Сценарий мероприятия
«Рождественские встречи»
2014 г
ЗАДАЧИ.
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней;
- формирование у детей представлений о целесообразном устройстве предметной среды и возможности совместно со взрослыми участвовать в созидании этой среды через оформление интерьера к праздникам.
2. РАЗВИВАЮЩИЕ:
- помощь в становлении творческой личности ребёнка, как созидателя и преобразователя.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребёнка на основе приобщения к традициям православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;
- воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним, навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности и адекватному проявлению этих чувств.
Ход занятия.
Учитель:
Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные. Пригласили мы вас сюда на Рождественские встречи. И так, мы начинаем… Кто из вас – девочек и мальчиков – не любит дни, когда на ёлках, украшенных игрушками, зажигаются гирлянды огней?
Вас ждут тогда подарки, песни и игры под зелёным новогодним деревом.
Новый год – это начало первого месяца – января. Однако издавна в это зимнее время празднуют не только Новый год, но и Рождество. Первые ёлки зажигались в России именно в честь Рождества.
Старинное слово Рождество означает Рождение.
Кто же родился в этот день?
Для того чтобы это узнать, я предлагаю отправиться в путешествие во времени.
Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов,
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов…
Цветы там душистее, звёзды – крупнее,
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
Там дышит морская волна…
В такой-то стране ароматною ночью,
При шёпоте лавров и роз,
Свершилось желанное чудо воочию:
Родился Младенец – Христос.
По ходу рассказа воспитатель показывает картины, репродукции «Рождество»
«Христос» - значит царь. Но Иисус был царём необыкновенным. У него не было ни короны, ни дворца, ни трона, ни войска…
Для людей его Рождество так важно, что почти все народы договорились вести счёт годам, начиная с этого события.
Когда наступает праздник Рождества, на сей земле, в домах и церквах – это особые красивые здания, построенные в честь Иисуса Христа – зажигают свечи, поют песни о родившемся в мир Младенце и Его Матери.
В дни Рождества во многих странах принято устраивать «Вертепы». Так называется пещера, где родился Христос. Их помещают под ёлкой или в церквах. Это радостный, весёлый праздник.
Сейчас я вам расскажу и покажу, как произошло Рождество Христово.
Учитель, меняя слады презентации, рассказывает историю Рождества
В те времена иудеи были под властью римлян. Римский царь Ирод велел сделать перепись населения по всему царству. И пошли все записываться, каждый в свой отечественный город. Иосиф и Мария происходили из рода царя Давида. Родина Давида была в Вифлееме.
Иосиф посадил жену на ослика и пустился в дорогу из города Назарета в город Вифлеем.
Когда они добрались до Вифлеема, оказалось, что весь город переполнен из-за переписи, и им негде заночевать.
Наконец они смогли остановиться лишь за городом в каменной пещере, в которой в ненастную погоду пастухи загоняли скотину. Овцы в это время года паслись в поле, и Иосиф с Марией смогли расположиться на ночь. Марии наступило время родить. И родила Пресвятая Дева Мария сына своего первенца. Спеленала его и положила в ясли – кормушку для скота.
Дети читают «Колыбельная Богоматери» Григорий Зобин.
Посмотри: пылают
Звёзды над горами,
Пастухи в долинах
Бродят со стадами.
На соломе
Скорей
Засыпай,
Царь царей.
Тихий колокольчик.
Белая овечка.
Спит Младенец в Яслях.
Догорает свечка.
Баю-бай,
Рядом Я,
Ангел Мой,
Жизнь Моя.
Вот звезда восходит
Прямо над пещерой,
Сердце наполняя
Радостью и верой.
Утра час
Недалёк.
Спи, Мой Бог,
Мой сынок.
Так родился Спаситель Мира.
А рано утром у пещеры послышались голоса. Это пришли пастухи. Их лица были радостными, голоса взволнованными. Наперебой они рассказывали, что Ангел Божий явился им в поле и возвестил о рождении Христа.
Люди были счастливы, что пришёл на Землю Спаситель.
По всей земле люди празднуют Рождество. А как у нас в России отмечают, мне помогут рассказать дети.
Коринфский «Христославы»
1й ребёнок: Под покровом ночи звёздной
Дремлет русское село.
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело.
2й ребёнок: Кое-где огни по окнам,
Словно звёздочки горят.
На огни бегут сугробом
Со звездой толпа ребят.
3й ребёнок: Под оконцами стучатся,
Рождество Твоё поют:
«Христославы, христославы! »
Раздаётся там и тут.
4й ребёнок: И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О Рождении Христа!
Воспитатель:
Кто же такие Христославы?
Дети: Те, кто славят Христа.
