Просмотр содержимого документа
«Семинар практикум»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
тема «Формы и методы цикла мероприятий по теме
«Молодая Гвардия».
Разработала:
преподаватель общепрофессиональных и профессиональных дисциплин
Саух Людмила Сергеевна
Луганск 2022
ВЕДЕНИЕ
«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм кое-где стал перерождаться в национализм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Гражданско-патриотическое воспитание студентов в настоящее время приобретает все более актуальное значение. Представители различных слоев российского общества все чаще выдвигают проблему нравственного и патриотического воспитания личности как наиболее важную для дальнейшего развития нашего государства. Действительно в сфере воспитания накопилось немало проблем, которые носят уже системный характер.
Воспитание гражданина и патриота государства – одна из краеугольных задач образовательного учреждения. Решая такую важную проблему, образовательное учреждение, прежде всего, сосредотачивает свои усилия на формировании у обучающихся ценностного отношения к явлениям общественной жизни.
Основные задачи по формированию патриотических качеств у обучающихся:
формирование в период обучения в колледже активной жизненной позиции;
воспитание чувства патриотизма, гордости за страну, уважение к ветеранам (старшему поколению) и к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время;
рассказать о подвиге наших земляков-молодогвардейцев, членов подпольной молодёжной организации «Молодая гвардия».
Цель: развивать творческий потенциал педагогов,
их компетентность в вопросах патриотического воспитания в образовательном учреждении, установить тесное сотрудничество между педагогами .
Задачи:
- расширить имеющиеся знания у педагогов по патриотическому направлению по теме «Молодой Гвардии»;
- совершенствовать полученные знания по патриотическому воспитанию в разных видах деятельности;
- развивать познавательный интерес у педагогов;
- воспитывать любовь к Родине, чувство уважения к памяти о Молодой Гвардии.
Список литературы
Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном обществе: монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М., 1978.
Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 508 с.
Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
Сластенин И.Ф., Исаев, Е. Н. Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.
План мероприятия
Актуальность проблемы;
Методы и формы патриотического воспитания;
Показ видеоролика «Никто не забыт, Ничто н забыть…»;
Обсуждение результатов онлайн-анкетирования;
Выполнение практического задания «Метод ассоциации»;
Выполнение практического задания «Метод 6 шляп»
.
Ход мероприятия
Преподаватель:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами семинар-практикум на тему «Формы и методы цикла мероприятий по теме «Молодая Гвардия».
К сожалению в последнее время у подрастающего поколения происходит утрата многих нравственных ценностей, духовное безразличие и пассивность, забываются национальные традиции в обществе и в семье, а главное теряется любовь к Родине.
В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, способствующих нравственно-патриотическому становлению обучающихся, подготовке их к самостоятельной жизни.
Патриотическое воспитание в нашем колледже включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания обучающихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Патриотизм- это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам, готовность к его защите вплоть до самопожертвования. В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник»
В педагогике выделяются следующие методы воспитания, которые полностью применимы и к патриотическому воспитанию:
Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, дискуссия)
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения личности (упражнение, приучение, педагогическое требование, поручение, воспитывающие ситуации, общественное мнение);
Методы стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение);
Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (контроль, самоконтроль, самооценка)
Среди форм организации патриотического воспитания обучающихся следует выделить:
брифинг (англ. briefing от англ. brief — короткий, недолгий) — краткая пресс-конференция, посвященная одной теме на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу.
проектная работа – это форма исследовательской работы, в процессе которой обучающийся самостоятельно находит информацию по теме работы, изучает ее, делает выводы и предоставляет материал на всеобщее обозрение. В процессе проектной деятельности успешнее всего осуществляется формирование универсальных учебных действий: умения самостоятельно добывать знания, применять их осознанно в практической деятельности, готовность находить решение учебных и социальных проблем, потребность и способность к саморазвитию.
Структура проекта:
Тема проекта
Цели проекта
Задачи проекта
Актуальность проекта
Этапы и сроки реализации проекта
Участники проекта
Ресурсы для реализации проекта
Ожидаемые результаты проекта
Использованные источники информации
Приложения
круглые столы;
уроки Памяти, Уроки Мужества,
диспуты, викторины.
участие в художественной самодеятельности.
участие в военно-спортивных соревнованиях «День здоровья»;
создание музейной комнаты;
кружковая работа;
воспитательные часы ведущая форма ценностно-ориентировочной деятельности, способствующая формированию у обучающихся системы отношений к окружающему миру.
Функции воспитательного часа:
1) просветительская (расширение знаний обучающихся по определённой теме);
2) ориентирующая – заключается в формировании у обучающихся определённых отношений к окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция помогает знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать мир.
3) направляющая – воспитательного часа помогает перевести разговор о жизни в область реальной практики обучающихся, направляя их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону обучающихся, на их поведение, на выбор жизненного пути, на постановку жизненных целей .
Чаще всего воспитательный час одновременно имеет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет.
анкетирование (обсуждение результатов онлайн- анкетирования)
Практическое задание метод «Ассоциаций»
Метод составления цепочек или карт понятий на основании ассоциаций, то есть построение взаимосвязей между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которых упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающемся с ним.
Цель данного метода: расширить или создать контекст заданного понятия, явления или темы.
Пошаговая методика
1.Запишите сверху или в центре доски основное понятие, тему или явление, вокруг которого обучающие будут собирать ассоциации.
2.Предложите обучающим придумать ассоциации, связанные с зафиксированным на доске словом. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, ассоциации с названиями цветов, ощущениями, формами и т. д.
3.Попросите обучающих поделиться получившимися ассоциациями, зафиксируйте их на доске. Возможны не только слова, но и картинки, символы и т. п.
4.Попросите к получившимся ассоциациям найти новые и фиксируйте все взаимосвязи без корректировок.
5.Попросите посмотреть на получившиеся ассоциации и прокомментировать, какие ассоциации им больше всего по душе, какие показались самыми неожиданными.
Перед вами на доске портреты ребят подпольной комсомольской организации «Молодая Гвардия». Каждому необходимо написать на бумаге ассоциацию к «Молодой Гвардии» одним словом любой части речи, и прикрепить данную ассоциацию к доске.
Практическое задание «Метод 6 шляп мышления».
Метод «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения.
«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, который помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.
Алгоритм работы с приемом
Задается проблемная ситуация (вопрос, тема). Скажем сразу, что эта ситуация изначально должна быть многовариантной и не должна иметь однозначного ответа или решения.
Группа делится на шесть команд. Каждая выбирает себе одну шляпу (по жребию или по желанию).
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
Белая — «факты». Участники этой группы оперируют только фактами. То есть какая есть информация, цифры и факты по теме обсуждения.
Желтая —«оптимист».Участники этой группы ищут преимущества, достоинства предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
Черная — «критик». Участники делают акцент на критическое восприятие . Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
Красная — «эмоции». Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов основываясь на интуиции.
Зеленая — «философ». Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными. Разрушают стереотипы, ищут новые идеи, фантазируют.
Сегодня мы попробуем продемонстрировать данный метод по теме «Молодая Гвардия». Каждый участник мероприятия получает на выбор шляпу. И в зависимости от цвета шляпы становится либо «критиком», либо «оптимистом» и т.д.
Вывод
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы.
Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм и методов организации педагогического процесса.