kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль познавательной деятельности в формировании мотивации учения обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей. Любая деятельность, включая учебно – познавательную, стимулируется мотивами, которые основаны на потребностях (духовных и материальных). Проблема мотивации представляет собой – проблему формирования познавательного интереса - ведущего мотива учения. Между способностями и интересом существует теснейшая взаимосвязь. Различные способности развиваются в учебно - познавательной деятельности, которая стимулирует мотивами учения и интересом к предмету.

         Важнейший путь формирования мотивации – это использование познавательных заданий в учебной деятельности.

        Многочисленное психологические исследования показали, что если содержание предмета учитель преподносит учащимся не как готовое задание, а как систему  познавательных задач, решая которые обучаемые самостоятельно формулируют теоретические положения, то у них формируется внутренняя, достаточно устойчивая мотивация к учению.

         С целью формирования познавательных мотивов в обучении я использую различные формы познавательных заданий: тесты разного уровня, составление алгоритмов, дидактические игры, экспериментальное и расчетные задачи, химические стихи, сочинения, рисунки и др.

В качестве  основных методов формирования мотивации в обучении химии мне хочется выделить следующие: 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль познавательной деятельности в формировании мотивации учения обучающихся. »

Роль познавательной деятельности

в формировании мотивации учения обучающихся.



Всякая познавательная деятельность, всякий мыслительный процесс, взятый в реальной конкретности, совершается одновременно на разных уровнях многопланово.

/С.Л. Рубинштейн/



Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей. Любая деятельность, включая учебно – познавательную, стимулируется мотивами, которые основаны на потребностях (духовных и материальных). Проблема мотивации представляет собой – проблему формирования познавательного интереса - ведущего мотива учения. Между способностями и интересом существует теснейшая взаимосвязь. Различные способности развиваются в учебно - познавательной деятельности, которая стимулирует мотивами учения и интересом к предмету.

Важнейший путь формирования мотивации – это использование познавательных заданий в учебной деятельности.

Многочисленное психологические исследования показали, что если содержание предмета учитель преподносит учащимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые обучаемые самостоятельно формулируют теоретические положения, то у них формируется внутренняя, достаточно устойчивая мотивация к учению.

С целью формирования познавательных мотивов в обучении я использую различные формы познавательных заданий: тесты разного уровня, составление алгоритмов, дидактические игры, экспериментальное и расчетные задачи, химические стихи, сочинения, рисунки и др.

В качестве основных методов формирования мотивации в обучении химии мне хочется выделить следующие:

  • формирование приемов целеобразования

  • осознание рождение нового мотива

  • актуализация сложившихся мотивов

  • придание мотиву новых характеристик

  • анализ мотивов и целей учения

1. Формирование приемов мотивированного целеобразования эффективно при использовании занимательных опытов.

В восьмом классе на первых уроках химии использую химический опыт «Вулкан» с целью формирование у обучаемых первоначальных понятий о признаках и условиях протекания химических реакций, так же познавательного интереса к химии. Перед опытом ориентирую учащихся на установление ими условий и признаков данной реакции. Готовлю их к пониманию дидактической цели химического опыта (формирование химических понятий, демонстрация техники химического эксперимента), затем даю учащимся возможность самим сформулировать личностно значимые цели, адекватные обучающей цели учителя ( овладение химическими понятиями “признаки” и “условия протекания химических реакций»” и др.). Благодаря занимательности химического опыта личностно значимые цели обучаемых могут постепенно перерасти в мотив учения – познавательный.

2. Осознание рождения нового мотива.

Вначале, у большинства обучаемых нет направленности на овладение способами решения тех или иных познавательных задач. Но после неоднократных и успешных решений (т.е. после успешного достижения учебных целей) у них может возникнуть новая мотивационная направленность. Для ее создания могут быть использованы занимательные дидактические игры “Третий лишний”, “Третий не лишний”, “Найти соотношения”, “Установить закономерность” и т.д. Успешное выполнение многочисленных подобных заданий может вызвать у учащихся новое побуждение (выполнить более трудное задание). Так рождается новый мотив. В подобной ситуации необходимо поддержать обучаемого и простимулировать мотивацию своим одобрением.

3. Актуализация сложившихся мотивов.

Этот метод реализуется при выполнении учащимися различных, познавательных заданий (химических диктантов, тестов, алгоритмических предписаний и т.п.). На протяжении всего курса химии можно применять алгоритмические предписания по составлению химических формул, уравнений, решению задач, проведению химического эксперимента.

Работа с алгоритмическими предписаниями предполагает выполнение в определенной последовательности учебных действий, побуждаемых уже сложившимися мотивами. Так, при составлении бинарных соединений, соединений органических веществ, определение валентности, степени окисления и др. с использованием предложенного алгоритмического предписания у обучаемых актуализируются сложившиеся мотивы ( “надо”, “ интересно”, “успех” и др.). Но учебно - познавательная деятельность обучаемых, не получившая достаточных мотивационных стимулов, обречена на низкую результативность.

