kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Русский характер в рассказе Михаила Шолохова "Судьба человека" - урок мужества

Нажмите, чтобы узнать подробности

История создания повести. Викторина, обсуждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Русский характер в рассказе Михаила Шолохова "Судьба человека" - урок мужества»



ГБПОУ РО «ЗернПК»















"Русский характер в рассказе

М. Шолохова "Судьба человека"

(Урок мужества)











составители:

Шагрова Л.П., библиограф

Чевган С.Б., библиотекарь









г. Зерноград

2016г.

“Человек не рождается,

а становится тем, кто он есть”

Гельвеций



Михаил Шолохов родился на юге России, в Ростовской области в большом степном хуторе Кружилином станицы Вешенской 24 мая 1905 года. Мать его, Анастасия Даниловна, родом из Украины, отец, Александр Михайлович, выходец из рязанской губернии. Миша учился сначала в Каргинском начальном училище, а затем в нескольких гимназиях. Учебу прервала революция 1917 года и гражданская война.

В 1922 году Шолохов едет в Москву, чтобы пополнить образование и попробовать свои силы в литературе. Рассказы, написанные Шолоховым в то время, составили сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

В январе 1924 года, на своей родине, Шолохов женился на Марии Петровне Громославской и увез молодую жену в Москву, где жил в то время. Но, поскольку он считал, что заниматься творчеством надо не в Москве, а на Дону, где меньше суеты, а главное, рядом герои его будущих произведений, семья переехала в станицу Вешенскую. Здесь, в 1926 году, Шолохов начал работу над своим главным произведением – романом «Тихий Дон». Поразительна работоспособность, которую проявил Шолохов в это время. В 1928 году он публикует первые две книги «Тихого Дона».

В 1932 году вышла 1-я книга романа «Поднятая целина». Шолохов дописывал вторую книгу «Поднятой целины», но завершить работу над ней не успел – началась война 1941-1945 годов. Шолохов не остался в стороне от борьбы.

Писатель часто бывал на передовой, по свежим впечатлениям писал очерки, накапливал материал для своих произведений. Очерково-публицистический рассказ «Наука ненависти» был опубликован в июне 1942 года. Там Шолохов писал: «И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков».

Сталин, прочитав рассказ, сказал Шолохову, что в условиях фашистского нашествия рассказ является своевременным и нужным.

Михаил Александрович в 1943 году начинает работу над романом «Они сражались за Родину». Произведение повествует о тяжелых днях отступления, о смертельной схватке под Сталинградом, переломившей весь ход войны. Печатаются первые главы романа.

На сценах театров шли инсценировки этого произведения, но завершить роман Шолохову не удалось ни сразу после войны, ни в последующие годы: слишком много в тексте оказалось не газетной, а подлинной правды.

Отношения между Сталиным и Шолоховым были сложными. В центральной печати появилось открытое письмо Сталина: «Товарищ Шолохов в своем «Тихом Доне» допустил ряд грубейших ошибок и прямо неверных сведений...» Публикация письма Сталина в 1949 году обусловила негласный запрет на переиздание романа до смерти вождя в 1953 году. Ему не разрешали посещать архив Генштаба – собирать материал для новой работы. Тем не менее, творчество Шолохова оценено по достоинству.

Он лауреат множества премий и наград, а в 1965 году удостоен Нобелевской премии за роман "Тихий Дон".

Произведения Шолохова неоднократно инсценировались и экранизировались. Рассказы: «Нахалёнок», «Жеребёнок», «Донская повесть», «Чужая кровь», «Судьба человека». Романы: «Поднятая целина», «Тихий Дон», «Они сражались за Родину».

В последние годы жизни Шолохов тяжело болел, но держался стойко. Даже врачи удивлялись его терпению. Светлана Шолохова рассказывала: «После жуткой контузии, которую он получил во время авиакатастрофы при перелете из Москвы в Куйбышев, у отца случился инсульт, затем второй. Потом начался сильнейший диабет, к которому добавился и рак.

У него были жуткие боли, но он вел себя так стойко, что никто никогда бы не подумал, что он ужасно страдает. Я была с ним в больнице в Москве перед самой его смертью. Врачи меня просили: «Светлана Михайловна, уговорите его уколоть обезболивающее, это же такая боль!» Папа на все уговоры отвечал: «Никакой боли у меня нет, и уколы не нужны». Потом вообще попросил забрать его из больницы, сказал: «Вызывай самолет, мне здесь делать нечего». Он боялся, что его похоронят в Москве. Он знал, что ему осталось недолго. И мы улетели в Вешенскую».

