Роль познавательной деятельности в формировании мотивации учения обучающихся.
Роль познавательной деятельности в формировании мотивации учения обучающихся.
Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей. Любая деятельность, включая учебно – познавательную, стимулируется мотивами, которые основаны на потребностях (духовных и материальных). Проблема мотивации представляет собой – проблему формирования познавательного интереса - ведущего мотива учения. Между способностями и интересом существует теснейшая взаимосвязь. Различные способности развиваются в учебно - познавательной деятельности, которая стимулирует мотивами учения и интересом к предмету.
Важнейший путь формирования мотивации – это использование познавательных заданий в учебной деятельности.
Многочисленное психологические исследования показали, что если содержание предмета учитель преподносит учащимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые обучаемые самостоятельно формулируют теоретические положения, то у них формируется внутренняя, достаточно устойчивая мотивация к учению.
С целью формирования познавательных мотивов в обучении я использую различные формы познавательных заданий: тесты разного уровня, составление алгоритмов, дидактические игры, экспериментальное и расчетные задачи, химические стихи, сочинения, рисунки и др.
В качестве основных методов формирования мотивации в обучении химии мне хочется выделить следующие:
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль познавательной деятельности в формировании мотивации учения обучающихся. »
Роль познавательной деятельности
в формировании мотивации учения обучающихся.
Всякая познавательная деятельность, всякий мыслительный процесс, взятый в реальной конкретности, совершается одновременно на разных уровнях многопланово.
/С.Л. Рубинштейн/
Модернизация образования предполагает ориентацию не только на усвоение каждым обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных способностей. Любая деятельность, включая учебно – познавательную, стимулируется мотивами, которые основаны на потребностях (духовных и материальных). Проблема мотивации представляет собой – проблему формирования познавательного интереса - ведущего мотива учения. Между способностями и интересом существует теснейшая взаимосвязь. Различные способности развиваются в учебно - познавательной деятельности, которая стимулирует мотивами учения и интересом к предмету.
Важнейший путь формирования мотивации – это использование познавательных заданий в учебной деятельности.
Многочисленное психологические исследования показали, что если содержание предмета учитель преподносит учащимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые обучаемые самостоятельно формулируют теоретические положения, то у них формируется внутренняя, достаточно устойчивая мотивация к учению.
С целью формирования познавательных мотивов в обучении я использую различные формы познавательных заданий: тесты разного уровня, составление алгоритмов, дидактические игры, экспериментальное и расчетные задачи, химические стихи, сочинения, рисунки и др.
В качестве основных методов формирования мотивации в обучении химии мне хочется выделить следующие:
формирование приемов целеобразования
осознание рождение нового мотива
актуализация сложившихся мотивов
придание мотиву новых характеристик
анализ мотивов и целей учения
1. Формирование приемов мотивированного целеобразования эффективно при использовании занимательных опытов.
В восьмом классе на первых уроках химии использую химический опыт «Вулкан» с целью формирование у обучаемых первоначальных понятий о признаках и условиях протекания химических реакций, так же познавательного интереса к химии. Перед опытом ориентирую учащихся на установление ими условий и признаков данной реакции. Готовлю их к пониманию дидактической цели химического опыта (формирование химических понятий, демонстрация техники химического эксперимента), затем даю учащимся возможность самим сформулировать личностно значимые цели, адекватные обучающей цели учителя ( овладение химическими понятиями “признаки” и “условия протекания химических реакций»” и др.). Благодаря занимательности химического опыта личностно значимые цели обучаемых могут постепенно перерасти в мотив учения – познавательный.
2. Осознание рождения нового мотива.
Вначале, у большинства обучаемых нет направленности на овладение способами решения тех или иных познавательных задач. Но после неоднократных и успешных решений (т.е. после успешного достижения учебных целей) у них может возникнуть новая мотивационная направленность. Для ее создания могут быть использованы занимательные дидактические игры “Третий лишний”, “Третий не лишний”, “Найти соотношения”, “Установить закономерность” и т.д. Успешное выполнение многочисленных подобных заданий может вызвать у учащихся новое побуждение (выполнить более трудное задание). Так рождается новый мотив. В подобной ситуации необходимо поддержать обучаемого и простимулировать мотивацию своим одобрением.