4. Придание мотиву новых характеристик (силы, устойчивости, самостоятельности, доминирования, действенности). Поскольку “новорожденный” мотив может развиваться только в процессе многократного и успешного выполнения различных упражнений, то в образовательном процессе часто используют: графические диктанты, задачи, тесты и др.

Выполнение тестовых заданий сопровождается теми или иными эмоциями, что придает мотиву новые характеристики ( устойчивость, самостоятельность и др.)

Тесты (от англ. test – испытание, проверочная работа) – познавательное задание стандартной формы, дидактическое назначение которого заключается в установлении обратной связи, закреплении, повторении, систематизации, контроле знаний и умений учащихся, а также формирование у них мотивации учения. Тесты могут быть разного типа:

Тесты группировки могут быть использованы с целью мотивации учения уже на первых стадиях обучения химии.

Задание. Выписать в отдельные столбцы названия тел и названия веществ: медь, сахар, медный колокол, капля воды, сера, уксусная кислота …

Тесты напоминания формулируют в виде прямого вопроса, на который учащиеся должны дать однозначный ответ, выраженный словом, числом, формулой и т.п.

Задание. Ответьте на вопрос. Как называется процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении.

5. Анализ мотивов и целей учения. Как показывают психолого предписания – педагогические исследования, личностная значимость мотивов и целей учения хорошо осознается обучаемыми, если обучать их анализировать мотивы (почему?) и цели своей учебной деятельности(что нужно сделать?), соотносить мотивы и цели. Я стараюсь обучить школьников анализировать свои мотивы и цели учения, формулируя цели учебных занятий. Например, по теме: «Соединения хрома» цель: экспериментально изучить взаимопревращение соединений хрома, имеющий разный цвет в зависимости от его степени окисления и среды раствора.

Обучаемые выполняют задание: объясните, какие изменения происходят с соединениями хрома в процессе проведения опыта? Для работы им выдается эвристическое предписание. В нем обозначены осознанные действия, должны совершать обучаемые, и ситуации поиска (отмечены знаком вопроса).

С помощью эвристического предписания можно не только анализировать побудительные причины (мотивы) изучения химии, но и актуализировать сложившиеся положительные мотивы (“ интересно”, а может быть, “надо” и др.) и эмоции.

Для изучения мотивации могут быть использованы различные методы:

  • педагогическое наблюдение за поведением обучаемых и их деятельностью;

  • анкетирование (открытого и закрытого типа), позволяющее быстро собрать материал о мотивах, смыслах, целях обучения;

  • беседы с обучаемыми, предусматривающие выяснение состояния мотивационной сферы;

  • письменные работы, в которых обсуждаются специально подобранные ситуации, позволяющие изучить мотивационной сферы обучаемых;

  • систематичность учета знаний и умений обучаемых;

  • определение форм и методов изложения учебного материала

  • внимание к работе учащихся.

В обучении химии важно не только стремиться к выявлению и оценки наличного состояния мотивационной сферы, но и формировать новые мотивы путем постановки новых целей, обогащения учения более глубоким смыслом и более зрелыми эмоциями.

Литература


1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М: Просвещение, 2010г. 203с

2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М: Педагогика. 2008г. 189с.

3. Пак М.С. Альтернативы в обучении химии. Книга для учителя. М: Просвещение. 2009г. 305с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Роль познавательной деятельности в формировании мотивации учения обучающихся.

Автор: Фонова Лидия Павловна

Дата: 16.06.2015

Номер свидетельства: 219888

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Роль мастера в формировании профессиональной компетенции"
    ["seo_title"] => string(60) "rol_mastiera_v_formirovanii_profiessional_noi_kompietientsii"
    ["file_id"] => string(6) "380821"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484734331"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Доклад " Использование новых технологий  в учебно-познавательной деятельности младших школьников. " "
    ["seo_title"] => string(107) "doklad-ispol-zovaniie-novykh-tiekhnologhii-v-uchiebno-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "180282"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425146208"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальными нарушениями на уроках письма и развития речи"
    ["seo_title"] => string(130) "aktivizatsiiauchiebnopoznavatielnoidieiatielnostiobuchaiushchikhsiasintielliektualnyminarushieniiaminaurokakhpismairazvitiiariechi"
    ["file_id"] => string(6) "258030"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448438425"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики. "
    ["seo_title"] => string(87) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "110119"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405563288"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) ""Дидактическая игра, как средство повышения мотивации детей в учебной деятельности младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта""
    ["seo_title"] => string(80) "didakticheskaia_igra_kak_sredstvo_povysheniia_motivatsii_detei_v_uchebnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "527180"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1573842815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства