Учитель:
Правильно, ребята. Послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написала поэтесса Любовь Бодрова (читает подготовленная ученица):
ДОБРОТА
Ценней всего на свете Доброта,
Она сияет добрыми глазами,
Невидима, но яркими лучами
Согреет, и откликнется душа.
Меняет свою цену красота,
От времени тускнеет, будто стразы,
Но только, как блестящие алмазы,
Желанный лучик, светит Доброта.
Нет ничего прекрасней красоты,
Она достойна всяческих похвал,
Но только тот, кто Доброту познал,
Поклонится ей низко до земли.
Учитель:
- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. Давайте вспомним пословицы о доброте и постараемся понять, как можно отличить добро от зла.
Дети вспоминают пословицы:
Злой не верит, что есть добрый
Добрая слава лежит, а худая бежит
Добрые вести прибавят чести
Доброе слово лечит, злое калечит
Делай другим добро – будешь сам без беды
Живи добрее, будешь всем милее
(Если дети затрудняются при ответе, учитель им помогает).
Скажите, а в каких словах живет доброта? (На доску вывешиваются по одному слова). Работа со словами.
Доброжелательный
Добросовестность
Добродетель
Добрый день
Доброго здоровья
Добросердечие
Добродушие
Вывод: Доброта живет в сердце и душе человека.
Учитель: Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги.
В процессе жизни этот лист заполняется духовными качествами, которые необходимы человеку для общения с людьми.
Посмотрите на экран, здесь вы видите изображение дерева (нарисовано дерево без листьев, цветов, плодов).
Сегодня мы постараемся изменить этот рисунок и дополнить его.
Ребята у каждого человека свой путь к доброте, свои взлеты и падения.
Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.
«Скажите, а что с этим котенком?»- спросил мальчик.
Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.
«Это на всю жизнь, так сказал ветеринар»,- добавил мужчина. - Поэтому котенок и хромает».
Тогда мальчик почему-то очень заволновался: «Вот его-то я и хотел бы приобрести».
«Да ты что, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.
Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром, - напряженным голосом произнес ребенок. Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он.
Сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».
При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать, и этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», - дрожащим голосом произнес мальчик.
Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты»,- сказал продавец.
Учитель:
1) Понравилась ли вам притча? 2)Скажите, пожалуйста, о каких чертах характера мальчика вы можете сказать? 3)Чему учит эта притча? 4)Смогли бы вы поступить так, как этот мальчик?
Дети отвечают на вопросы учителя.
В действительности, не столь важно, КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, КАКОЙ вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь в этом и проявляется милосердие, качество, близкое слову доброта.
Учитель: А сейчас мы познакомимся с песней Светланы Копыловой «Окно». Песня рассказывает о двух больных людях без ног- с разными характерами, которые оказались рядом в конце своей жизни.
Исполнение песни «ОКНА». Поёт учитель под гитару.
Учитель: Ребята, как вы думаете, о каких чертах характера этих людей мы можем сказать?
Ответы детей: 1) Всегда весёлый, жизнерадостный, как огонёк светил он людям, поддерживал их, как мог, в трудные времена. На людей он не производил впечатления человека, обделённого судьбой, хотя и был слепым. Наоборот, отличался он необыкновенной силой духа, все его уважали и любили.
2)Сила воли, любовь к жизни, необыкновенная доброта, отсутствие обиды на жизнь и людей - вот отличительные черты характера этого замечательного человека.
Учитель: А сейчас мы с вами проведем игру под названием: «Что в ларце?»
Учитель: Это ларец Феи Доброты с ее дарами. Как вы думаете, что в нем? (Заранее учителем подготовлен сказочный ларец).
(Предположения детей: украшения, книга, игрушка и т.д.)
Девочка открывает ларец, а в нем ничего нет.
Дети удивлены: В ларце ничего нет! Он пустой!
Учитель: Нет, дети, ларец не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?
Ответы детей (На доске прикреплены слова, написанные голубым фломастером):
Доброта, нежность, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность:
Учитель:
- А никто не хочет положить в ларец зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство?
Дети: Нет! (во время ответов детей учитель закрывает эти слова, и на доске появляется изображение солнышка).
Учитель: Подумайте, что из этих даров вы хотели бы подарить своим родным? Какие качества вы бы хотели иметь в своем сердце?
Я надеюсь, что в конце классного часа прозвучат ответы на эти вопросы.
Учитель: А теперь каждая команда получает индивидуальное задание.
-1 команда составляет небольшое стихотворение по теме «Доброта»
-2 команда составляет рисунок-коллаж на тему « Доброта»
-3 команда вспоминает и записывает имена добрых персонажей сказок и рассказов.
(Фломастеры, бумага, фотографии, рисунки заранее подготовлены на столах).
Анализ работ.
Учитель: Молодцы! Ребята, а сейчас мы посмотрим сценку «Мой ангел-хранитель».
На сцену выходят две девочки. Одна из них в костюме ангела.
1-я девочка:
Распахнул надо мною из Вечности
Добрый Ангел - два светлых крыла,
Я ему улыбнулась доверчиво,
И ладошку свою подала.
Ты веди меня, Богом мне посланный,
Если можешь, от бед сохраняй.
Ясным днём и порой самой позднею,
Светом крыльев своих осеняй.
Подскажи и направь в бесконечности
Череды испытаний, меня.
Улыбнулся мой Ангел из Вечности,
Колокольчиком тихо звеня.
2-я девочка в костюме ангела:
Я иду за тобой след в след
Легким ветром июньской прохлады;
Ты уверен: меня здесь нет,
Но запомни: я где-то рядом.
Я храню тебя от невзгод,
Неудач и опасных падений;
Не заметишь ты мой полет,
Я своей не оставлю тени.
Засыпая, ты каждый раз
И подумать не можешь даже,
Что с тебя не свожу я глаз,
Твои волосы нежно глажу.
А под утро, рядом с тобою,
На подушке пригревшись сладко,
Желтым зайчиком, не беспокоя,
Улыбаюсь тебе украдкой.
Я по жизни с тобой иду,
А она не стоит на месте;
Ты поверь мне, любую беду
Легче выдержать только вместе.
Видишь два крыла за спиной?
Я не птица, не душ похититель;
Просто я навсегда с тобой,
Просто я – твой ангел-хранитель...
1-я девочка:
Обнял бережно крыльями сильными,
И пошёл тихо рядом со мной.
И бредём мы дорогами пыльными -
Я и Ангел Божественный мой.
Учитель: Дорогие мои ребята, вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте, а помогает всем ангел-хранитель. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Какие из даров Феи Доброты вы оставите в своем сердце? Ответы детей.
Учитель: Наш классный час подходит к концу. Я всех благодарю за теплое, доверительное участие, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие я хочу ещё одним высказыванием о доброте:
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
Посмотрите, какое красивое деревце мы вырастили!
(Учитель включает слайд из презентации с изображением дерева, на котором листья, цветы, плоды).
Вы прошли к нему по ступенькам доброты, и я желаю, чтобы эти ступеньки превратилась в широкий путь, по которому вы будете идти уверенно, даря всем радость, доброту, любовь. Дети прикрепляют белые макеты ладошек на доску. (Заранее детям было задание - изготовить макеты ладошек)
(Ладошки прикрепляются попарно, создается впечатление летящих белых птичек).
Песня «Давай молитвою мы встретим…»; исполняют все присутствующие на мероприятии.
(Ф. И.О., квалификация)
________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«____» ___________________ 2014г.