Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста»»
«Воспитание самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста»
ЦЕЛЬ: Педагогическое просвещение родителей в аспекте воспитания самостоятельности в самообслуживании у детей среднего возраста.
ЗАДАЧИ:
- определить роль родителей (семьи) в формировании навыков самообслуживания у детей среднего возраста;
- повысить у родителей педагогическую культуру в воспитании у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков.
УЧАСТНИКИ:
- воспитатели и родители
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
- Доклад на тему «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей среднего возраста»
- Дети 4-5 лет должны уметь…
- Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании
- Художественные произведения для детей, которые можно использовать при воспитании самостоятельности у ребенка
- Ситуации для анализа
- Итог встречи
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить вопросы по теме воспитания самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам» - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.
Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.
Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И вы скоро убедитесь, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеваться и т.п.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.
Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.
Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном действии. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь.
Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали объяснениями. Это помогает ребенку быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. По отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.
За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания.
При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.
Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.
Что дети должны научиться делать самостоятельно
Дети младшегои среднего возраста должны уметь:
Мыть руки, засучивая рукава;
Мыть лицо, не разбрызгивая воду;
Правильно пользоваться мылом;
Не мочить одежду;
Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности:
Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;
Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4 го года жизни), салфеткой;
Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.
Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании.
В одевании:
Вешалка для верхней одежды, соответствующая росту ребенка;
Индивидуальная полка или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков);
Постоянное место для хранения ночной рубашки, пижамы;
Удобная для одевания одежда (легко застегивающиеся пуговицы; шнурки для обуви с твердыми наконечниками; достаточно свободные резинки на юбках, трусах, колготах, шортах; соответствующий голове ребенка размер ворота; удобные застежки на платьях, кофточках).
В умывании:
Устойчивая подставка под ноги (расстояние от неё до края раковины должно быть примерно 55 см, а до крана – 65-70 см, т.е. равняться расстоянию от пола до согнутых в локте руки ребенка);
Постоянное и удобное место для зубной пасты, щетки, стаканчика или подставки для нее (при покупке данных вещей нужно позаботиться об их внешней привлекательности: яркая окраска, красивая этикетка, оригинальная форма);
Отдельная мыльница с туалетным мылом, разрезанным на 2-4 части;
Удобное место для полотенца (детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Если в семье несколько детей, потребуются разные по цвету или орнаменту полотенца. Удобный для ребенка размер полотенца - 40-50 см в ширину, 50-70 см в длину.).
При приеме пищи:
Стул в соответствии со столом (расстояние от сидения до крышки стола должно равняться 18-19 см. Под ноги нужно сделать подставку, расстояние от нее до сидения стула - 25-28 см);
Небольшого размера столовый прибор: тарелка, чашка, вилка, ложка;
На доступном для ребенка расстоянии хлебница с хлебом, нарезанным мелкими ломтиками, салфетница.
Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания самостоятельности в самообслуживании.
«Маша - растеряша» Л. Воронковой,
«Лекарство» В. Осеевой,
«Мойдодыр» К. Чуковского,
«Девочка чумазая» А. Барто,
«Что взяла, клади на место», «Топотушки» З. Александровой,
«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Тувима,
«Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
- Сам! Сам! Сам!
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».
Вопросы:
Правильно ли поступила мать? Обоснуйте ваше мнение.
Как вы думаете, почему она так поступила?
Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
Какие самостоятельные трудовые действия доступны младшему дошкольнику?
Что ваш ребенок делает сам?
Педагогическая ситуация
«Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность.
Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу, не умею».
Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький», «Нервный ребенок, требуется осторожность». Это часто произносится в присутствии мальчика».
Вопросы:
Чем обусловлена беспомощность Алеши? Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?
Проводится дискуссия по данным ситуациям и обсуждение.
- Наше собрание завершается. Хотим напомнить Вам, не нужно забывать, что воспитывая в ребенке самостоятельность, не надо делать все за него, нужно лишь помогать ему. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. Для нормального развития малыша желательно, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ и друг. Мы желаем вам понимания в общении с Вашими любимыми малышами.
Вот и подошла к концу наша встреча. А закончить ее нам хотелось бы такими словами: «Вместе мы многое сможем!». Надеемся, что наша совместная работа даст нам хорошие результаты.
Уважаемые родители, на этом наша тема собрание на этом заканчиваем надеемся что мы помогли вам узнать как привить самостоятельность детей.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(269) "Презентация к родительскому собранию "Возрастные особенности детей 3-4 лет и задачи воспитание и обучения во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС""
["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_roditiel_skomu_sobraniiu_vozrastnyie_osobiennosti_dietiei_3_4_"
["file_id"] => string(6) "366184"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1480962081"
}
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(285) "Презентация и доклад к родительскому собранию "Возрастные особенности детей 3-4 лет и задачи воспитание и обучения во 2 младшей группе в соответствии с ФГОС""
["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_i_doklad_k_roditiel_skomu_sobraniiu_vozrastnyie_osobiennosti_die"
["file_id"] => string(6) "366197"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1480963614"
}
}