3. Актуализация сложившихся мотивов.
Этот метод реализуется при выполнении учащимися различных, познавательных заданий (химических диктантов, тестов, алгоритмических предписаний и т.п.). На протяжении всего курса химии можно применять алгоритмические предписания по составлению химических формул, уравнений, решению задач, проведению химического эксперимента.
Работа с алгоритмическими предписаниями предполагает выполнение в определенной последовательности учебных действий, побуждаемых уже сложившимися мотивами. Так, при составлении бинарных соединений, соединений органических веществ, определение валентности, степени окисления и др. с использованием предложенного алгоритмического предписания у обучаемых актуализируются сложившиеся мотивы ( “надо”, “ интересно”, “успех” и др.). Но учебно - познавательная деятельность обучаемых, не получившая достаточных мотивационных стимулов, обречена на низкую результативность.
4. Придание мотиву новых характеристик (силы, устойчивости, самостоятельности, доминирования, действенности). Поскольку “новорожденный” мотив может развиваться только в процессе многократного и успешного выполнения различных упражнений, то в образовательном процессе часто используют: графические диктанты, задачи, тесты и др.
Выполнение тестовых заданий сопровождается теми или иными эмоциями, что придает мотиву новые характеристики ( устойчивость, самостоятельность и др.)
Тесты (от англ. test – испытание, проверочная работа) – познавательное задание стандартной формы, дидактическое назначение которого заключается в установлении обратной связи, закреплении, повторении, систематизации, контроле знаний и умений учащихся, а также формирование у них мотивации учения. Тесты могут быть разного типа:
Тесты группировки могут быть использованы с целью мотивации учения уже на первых стадиях обучения химии.
Задание. Выписать в отдельные столбцы названия тел и названия веществ: медь, сахар, медный колокол, капля воды, сера, уксусная кислота …
Тесты напоминания формулируют в виде прямого вопроса, на который учащиеся должны дать однозначный ответ, выраженный словом, числом, формулой и т.п.
Задание. Ответьте на вопрос. Как называется процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении.
5. Анализ мотивов и целей учения. Как показывают психолого предписания – педагогические исследования, личностная значимость мотивов и целей учения хорошо осознается обучаемыми, если обучать их анализировать мотивы (почему?) и цели своей учебной деятельности(что нужно сделать?), соотносить мотивы и цели. Я стараюсь обучить школьников анализировать свои мотивы и цели учения, формулируя цели учебных занятий. Например, по теме: «Соединения хрома» цель: экспериментально изучить взаимопревращение соединений хрома, имеющий разный цвет в зависимости от его степени окисления и среды раствора.
Обучаемые выполняют задание: объясните, какие изменения происходят с соединениями хрома в процессе проведения опыта? Для работы им выдается эвристическое предписание. В нем обозначены осознанные действия, должны совершать обучаемые, и ситуации поиска (отмечены знаком вопроса).
С помощью эвристического предписания можно не только анализировать побудительные причины (мотивы) изучения химии, но и актуализировать сложившиеся положительные мотивы (“ интересно”, а может быть, “надо” и др.) и эмоции.
Для изучения мотивации могут быть использованы различные методы:
педагогическое наблюдение за поведением обучаемых и их деятельностью;
анкетирование (открытого и закрытого типа), позволяющее быстро собрать материал о мотивах, смыслах, целях обучения;
беседы с обучаемыми, предусматривающие выяснение состояния мотивационной сферы;
письменные работы, в которых обсуждаются специально подобранные ситуации, позволяющие изучить мотивационной сферы обучаемых;
систематичность учета знаний и умений обучаемых;
определение форм и методов изложения учебного материала
внимание к работе учащихся.
В обучении химии важно не только стремиться к выявлению и оценки наличного состояния мотивационной сферы, но и формировать новые мотивы путем постановки новых целей, обогащения учения более глубоким смыслом и более зрелыми эмоциями.
Литература
1. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М: Просвещение, 2010г. 203с
2. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М: Педагогика. 2008г. 189с.
3. Пак М.С. Альтернативы в обучении химии. Книга для учителя. М: Просвещение. 2009г. 305с.