Задачи: - формировать и расширять представления учащихся об осени как времени года;
- закрепить знания о приметах осени, овощах;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: картинки с видами осенней природы, листы бумаги, ручки или карандаши.
Опустел наш школьный сад, паутинки вдаль летят. И на южный край земли потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)
Сентябрь – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского «септимус» и означает «седьмой». В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счёту от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В Древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну – две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов
Все мрачней лицо природы – почернели огороды. Оголяются леса, молкнут птичьи голоса. Медведь в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Октябрь называют вершиной осени. Почему? (Это середина осени). Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его ещё вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлётом.
Поле черно-белым стало. Падает то дождь, то снег. И сильней похолодало, льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)
Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова «груда», что значило разъезженный, плохой и замёрзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжёлыми облаками, идёт снег пополам с дождём.
СЕНТЯБРЬ красное лето провожает, осень встречает.
В ОКТЯБРЕ с солнцем жарким распрощайся, к печке ближе подбирайся.
В НОЯБРЕ мужик с телегой прощается, в сани перебирается.
«СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ». Учащимся предлагаются половинки пословий, нужно собрать целое предложение.
Осенью всего много, … а зимой – молись богу.
Осень прикажет, …а весна свое скажет.
Осенью любого …гостя накормишь.
Осенью ночуй, не переезжая реки, …весной ночуй, не упуская часу.
В осеннее ненастье …семь погод на дворе.
Осень – мать – кисель да блины, …весна – мачеха – сиди да гляди.
Осенью скот жиреет, … а человек добреет.
Придет осень – …за все спросит.
ИГРА «ДА - НЕТ». Всё- ли верно в стихотворении? Если вы согласны – хлопайте, если нет – топайте.
Осенью можно собирать грибы.
Часто идут дожди.
Ветер дует все холоднее.
Птицы начинают вить гнезда.
Прилетают насекомые из теплых стран.
Все собирают урожай.
Можно сажать семена.
Природа готовится к зиме.
Солнце светит все жарче.
Можно загорать и купаться.
Нужно покупать теплые вещи.
Начинаются каникулы.
ВИКТОРИНА «СКАЗОЧНО-ОВОЩНАЯ». Кто лучше всех знает сказки?
В какой сказке персонажами являются овощи? (Чипполино)
Во что превратилась карета Золушки? (Тыква).
За чем ходил в лес заяц и что он так и не принес домой? (Яблоки)
Что вызвало бессонницу у принцессы? (Горошина)
Куда дети звали Антошку? (Копать картошку)
На что похож кузнечик, который сидит в траве? (На огуречик)
От какого корнеплода мужик забрал себе корешки, а медведю отдал вершки? (От репки)
Чем отравила злая мачеха падчерицу из сказки о семи богатырях? (Яблоком)
Что не могла целая семья вытянуть из земли? (Репку)
Что нужно было съесть старику-отцу, чтобы помолодеть и выздороветь? (Молодильное яблоко)
«ЧТО РАСТЕТ В ОГОРОДЕ?». На вопросы дети отвечают словами «ДА» и «НЕТ».
— Растет капуста в огороде? - Да!
— Краснеет помидор всегда? -Да!
— А лук на грядке зеленеет? -Да!
— Картошка в огороде зреет? - Да!
— И на траве, как на подушке растет зеленая лягушка? — Нет!
— Есть в огороде перец сладкий? - Да!
— И кабачок растет на грядке? - Да!
— Морковка выстроилась в ряд? - Да!
— Растет на грядках шоколад? - Нет!
— Растут укроп, фасоль, горох? - Да!
— Растет большой и злой бульдог? - Нет!
«ПРИПАСЫ». Что мы собираем осенью в огороде?
Что за голова – только зубы и борода? (ЧЕСНОК)
Красный Макар в борщ попал. (ПЕРЕЦ)
Круглая, а не месяц, белая, а не луна, горькая, а не полынь. (РЕДЬКА)
Была ребенком – не знала пеленок, а взрослой стала – сто пеленок иметь стала. (КАПУСТА)
Что копали из земли, жарили, варили, что в золе мы испекли, ели да хвалили? (КАРТОШКА)
Желтая курица под тыном дуется. (ТЫКВА)
7. Под листочком у оградки лягушонок спит на грядке, зеленый, прыщеватый, животик беловатый. (ОГУРЕЦ)
Варят из него томат, в щи кладут и так едят. (ПОМИДОР)
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (МОРКОВЬ)
Есть шапка, но без головы, есть нога, но без обуви.
(ГРИБ)
Как приятно на душе – столько всего заготовили мы на зиму! А как же назвать одним словом все это богатство?
Из букв П С Ы И Р А П составьте это слово. Кто быстрее? (ПРИПАСЫ)
«ВКУСНЯТИНА». Мы собрали богатый урожай! А что же можно приготовить из овощей? Из каждого отгаданного слова ведущий называет одну букву, из которых потом дети складывают слово «вкуснятина». За быстрый и правильный ответ полагается приз