному развитию ребёнка и его самореализации.
Форма проведения: экологическая игра
Оборудование: кроссворд «Жалобная книга», записи спокойной музыки и различных сигналов о помощи
План мероприятия:
Вступительное слово
Сигнал «СОС»
Кроссворд
Физкультминутка
Сценка «Птичка»
Заключительное слово
Ход мероприятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Люди в наше время стали жить лучше. Мы активно используем богатства Земли и не задумываемся о том, как долго можно от нее брать. Ведь взамен мы ничего не даем. Воздух мы загрязняем газами от машин; неочищенный дым с предприятий взмывает в небо. В реки стекают отходы различных ядовитых веществ. Происходят войны, взрываются снаряды, ядерные установки. Человек безжалостно обходится с окружающим миром. И матушка Природа просит нас о помощи…
Чтец: Сигнал «СОС» - это международный сигнал бедствия. Его понимают на любом языке, в любой стране, где тонут корабли, гибнут подводные лодки, снежные лавины сходят с гор, происходят землетрясения, извержения вулканов и другие катастрофы.
Воспитатель: Это произошло во время ВОВ. Немецкие снаряды попали в английскую подводную лодку. Экипаж лодки не мог самостоятельно отремонтировать неисправности. Все были расстроены и не знали, как им спастись. Вдруг один из членов экипажа вспомнил о том, что на лодке есть почтовые голуби и их можно послать за помощью. Птиц определили в капсулу и выпустили наверх. На море в это время был сильный шторм и голубь, к сожалению, погиб. Но осталась живой голубка. Капсулу обнаружили, открыли и прочитали о бедствии, которое терпит подводная лодка. В записке были указаны координаты нахождения лодки. Всех спасли: и людей, и лодку. В знак благодарности за это в Англии голубю поставлен памятник. Вот такая история случилась во время войны. И сигнал бедствия был обнаружен с помощью почтовых голубей. Каким еще образом мы можем передать сигнал бедствия и просить о помощи? (ответы детей). Ну, а сейчас мы приступаем к разгадыванию нашего кроссворда.
Вопросы:
1.Люди ко мне относятся вроде бы хорошо. Стараются приручить, поселить в своем доме. Думают, что я ловлю мышей. Мне же плохо в доме, даже если обо мне заботятся, поят молочком. Веду я ночной образ жизни. Бегаю по комнатам, не даю спать хозяевам. Да и опасно меня держать в квартире: на моей коже живут клещи, которые разносят тяжелые кожные заболевания (еж)
2.Сколько пожаров возникает из-за непотушенного окурка, тлеющего костра. Иногда я исчезаю целыми массивами. Бывает, что пожар начинается от молнии, ударившей в дерево. Если меня нет, то меняется климат, реже идут дожди. Мельчают речки, растут овраги, разрушается почва. Берегите меня! (лес)
3.Текла я по равнине, водичка моя была чистой-пречистой. Но построили на берегу завод. Он берет мою чистую, прозрачную воду, а грязную, отработанную выливает. Почему люди мало думают о том, что после переработки воду нужно очищать? (река)
4.Если мальчишки увидят несъедобные, то срывают нас или затаптывают. Но ведь мы нужны для волшебных превращений – помогаем пням, сухим деревьям превращаться в почву. И лесу мы нужны все: и съедобные, и несъедобные, и ядовитые. Помните правило: не разрывайте сильно мох, не нарушайте грибницу (грибы)
5.Не красавица я. Многие люди шарахаются при виде меня в сторону иногда камнем кидают. А я поедаю вредных жуков, иногда ем мелких землероек, полевок. Сохраняю от гусениц и червей целый огород. Комаров поедаю много. Если меня принести в дом, где живут тараканы, то они быстро исчезнут. Нас уничтожили во все времена из-за ядовитых желез. Но мой яд - способ защиты от нападающих на меня животных. Людей ни отравлять, ни убивать он не может (жаба)
6.Меня называют врагом лесных зверей, да и домашних тоже, серым разбойником. Я – хищник, траву и ветки есть не могу. Но ведь я задираю только слабых, израненных, неприспособленных к суровым условиям жизни в природе. Меня называют «санитаром леса» (волк)
7.Голос мой людям не нравится и глаза, говорят, некрасивые. Я же за лето уничтожаю тысячи полевок, а они, прожорливые, способны за лето испортить и съесть до тонны зерна каждая! И меня должны благодарить те, кто любит булочки да пироги. А еще я – символ мудрости. Мой крик – предупреждение, что надо оберегать свой урожай или поле от мышей (сова)
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте встанем и проведем небольшую физкультминутку. Внимательно слушайте и выполняйте движения вместе со мной.
Мотылек, мотылек
Дети машут кистями рук
Сядь поближе на цветок.
Изображают цветок
Я не сяду на цветок,
Отрицательно кивают головой
У тебя в руке сачок.
Изображают сачок
Мотылек, мотылек,
Машут кистями рук
Я тебя ловить не стану.
Отрицательно кивают головой
Подойду поближе… гляну,
Ходят на носках
Посчитаю, сколько ног
Постепенно загибают пять пальцев
У тебя, мотылек.
Я и сам могу считать: раз, два, три, четыре, пять,
Считают пальцы на одной руке
Раз, два, три, четыре, пять,
Считают пальцы на другой руке
Сосчитаю, сколько ног,
Прыгают и считают до пяти сначала
Без тебя, дружок
На одной ноге, затем на другой
Воспитатель: Отдохнули, продолжаем дальше разгадывать.
8.Нас, ребята, вы все очень любите. Часто вырываете наши стебельки и делаете букетики. Если у вас нет баночки, то вырываете кустики с корнями. Некоторые взрослые собирают нас с листьями. Стебли остаются голыми, и понадобится не один год, чтобы мы возродились снова (ягоды)
9.Для нас домики строят люди. Бывает, так плохо, что мы не знаем, куда деваться. Иногда сделают такой домик, что любая ворона или сорока голову просунет, а то и кошка пролезет. Некоторые из фанеры дом построят, а от дождей и солнца он покоробится. Нам ведь там жить! (птицы)
10.Зачем вы, люди, меня, сухую, поджигаете? От этого почва теряет свое плодородие: в нас кидают различный мусор, и может загрязниться воздух; при сжигании сильно страдают животные и растения, многие насекомые, птицы, их гнезда, семена и корни растений сгорают в огне. Не жгите нас! (трава)
Воспитатель: Согласны ли вы, ребята, что любому живому существу привычнее жить там, где он родился? Рыбе – в море, животному – в лесу или степи. А если вас посадить в клетку, приносить вам еду, хорошо ли вам в ней будет? Все должно находиться на своем месте.
Воспитатель: Заканчиваю я нашу игру стихотворением.