Просмотр содержимого документа
«Социальный проект "Добрые дела говорят сами за себя"»
«Добрые Дела говорят сами за себя».
«Дела гораздо значимее слов».
«Большой дуб вырастает из маленького жёлудя”.
Слова – ничто, дела – вот важно,
Дела – наполни добротой.
Добро твори неистово, отважно,
К каждому делу подходя с душой!
Ты это можешь – это просто,
Возьми да сделай, не ленись.
Когда кругом все – сухо, черство,
Любовью ты со злом борись!
Так называется новая апробация специального проекта для осуществления добрых дел младшими подростками и лидерами детского объединения (1-4 кл. и 5-7 кл.). Процесс апробации сопровождался широкой дискуссией между всеми участниками данного процесса. В целях продвижения апробации проекта в течение года состоится несколько специальных мероприятий. Социально-ролевая игра носит прикладной характер. Для каждого класса будет дана одинаковая установка, целевые ориентиры, а сюжет игры будет развёртываться каждый раз по-новому. Во время старт-игры повышаю эмоциональный уровень учебного труда обучающихся. Она создает мотивацию, близкую к естественной, возбуждает живой интерес у ребят к тому, что каждый хочет получить вымышленное имя, социальную роль продавца, почтальона, туриста, экскурсовода, журналиста, медсестры, педагога, тренера и т.д. Каждый хочет на себе прочувствовать важную роль каждой профессии или социальной личности. Любимая роль у моих детей – учитель и продавец.
Цель: развитие социальной активности младших школьников, развитие лидерских качеств, формирование знаний, умений по самоорганизации и организации других.
Задачи:
1.Оказать социальную посильную помощь людям на улице и в общественных местах.
2. Приобщить детей к различным социальным ролям.
2. Сформировать уровень социальной ответственности школьников за свои поступки сейчас и в будущем;
3.Стимулировать и поддержать социально-значимую деятельность детей.
4.Сформировать социально-коммуникативные, творческие, лидерские и организаторские навыки.
Данное социальное дело призвано помочь побудить детей к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего. Оно направлено на осознание своего лидерского потенциала и развития в рамках лично – и общественно полезной деятельности. Только на основе сотрудничества закладывается фундамент социальной инициативы, способности работы с Человеком и для Человека.
Очень важно, почувствовать свой личный успех. Ведь роль успеха в развитии личности ребёнка огромна. Н.Е. Щуркова полагает, что «переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность. Личность ребенка словно вырастает в успехе, в то время как неудача заставляет его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от осознания своей второстепенности». Ю.Е. Лукьянов пишет: «Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает в последствие формирование в характере борца, верящего в свои силы».
Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущения своего роста и движения вперед. Педагоги и родители должны находить любую возможность похвалить ребенка, поддержать его - это первое условие обеспечения успеха. Детям нравиться быть в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут испытывать отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому с маленькими лидерами необходимо провести беседу на тему «Сегодня побежденный, завтра победитель» и подвести к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!, «Отрицательный результат тоже результат».
Так как главными и наиболее важными качествами человека в современном мире становится мобильность, конкурентноспособность, очень важно, чтобы с детства ребёнок, подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нём. Для собственной успешности в социуме необходимы определённые знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать её в рамках определённой деятельности.
Предлагаемые обучающие занятия создадут благоприятные условия для социализации подростка и будут способствовать утверждению социально значимых ценностей и ориентации в местном социуме.
Выход детей в социум осуществляется в данном варианте в рамках ГПД.
Участники: обучающиеся 1-6 классов.
Группа обучающихся 4 класса работала по Принципу:
1)"Здесь и сейчас".
Этот принцип был сориентирован на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент и реальные дела, свершаемые сейчас.
2) Принцип открытости – «На одном дыхании»
-Умение брать ответственность за начатое дело (позиция творца).
-Уверенность в себе.
-Энергия лидера чувствуется в скорости его движений, реакций и решений.
-Лидер энергичен, а значит активен.
-Имидж лидера. Окружающие видят в лидере его исключительность.
3) Принцип активности - «На всех парусах».
Всех детей на одной координатной плоскости, одинаково, ввели в поисковую активность, то есть каждый обдумывал дело и проводил его, но и руководители направляли и помогали в случае надобности. Никто в коллективе не мог во время социальных дел пассивно "отсидеться», а должен был самореализоваться в определённые рамки времени (например, за 1-1,5 часа). 2 девочкам из 4 класса помогла реализоваться "эмоциональная компетентность". Она складывается из следующих способностей: понимания самого себя, управления собой, понимания других людей, эффективного воздействия на поведение других людей, налаживания социальных связей. К примеру, для детей была предложена работа продавцом, почтальоном, корреспондентом, ведущей. От уровня эмоциональной компетентности зависит 80% общего результата в работе с людьми.
Первые выводы:
Завершение первого социального опыта было оптимистичным, так как прозвучал ответ: «А мы завтра пойдём делать добрые дела. Например, в д. Мувыр?» Здорово, ребята!!! Все поняли нужность и важность начатого дела. По ФГОС – одна из мотиваций - чувство удовлетворения от деятельности. Ребятам понравился сам процесс, те роли, те отношения, которые меняли они в данных временных рамках. Стимул – получение бонусов «Лидера класса» «Лидеров года». Эффективность одним мероприятием не ощутить, но огромные плюсы в нравственно-эстетической проблеме.
После окончания благих дел педагоги попросили участников показать свои жетоны для фиксирования результата. Теперь им можно раскрыть "секрет” игры. Ведущий предлагает подвести итоги игры и представить своих лидеров с юмором, весело и задорно.
Критерии успешности (индикаторы оценки) прохождения данного курса.
Подросток умеет объективно оценивать и позиционировать
себя в определённом социуме.
Имеет чёткую позицию в вопросе лидерства.
Умеет формировать команду, микрогруппу.
Дети станут более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к взрослым.
Владеет алгоритмами социально-полезных дел, методикой коллективно–творческой деятельности.
Недостатки, минусы:
1. Недостаточное использование своего воображения;
2. Слабые коммуникативные способности: неумение слушать, слышать и говорить (необходима подсказка педагогов: «Говорите, громко говорите!»)
3. Боязнь риска.
4. Необходимо скорректировать работу в направлении «помоги, подскажи
другому!»
Сильные стороны:
Стабильная лидерская позиция у 3 детей (37,5%), самоинициативность, способность школьника принимать решения оперативно и самостоятельно. Средний уровень лидерства– 4 детей и недостаточный – у 2 детей.
Эта группа не боится конфликтов, ответственности и имеет особый стиль мышления, склонен планировать, просчитывать и осуществлять различные варианты добрых дел: уборку социальных объектов (магазин, асфальтовая дорога перед мастерской или другой вид деятельности).
Прекрасные наблюдатели: по пути от одного социального объекта к другому видят экологические загрязнённые места или дыру в заборе.
Приобрели социальный опыт общения с разными категориями людей или социальными слоями населения, получили практические навыки организации различных социально-полезных дел (концерт на улице перед бабушками, вручение подарка в виде розы).
Рефлексивная деятельность:
Я сам (а) придумала….
Мои впечатления, чувства, ощущения…
У меня получилось, не получилось…
Не знал (узнал)…
Не мог (смог)…
Было трудно (легко)…
Оцениваю себя…
Оцениваю коллектив класса…
Резюмируя представленные выше результаты, можно сформулировать некоторые общие выводы относительно рассмотренной модели игры. Однако это только «семена дуба», поскольку за всем этим стоит необходимость выстраивания необходимой коммуникации с различными структурными подразделениями.
Продолжение работы по выработке индикаторов оценки социально-полезной деятельности.
Таблица анализа поступков и действий обучающихся 1 класса
№
Мои впечатления, чувства
Не мог -
Сумел
Не знал - Узнал
Оценивание
себя
Оценивание коллектива
1.
Добро, Доброта – 4 человека
2.
Радость – 3 человека
3.
Любовь – 1 человек
4.
Почувствовал природу – 1 человек
Таблица анализа поступков и действий обучающихся 2 класса
№
Мои впечатления, чувства, ощущения
Не мог -
Сумел
Не знал - Узнал
Оценивание
себя
Оценивание коллектива
1.
Чувствовали свою доброту и доброту другого человека –
5 человек
Я узнала, что нужно всегда помогать пожилым
Оцениваю
Добротой
2.
Радость – 1 человек
3.
Любовь – 1 человек
Понравилось петь, потому что мы бабушке, Никитиной Марии Игнатьевне, принесли радость
!
!
4.
Понравилось подсказывать другим– 1 человек
4б.
5.
Веселье – 1 чел.
Таблица анализа поступков и действий, умений и навыков обучающихся 3 класса
№
Мои впечатления, чувства
Не мог -
Сумел
Не знал - Узнал
Оценивание
себя
Оценивание коллектива
1.
Добро, Доброта – 2 человека
Смог спеть песню
Узнал, что трудно, сложно работать продавцом
5б.
5б.
5б.
4б.
10б.
5б.
4б. 5б.
2.
Радость – 3 человека
Не могла мыть пол, а сейчас научилась
Я не знал, как мыть пол
3.
Любовь – 1 человек
Я смог помыть пол в магазине
Я не мог продавать, теперь научился
4.
Почувствовала природу (потому что подсказала другим, что валяется мусор по пути в магазин) – 1 человек
Таблица анализа поступков и действий, умений и навыков обучающихся 4 класса
№
Мои впечатления, чувства, ощущения
Сумел(а)
Узнал(а)
Было трудно
Оценивание
себя
Оценивание коллектива
1.
Мне очень понравилось делать Добро, Добрые дела – 2 человека
Было легко спеть песню бабушкам.
Смогла показать концерт. Удалось поработать на почте.
Я узнала, что делать добро очень хорошее дело.
Трудно, сложно работать продавцом
Не получилось петь.
Трудно было подметать на улице.
!
4б.
5б.
4б.
3б.
!
5б.
5б.
5б.
5б.
2.
Радость – 3 человека
веселье – 1 человек.
Чувствовала радость от того, что мы помогали.
Я не знал, как работает продавец, а теперь узнал.
Я не знала, что работать в магазине так сложно.
Было трудно подметать пол в магазине.
4 б.
4б.
3.
Понравилось брать интервью, подметать.
Мне понравилось, как разговаривали с бабушками (общение), как им подарил цветы. Ещё понравилось, как Юля работала продавцом, а Лера сыграла почтальона.
Я узнал, где сидит глава Мувыра
Не получилось спеть песню.
7б.
7б.
4.
Я чувствовала восторг – 1 человек
Понравилось дарить цветы.
Я смогла самостоятельно взять интервью. Мне везде было легко.
Самое лучшее было, когда я поработала в магазине, потому что не знала, как работают продавцы