Умер писатель 21 февраля 1984 года.

Тема войны (сначала гражданской, затем Великой Отечественной) является в творчестве Шолохова главной темой. В военных корреспонденциях, очерках "На Дону", "На юге", "Военнопленные", "В казачьих колхозах" писатель раскрывает античеловеческий характер развязанной гитлеровцами войны.

В июне 1942 года был опубликован рассказ «Наука ненависти». Это художественное обобщение опыта народа, обретшего твёрдую уверенность в том, что примирения с врагом быть не может; жгучую ненависть ко всему, что несёт человеческую гибель, порабощение; патриотизм, уверенность в победе над врагом.

В 1943-1944гг в газетах «Правда» и «Красная звезда» начали печататься главы романа «Они сражались за Родину». После войны в «Правде» опубликованы очерки «Слово о Родине», «Борьба продолжается», «Не уйти палачам от суда народов» и др.

Одним из наиболее запоминающихся стал рассказ «Судьба человека», написанный уже после войны, в 1956 году. Сегодня мы поговорим о нём подробнее.

О рассказе «Судьба человека».

Впервые рассказ «Судьба человека» был опубликован в газете «Правда» на рубеже 1956-1957 годов (31 декабря и 2 января). Вскоре он был прочитан по Всесоюзному радио. Рассказ потряс миллионы людей.

- Каково ваше впечатление от рассказа? Легко ли он прочитался?

Шолохов написал этот рассказ в очень короткий срок: всего за несколько дней. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло десять лет.

В этом рассказе Шолохов изобразил судьбу рядового советского человека, прошедшего войну, плен, испытавшего много боли, тягот, потерь, лишений, но не сломленного ими и сумевшего сохранить теплоту души.

- Каким рисует автор своего героя при их случайной встрече на берегу реки?

Впервые мы встречаем главного героя Андрея Соколова у переправы. Представление о нем мы получаем через впечатление рассказчика. Соколов - высокий, сутуловатый мужчина, у него большие темные руки, глаза «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Жизнь оставило в его внешности глубокие и страшные следы. Но он говорит о своей жизни, что она была у него обыкновенная, хотя, как мы узнали позже, на самом деле она была полна ужасных потрясений.

Андрей Соколов, словно ненароком, поведал случайному встречному горестную историю, которая произошла именно с ним, а перед нашими глазами встал обобщенный образ русского человека, наделенный чертами подлинной человечности и настоящего героизма.

- Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку?

Когда Соколов женился, в его жизни появилась светлая полоса. Его счастье было в семье. О жене Ирине он отзывался с любовью и нежностью. Она была умелой хранительницей домашнего очага, старалась создать в доме уют и теплую атмосферу, за что муж ей был безмерно благодарен. Андрей Соколов нашел свое нехитрое счастье: жена - умница, дети - отличники, свой собственный домик, скромный достаток - это все, что ему было нужно.

Но война разрушила его жизнь, как и тысячи жизней других людей. Тяжело ему далось прощание с семьей. Сердце его жены предчувствовало, что эта разлука навсегда. Тогда он оттолкнул на мгновение, разозлился, посчитав, что она его «заживо хоронит», а вышло все наоборот: он вернулся, а семья погибла. Эта потеря для него - страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь, вспоминает каждый свой шаг. Но Соколов несправедливо себя обвиняет, потому что он сделал все, что мог, чтобы вернуться живым, и честно выполнял этот долг.

-В чем видит счастье А. Соколов до войны? (Семья, работа, дом, дети.)

Когда нужно было отвезти боеприпасы батарее, оказавшейся без снарядов под вражеским огнем, командир автороты спросил: «Проскочишь Соколов?» Но для него этот вопрос изначально был решенный: «А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может погибают, а я тут чухаться буду?» В его машину попал снаряд, и Соколов оказался пленником. Много боли, тягостей, унижений претерпел он в плену, но в любой ситуации он сохранял свое человеческое достоинство. Когда немец велел снять ему сапоги, то он протянул тому и портянки, чем поставил фашиста в глупое положение в глазах товарищей. И враги смеялись не над унижением русского солдата, а над своим же.

Это качество Соколова проявилось и в сцене в церкви, когда он услышал, что один из солдат угрожал молодому командиру его выдать. Соколову противна мысль, что русский человек способен на такое гнусное предательство. Андрей задушил негодяя, и ему стало так отвратительно, «будто он не человека, а какого-то гада душил».

- Какое значение имеет эпизод «В церкви»? как проявляют себя люди? Какая позиция ближе всего Соколову?

Соколов пытался бежать из плена, он во что бы то ни стало хотел вернуться к своим. Однако в первый раз ему это не удалось, его нашли с собаками, избили, истерзали и посадили в карцер на месяц. Но это его не сломило, мечта о побеге у него осталась. Его поддерживала мысль о том, что на Родине его ждут, и должны дождаться.

В конце концов, Соколову удалось сбежать, но и тут он думал о долге перед Родиной и привез с собой немецкого инженера с ценной информацией.

Но жизнь не пощадила Андрея. Война отняла у него семью, и в самый День Победы его гордость – единственного сына. Но она не смогла уничтожить дух русского человека. Андрей сумел сохранить в душе теплоту для маленького мальчика, сиротки, которого нашёл у дверей чайной и стал для него отцом.

- Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова?

Соколов не мог жить только для себя, это казалось ему бессмысленно, ему нужно было о ком-то заботиться, на кого-то обратить не растраченную любовь к утерянной на всегда семье. В этом мальчике сосредоточилась теперь вся жизнь Соколова. И даже когда его постигла очередная неудача: подвернулась под машину на дороге злосчастная корова, и от него несправедливо отобрали водительские права, он не озлобился, потому что теперь у него был маленький человечек, для которого стоит жить и сохранять душевное тепло.

- Как выражена в рассказе авторская позиция?

Вот так Шолохов представил перед нами нелёгкую жизнь одного рядового русского человека. Он – обыкновенный солдат – труженик, каких в Советской Армии насчитывались миллионы. И даже трагедия, пережитая им, не является исключительной: в годы нашествия фашистов на нашу страну многие люди потеряли своих самых дорогих и близких.

«Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во Второй мировой войне, посмотрите этот фильм», - писала одна английская газете о фильме «Судьба человека», а значит и о самом рассказе.

- Как вы думаете, почему такой рассказ не мог появиться раньше?

(Приказ Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии № 270 от 16 августа 1941 года гласит, что все части красноармейцев обязаны драться до последней возможности, а если примут решение сдаться в плен, то их уничтожат свои же. Семьи сдавшихся в плен лишались помощи и пособий. Сталин говорил, что у нас нет пленных, у нас есть только предатели).

По этой же причине много лет не исполнялась и песня М. Блантера, слова М. Исаковского «ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ». Написанная вскоре после окончания войны, она, прозвучав всего один раз по радио, затем не исполнялась около… пятнадцати лет.

Рассказ «Судьба человека» стал не только литературным явлением, он восстановил достоинство сотен тысяч военнопленных.

- В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»?

В рассказе «Судьба человека» Михаил Шолохов показал лучшие черты русского национального характера, благодаря которым Советский союз сумел одержать победу.

- Нужны ли такие качества русскому человеку в 21 веке?

«Русский характер легкий, открытый, добродушный, жалостливый, когда жизнь не требует его к тяжелой жертве. Но когда приходит беда - русский человек суров, двужилен в труде и беспощаден к врагу, - не щадя себя, не щадит и врага» … А.Н. Толстой «Русский характер».

Русский характер! Где можно увидеть такое? Он есть у настоящего русского человека, и примеров тому много (студенты приводят свои примеры).

О русском характере писали многие авторы. Это и Егор Дрёмов из рассказа Алексея Толстого «Русский характер» и пятеро девочек-зенитчиц из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», летчик – истребитель А. Мересьев из повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», и майор из стихотворения Константина Симонова «Сын артиллериста».

Отрывок из стихотворения «Сын артиллериста» Константина Симонова:

Третий сигнал по радио:

— Немцы вокруг меня,

Бейте четыре, десять,

Не жалейте огня!

Майор побледнел, услышав:

Четыре, десять — как раз

То место, где его Ленька

Должен сидеть сейчас.

Но, не подавши виду,

Забыв, что он был отцом,

Майор продолжал командовать

Со спокойным лицом:

«Огонь!» — летели снаряды.

«Огонь!» — заряжай скорей!

По квадрату четыре, десять

Било шесть батарей.



Как вы думаете в наше время люди способны на такие поступки, на подвиг? Сохранился ли сейчас русский характер?


(примеры: сотрудники МЧС, пожарные, и рядовые люди, спасающие других. Одним из последних ярких примеров проявления русского характера мы можем назвать военнослужащего Вооружённых Сил Российской Федерации, старшего лейтенанта, участника военной операции России в Сирии, Александра Прохоренко, погибшего 17 марта 2016 года при исполнении служебных обязанностей, Героя Российской Федерации).

Произведения, о которых мы сегодня говорили, учат нас милосердию, высокой нравственности, гражданственности, учат быть людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза.

Закончить нашу с вами встречу, я хочу такими словами И. Бехера:

Но быть человеком –не так это просто.

Но быть человеком –геройство в наш век!

О, встать бы и крикнуть с трибуны, с помоста:

Храни человечность свою, человек!



Список литературы

  1. Андриасов, М. Сын Тихого Дона/ М. Андриасов. – М.: Сов. Россия,1969. –208с.: ил.

  2. Березин, В. Слово о счастье (рассказ М. Шолохова «Судьба человека»)/ В. Березин // Литература: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 1997. - №33. – С. 13

  3. Бирюков, Ф.Г. О подвиге народном: Жизнь и творчество М.А. Шолохова/ Ф.Г. Бирюков. – М.: Просвещение,1989.-207с.:ил.

  4. Гуйс, И. Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека" и его киноинтерпретация / И. Гуйс// Литература: Газета Издательского дома "Первое сентября". - 2009.-№10.-С.40-43.

  5. Запевалов, В.Н. Шолохов Михаил Александрович/ В.Н. Запевалов// Русские писатели: ХХ век: биобиблиографический словарь: в 2 в. Ч.1. М-Я/ редкол. Н.А. Грознова и др.; под ред. Н.Н. Скатова. -М.: Просвещение, 1998.-С.609-615

  6. Кобринский, А. О рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Миф и идеология/ А. Кобринский // Литература: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2003. - №17. – С. 7

  7. Ковальчук, О. Русский характер в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»/ О. Ковальчук// Литература: Газета Издательского дома «Первое сентября». – 2003. - №17. – С. 5-6.

  8. Михаил Александрович Шолохов (1905-1984)//Мастера литературы, театра и кино. -М.: Вече, 2006. – С.80-83.

  9. Осипов, В. Классик в литературе и СМИ/ В. Осипов // Библиотека. – 2000. - №5. – С. 81

  10. Платонова, Т. «Судьба человека» М. Шолохова и Галицко-Волынская летопись. Опыт параллельного прочтения. 9 кл./ Т. Платонова // Литература в школе. – 2003. - №6. – С. 32-34.

  11. Солдаткина, Я.В. Русский национальный характер в прозе М.А. Шолохова и А.И. Солженицына: "Судьба человека" и "Один день Ивана Денисовича" / Я. В. Солдаткина// Русская словесность. - 2009.-№6.-С.29-32

  12. Федь, Н.М. М.А. Шолохов: штрихи к биографии/ Н.М. Федь // Литература в школе. – 1993. - №4. – С. 28-33.

  13. Шолохов, М.А. Собрание сочинений: в 9 т. Т.1-9 / Шолохов Михаил Александрович; сост., предисл., примеч. В. Васильева. - М. : ТЕРРА - Книжный клуб, 2001.

  14. Шолохов, М.А. Донские рассказы/М.А. Шолохов. – М.: Худож. лит., 1980. – 302с.

  15. Шолохов, М.А. Они сражались за Родину: главы из романа; Судьба человека: рассказ/ М.А.Шолохов. – М.: Дружба народов, 1994. – 320с.

  16. Шолохов, М.А. Судьба человека: рассказы/М.А. Шолохов. – М.: Советская Россия, 1983. – 128с.

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Русский характер в рассказе Михаила Шолохова "Судьба человека" - урок мужества

Автор: Шагрова Людмила Павловна, Чевган Светлана Борисовна

Дата: 26.01.2017

Номер свидетельства: 384003

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "« Русский характер в рассказе М.Шолохова «Судьба человека»."
    ["seo_title"] => string(62) "russkii-kharaktier-v-rasskazie-m-sholokhova-sud-ba-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "252212"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447343892"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока по литературе Строки опаленные войной. "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-stroki-opaliennyie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "168032"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423159750"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства