kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание о воспитании детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

рекомендации родителям о семейных ценностях. почему родителям надо воспитывать детей в семье на своих положительных примерах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«родительское собрание о воспитании детей»

Родительское собрание для 9 класса на тему «Педагогическая культура родителей и условия эффективного семейного воспитания»


Форма проведения - беседа.

Сегодня наша с вами встреча посвящена краткому изложению теоретических основ современной семьи и семейного воспитания. Чтобы давать вам, родители, рекомендации по воспитанию детей, организовывать какие-либо формы работы с вами, нужно попытаться ответить на вопросы:

  1. Что такое семья?

  2.  Каковы особенности современной семьи и тенденции ее развития?

  3. В чем специфика семейного воспитания, его отличие от воспитания общественного, школьного? Каковы его противоречия, его плюсы и минусы?

В этимологическом словаре русского языка даются различные значения слова «семья», отражающие суть этого всеобъемлющего понятия, его исторический и национальный смысл. В современной литературе семья определяется как «малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».

В настоящее время семья выполняет различные функции, важнейшими из которых следует считать такие:

  1. общения, возникающая задолго до образования семьи;

  2. организации быта и ведения хозяйства;

  3. поддержания физических и духовных сил, создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;

  4. организации досуга;

  5. создания условий для профессиональной деятельности;

  6. продолжения рода: рождения и воспитания детей.

Изучение функций семьи выводит на осознание того, что на различных этапах жизни семьи значимость различных функций неоднозначна. Рассмотрим более подробно следующие функции.

Функции семьи и родителей:

  1. воспитание у детей интереса к научным и практическим знаниям;

  2. поддержка увлечений ребенка;

  3. дальнейшее развитие взаимоотношений в семье (открытость, откровенность);

  4. сотрудничество с родителями других школьников и школьными учителями.

Функции ребенка:

  1. получение навыков, необходимых для школьного образования;

  2. стремление быть полноправным и готовым к сотрудничеству членом семьи;

  3. постепенный отход от родителей, осознание себя как личности, которую любят и уважают;

  4. включение в группу сверстников, совместная с ними деятельность;

  5. знакомство с правилами поведения;

  6. расширение словарного запаса и развитие речи, позволяющие четко излагать свои мысли;

-осознание значения причинно-следственных связей и формирование научной картины мира.

СЕМЬЯ С РЕБЕНКОМ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Функции родителей:

  1. передача ответственности и свободы действий ребенку по мере взросления и развития его самостоятельности; подготовка к новому периоду жизни семьи;

определение функций семьи, распределение обязанностей и разделение ответственности между членами семьи;

  1. поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

  2. воспитание взрослеющих детей на достойных образцах, на собственном примере взрослого мужчины, любящего супруга, любящего, но знающего меру отца (взрослой женщины, жены и матери);

  3. понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как уникальной личности.

Функции подростка;

  1. положительное отношение к собственному полу и происходящим физиологическим изменениям;

  2. прояснение для себя роли мужчины и женщины; ощущение принадлежности к своему поколению;

-достижение эмоциональной независимости, отход от родителей;

  1. выбор профессии, стремление к материальной независимости;

  2. подготовка к дружбе со сверстником противоположного пола, браку и созданию семьи;

  3. постепенное формирование собственного мировоззрения.

В настоящее время современная семья характеризуется следующими особенностями:

  1. в основе создания семьи - любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение его в браке);

  2. преимущественное преобладание гражданских светских браков (хотя в последние годы заметна тенденция увеличения браков, оформленных и церковью);

  3. равноправие мужчины и женщины в браке; защита всех прав членов семьи законодательно (правда, в связи с изменяющимися условиями политической, экономической и социальной жизни общества очевидно несовершенство законодательства о семье);

  4. свобода заключения и расторжения браков;

  5. тенденция демократизации семейно-брачных отношений; экономическая и нравственная закрепощенность всех членов семьи;

  6. потребность в свободе и самостоятельности молодых семей;

  7. семьи в основном одно-двухдетные, многодетной в настоящее время считается семья с тремя детьми; регулирование рождаемости (известно, что впервые подмечена печальная тенденция снижения рождаемости и даже превышение смертности над рождаемостью с 1992 г.).

В последнее время все чаще и чаще в специальной литературе и периодической печати появляется термин «кризис семьи». Очевидно, следует признать, что частичные признаки его действительно наблюдаются. Следствием этого являются реалии последних трех-четырех лет, свидетелями которых мы являемся:

  1. болезненный переход к рынку породил резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности и материальной обеспеченности детей из обеспеченных семей, что порождает неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, драк, разборок, затаенной зависти;

  2. развитие теневых рыночных отношений среди школьников, появление подросткового и юношеского рэкета, рост имущественных преступлений;

  3. расширение безнадзорности и даже появление беспризорности;

  4. рост детской и подростковой преступности, вовлечение детей и подростков во взрослые преступные группировки;

  5. сокращение влияния внешкольных учебно-воспитательных учреждений, падение в некоторых случаях престижа школы и образования;

  6. приобщение детей к алкоголю, никотину, наркомании и токсикомании; усиление бродяжничества детей и подростков;

-появление подростковой и юношеской проституции; рост проступков и преступлений, связанных с половой распущенностью;

  1. резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой.