учитель:
А как же отмечали Рождество в старину. Об этом нам расскажет замечательный русский писатель И. С. Шмелев. Жил он не так уж и давно- в 20 веке. Некоторое время жил и работал в городе Владимире, так что он почти наш земляк. По воспоминаниям своего детства он написал книгу «Лето Господне», где вот как описывает Рождество в доме своих родителей:
«В Сочельник, под Рождество,— бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом; взвар — из чернослива, груши, шепталы... Ставили под образа, на сено. Почему?.. А будто — дар Христу. Ну... будто, Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла... Первая звезда, а вон — другая... На черном небе так и кипит от света, дрожит, мерцает. А какие звезды!.. Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе-то мерз-лость, через нее-то звезды большие, разными огнями блещут,— голубой хрусталь, и синий, и Зеленый,— в стрелках. И звон услышишь. И будто это звезды — звон-то! Морозный, гулкий,— прямо серебро... В Кремле ударят,— древний звон, степенный, с глухотой. А то — тугое серебро, как бархат звонный. И все запело, тысяча церквей играет. Такого не услышишь, нет. Не Пасха, перезвону нет, а стелет звоном, кроет серебром, как пенье, без конца-начала...— гул и гул.
...Звездный звон, певучий,— плывет, не молкнет; сонный звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних,— Рождество.
Идешь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев-молитву, простой, особенный какой-то, детский, теплый...— и почему-то видится кроватка, звезды.
Рождество Твое, Христе Боже наш,
Вознесия мирови Свет Разума...»
На Рождество в каждом доме выпекали горы пирогов и всевозможных пирожков — для многочисленных гостей и для тех, кто придет «колядовать»: в ночь под Рождество по домам ходили ряженые, поздравляли всех с праздником. Их одаривали вкусной снедью, приглашали к столу, потом они шли в следующий дом.
В колядовании тесно переплелись языческие и христианские мотивы. Прежде Коляда символизировал поклонение Солнцу, теплу, дарующим плодородие и веселье, в колядках воспевались солнце, гроза, месяц, звучали пожелания, обильного урожая, счастливого брака и т. д. Постепенно коляды слились с Рождеством, наступающим как раз в то время, когда солнце поворачивает к весне. Отголоски языческого прошлого в колядовании слышны в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»:
«Колядовать у нас называется петь под окнами накануне рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяйка или хозяин, или кто остается дома, колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат. Говорят, что был когда-то болван Коляда, которого принимали за бога, и что будто от того и пошли колядки. Кто его знает? Не нам, простым людям, об этом толковать. Однако ж если сказать правду, то в колядках и слова нет про Коляду. Поют часто про рождество Христа; а при конце желают здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому».
Надо ли говорить, что в волшебную ночь даже взрослые загадывали желания. Ведь считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное. Но с условием: чтобы желания были добрыми.
С. Чёрный «Рождественское».
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лён его волос…
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям кинулись гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пёс, прокравшись к тёплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком…
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал:
«Посмотреть бы на ребёнка
Хоть минуточку и мне! »
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей! »
учитель: (переходит в зал с елкой)
Посмотрите, дети, какая красивая ёлка у нас в зале.
Во многих странах на Новый год и Рождество принято наряжать ёлку.
А впервые ёлку начали наряжать в Германии в Средние века.
Первыми игрушками были яблоки, орешки и различные сладости. Позже ёлку стали украшать блестящими игрушками, лампочками, свечками, а на самом верху вешали звезду. Она является символом Вифлеемской звезды, которая указала место рождения Иисуса.
Давайте, исполним хоровод православного поэта В. Александрова
Дети надевают на головы маски- шапочки лесных животных. Под аккомпанемент музыкального руководителя исполняется танец-хоровод.
«Маленькой ёлочке холодно зимой… »
учитель:
А сейчас я предлагаю послушать сказку-легенду о рождественской ёлочке.
учитель включает аудиозапись сказки. Автор музыки и текста песни, режиссёр-постановщик – И. Литвак, аранжировщик, звукорежиссёр В. Улитин. «Сказки о рождественской ёлочке»
учитель:
Понравилась вам сказка? Чем понравилась?
Дети: Да, очень! Она нежная, плавная, волшебная и очень добрая. Какая добрая ёлочка, скромная. Ещё она красивая, блестящая, украшенная звёздами.
учитель:
А какое настроение у вас сейчас, что вы чувствуете внутри себя?
Дети: Радость. Спокойствие. Нам хорошо. Хочется сделать что-то хорошее. Хочется быть такими, как ёлочка.
учитель:
Сказок о рождественской ёлочке много. Мы обязательно послушаем их все и непременно побеседуем о них, но позже.
учитель:
Дорогие дети! Вот и подходят к концу наши Рождественские встречи. Сейчас я хочу научить вас делать прекрасное украшение для рождественской елки.
Работа с презентацией «Китайский фонарик»
Учитель: На прощание мне хотелось подарить каждому из вас, уважаемые гости, небольшое, но очень светлое стихотворение:
ЧТОБ НЕ БЛУЖДАТЬ НАРОДАМ В ТЕМНОТЕ,
ЧТОБ ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ НЕ В ЗЛЕ, НЕ В СУЕТЕ,
ХРИСТОС РОДИЛСЯ УКАЗАТЬ ДОРОГУ.
ЗА ЭТО СКАЖЕМ ВМЕСТЕ: СЛАВА БОГУ!