5
Сценарий тематического вечера
«Памяти узников концлагерей посвящается»
ТЕМА: Памяти узников концлагерей посвящается
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: тематический вечер
ЦЕЛЬ: способствовать формированию стремления обучающихся знать историю своего народа, его прошлое и настоящее.
ЗАДАЧИ:
ознакомить обучающихся с фактами Великой Отечественной войны,
развитие у обучающихся чувства патриотизма, гордости за свой народ, ответственности,
воспитание любви к Родине, к людям, одержавшим победу над фашизмом.
УЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ: обучающиеся, преподаватели.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: актовый зал.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, слайды с записями фашистских лагерей, диски с музыкальными записями.
ОФОРМЛЕНИЕ: Звучит патриотическая, военная музыка, зал оформлен плакатами на антивоенную тематики.
Фонограмма колокола.
Выходят ученики: (слайд1-2 колокол)
1 – Что это? Ты слышишь?
2 – Это колокола. Колокола памяти…
1 – А разве такие бывают?
3 – Бывают, слушай! Это говорит сама память…
1 – Но разве память бывает живой?
4 – А ты не веришь? Человек может умереть дважды:
Там, на поле боя, когда его догонит пуля,
А второй раз – в памяти народной.
1 - Второй раз умирать страшнее.
3 - Второй раз человек должен жить!
Ведущий 4. (слайд 2) Есть фраза: «На войне детей не бывает; те, что попали на войну, должны были расстаться с детством».
Ведущий 2. (слайд 3) Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Мы должны об этом говорить сегодня, должны знать, должны помнить! Потому, что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются от снарядов на пыль и крошки дома, горят детские кроватки.
Ведущий 1. (слайд 4) Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое!
Ведущий 3. (слайд 5) Невозможно смотреть без содрогания документальные фильмы об узниках Бухенвальда. Тем более страшно, когда речь идёт о детях. Эти фильмы рассказывают о нечеловеческих страданиях и муках юных узников этого гитлеровского лагеря смерти, в центральные ворота которого затейливым металлическим узором была вплетена циничная надпись "каждому свое".
(играет скрипка)
(на сцену выводят узников)
(слайд 6)
Мать.
Ой, зачем ты, солнце красное,
Всё уходишь, не прощаешься.
Ой, зачем с войны безрадостной
Сыночек мой не возвращается.
Мальчик (в одежде военнопленного).
Оторвали меня от родимой,
От привольной советской земли,
Увезли далеко на чужбину –
В плен фашисты меня увезли.
И возили на мне, и пахали,
А устанешь, кричали: - “Вперёд!”
И тяжёлою плетью стегали
По рукам, по плечам, по спине.
Я не скрываю: трудно мне,
В чужой, далёкой стороне.
Обители смерти молчат о смерти,
И на вратах написано:
Здесь каждому своё.
Но только, мама, знай,
Что тяга к жизни сильнее,
Чем дорога в ад иль рай.
Мать. (слайд 7)
Зёрнышко моё, Зорюшка моя,
Доченька моя, где ты?
Белый свет не мил,
Извелась душа,
Отзовись скорей, доченька моя.
Девочка:
У меня сегодня день рожденья. Мне сегодня исполнилось 15 лет. Я стала очень худенькой, косички мои остригли наголо, руки мои высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идёт кровь - у меня отбиты лёгкие. А 2 года назад в этот день, мамочка, ты испекла вкусный пирог, играл патефон, и мы мечтали о будущем. На мне было красивое платье в горошек.
А теперь платье у всех одинаковое: в полоску, и отличает нас только номер на руке. Вокруг только овчарки, каждый час кого-то убивают. И день рождения свой я отмечаю вместе с Розой и Кларой, так зовут лагерных свиней. Я ем картошку из корыта вместе с ними, так приказал барон: “Русс была и будет свинья”, - сказал он. Я очень боюсь Розу. В прошлый раз, когда я доставала кусочек корочки из корыта, она схватила меня за руку своими вонючими клыками.
Руки, ноги, все косточки ноют,
Может быть, не дожить до утра.
Обо всём я тебе рассказала
И не знаю, что больше сказать.
Я бы слёзы в письме отослала,
Да исплакала, нечего слать.
Мальчик (слайд 8)
На дверях нашего лагеря написано: “Смерть”. Когда нас сюда привезли, отца разорвали немецкие овчарки. Они драли его на куски, а он кричал: “Сына уберите, сына уберите, чтобы он не испугался…”
Девочка
Милые мои, родные, я больше не хочу так жить и ждать, ждать каждую секунду, что придёт моя очередь идти в никуда.
Девочка
Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!
Совсем недавно он смеялся звонко –
Теперь же в небесах лишь след его парит.
(слайд 10 ангел)
Песня “Бухенвальдский набат”.
(слайд 11)
Ведущий: Тысячи невинных людей разных национальностей были загублены в концлагерях. Каждый год на местах бывших лагерей смерти зацветают маки. Они алеют, как брызги крови жертв фашизма, напоминая о трагедиях войны.
Слайд: ( Маки, песня «Маки» сл.Г.Поженяна, муз.Ю.Антонова)
Ребёнок:
Цветут в Бухенвальде цветы –
Алые маки.
В музейном покое – щиты,
А рядом бараки
Цветут в Бухенвальде цветы –
Алые вспышки.
На маки глядят с высоты
Бессменные вышки.
На вышках эсэсовцев нет
Дым не клубится…
Цветы пламенеют – и свет
Ложится на лица.
Не ходит по лагерю смерть,
Не лают собаки,
А всё-таки жутко смотреть
(слайд 12) розочка
Ведущий 2. 11 апреля мы чтим память тех, кто выдержал муки фашистского ада, и не забудем никогда эти страшные события. А память нам поможет понять, какой ценой завоеван мир на нашей земле.
Ведущий 3 : Прошу всех встать! Давайте почтим память минутой молчания всех тех, кто погиб во время Великой Отечественной войны, всех тех, кто не дожил до наших дней.
(слайд 13)гвоздика
Мальчик:
И всё ж узники - сильные духом!
И в застенках остались людьми.
Пусть погибшим земля будет пухом,
Тем, кто выжил - поклон до земли!