Семья для ребенка — это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий... - он там свой.

Семья — это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости...

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного, которая определяет и характер семейного воспитания, и его содержание, и организационные формы, и, в конечном счете, логику, содержание и методику педагогического взаимодействия школы и семьи.

Прежде всего эта специфика выражается в том, что по природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, какправило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувство долга... Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непреходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей - авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей...

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений. А это значит различные ценностные ориентации, различные, критерии оценок жизненных явлений, различные идеалы, точки зрения, убеждения... Это разные, в чем-то схожие, в чем-то прямо противоположные, жизненные позиции. И несмотря на этот клубок противоречий, все члены семьи садятся за один обеденный стол, вместе отдыхают, ведут домашнее хозяйство, устраивают праздники, создают определенные семейные традиции, вступают в самые различные по характеру взаимоотношения...

Еще одной особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения.

Однако семья таит в себе и определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать, следует считать такие:

  1. неадекватное воздействие фактором материального порядка: избыток (либо недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность, изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

  2. бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

  3. авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

  4.         безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

  5. безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);

  6. противоправное поведение взрослых.

Повышение педагогической культуры родителей - важный элемент в работе с родителями учащихся, ибо семья в значительной степени определяет успешность воспитания. Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который позволяет им сделать семейное воспитание процессом целенаправленным, полноценно решающим задачи развития и воспитания ребенка, в единстве со школой и общественными организациями.

Разумеется, уровень педагогической культуры родителей зависит и от их образовательного, и от общекультурного уровня, от общественной направленности личности, от индивидуальных особенностей, богатства жизненного опыта, уровня воспитанности...

Однако немаловажную роль в повышении их педагогической культуры может играть и работа классного руководителя. Как профессионал, владеющий теорией и методикой воспитания, хорошо изучивший особенности конкретных детей конкретного класса, для бесед с родителями он отбирает материал с учетом внешних факторов воспитания в данном регионе, с учетом конкретных возможностей родителей данного класса.

Охарактеризуем примерную тематику таких бесед:

  1. Особенности психофизиологического развития учащихся и учет их в семейном воспитании.

  2. Наиболее острые проблемы воспитания школьников... возраста: «Психология взаимоотношений мальчиков и девочек в подростковом возрасте», «Новая мотивация учебной деятельности учащихся 10 класса», «Семья и духовное развитие старшеклассников».

  3. Темы, определяемые стратегией и тактикой воспитательной работы классного руководителя: «Как развивать мотивы общественно полезной деятельности школьников», «Материальные и духовные потребности в жизни человека», «Алкоголь и никотин в развитии подростка», «Проблемы самоопределения старшеклассников».

  4. Темы, определяемые психолого-педагогической ситуацией,

сложившейся в классном коллективе: «Нравственная позиция человека в сложных жизненных ситуациях», «Правовая ответственность несовершеннолетних».

- Темы, связанные с проблемами воспитания, вызывающими наибольшие трудности у родителей (нередко они предлагаются самими родителями): «Как помочь ребенку в учебе», «Острые углы воспитания», «Если ребенок попал в дурную компанию».

Материал лекций и бесед может быть проиллюстрирован конкретными фактическими данными, ситуациями из жизни класса, при соблюдении педагогического такта, не рекомендуется употреблять против учащихся и родителей негативную информацию.

Методические рекомендации

Перед проведением собрания классному руководителю можно дать анкету № 1. По окончании беседы можно провести тест и предложить опросник для дальнейшей корректировки работы классного руководителя с детьми.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
родительское собрание о воспитании детей

Автор: Михеева Марина Васильевна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368285

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Родительское собрание "Воспитание без насилия" "
    ["seo_title"] => string(50) "roditiel-skoie-sobraniie-vospitaniie-biez-nasiliia"
    ["file_id"] => string(6) "133037"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416450241"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "roditelskoe_sobranie_vospitanie_samostoiatelnosti_u_detei_srednego_doshkolnogo_v"
    ["file_id"] => string(6) "541750"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1583164251"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Родительское собрание "Готовим детей к школе" "
    ["seo_title"] => string(52) "roditiel-skoie-sobraniie-gotovim-dietiei-k-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "213442"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432055460"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в ясельной группе»"
    ["seo_title"] => string(83) "roditiel-skoie-sobraniie-adaptatsiia-dietiei-k-dietskomu-sadu-v-iasiel-noi-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "266375"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450153102"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Родительское собрание «Готовим детей к школе» "
    ["seo_title"] => string(50) "roditiel-skoie-sobraniie-gotovim-dietiei-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "156269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421402744"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства