Цели: которые я поставила перед собой (СЛАЙД 2) Расширить знания родительского коллектива об общении. Познакомить со стилями общения. Раскрыть значение невербального общения. Стимулировать полноценное общение родителей и детей. Ход родительского собрания 1. Вступительное слово Уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми. Вы знаете, что жизнь в семье невозможна без общения (между мужем и женой, между родителями и детьми) общение в семье демонстрирует отношения членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией, духовный контакт. Дети особенно нуждаются в полноценном общении, поскольку общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка. Главное в установлении диалога – стремление к общим целям, совместное видение ситуации, ограничения совместных действий. Можете ли вы? (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла; могу, но не всегда так поступаю-2 балла; не могу – 1 балл): В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком? Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст? Признаться ребёнку в ошибке? Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты? . Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя? 6. Поставить себя на место ребёнка? 7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)? 8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? 9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка? 10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение? 11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а Вы не будете ни во что вмешиваться? 12. Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка? 13. Устоять против детских просьб и слёз, если Вы уверены, что каприз, мимолётная прихоть? А теперь давайте посмотрим, какое количество баллов вы набрали: Если вы набрали : 30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. 18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка. Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания. По результатам анкетирования вы теперь можете судить, какие вы родители. А теперь давайте посмотрим, что об этом думают дети, при подготовке к беседе я провела опрос среди ваших детей и пришла к такому выводу: (СЛАЙД 3), Что Вопрос | Количество ответов в % | 1) Как часто с вами общаются родители(читают книги, играют в разные игры, ходят в театры и музеи)- | 50 % | 2) Часто ли вас ругают, наказывают родители- | 70% | 3) Что вместе вы делаете с родителями по дому (убираемся, моем посуду, готовим обед) - | 30% | 4) Часто ли хвалят тебя родители- | 25% | 5) Помогают родители при подготовке домашних заданий - | 75% | 2. Работа над понятием — общение. Итак, что такое общение (Слайд 4) Общение — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности. Роль общения в жизни человека велика. Для этого достаточно вспомнить примеры из жизни, лишения общения. Это когда девочка росла в волчье стае и не смогла в дальнейшем иметь нормальное развитие. Итак, общение — это главное условие для развития и жизни человека. - Каким вы видите общение с вашими детьми? Встречаются ли трудности? Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут. Возможно, знания стилей общения многим из вас помогут в воспитании детей столь открытых в данном возрасте. 3. Знакомство со стилями общения Психологи подразделяют несколько стилей общения. (СЛАЙД 5) (СЛАЙД 6) Авторитарный стиль общения. В своих требованиях родители очень категоричны и неуступчивы. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Такие дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. (СЛАЙД 7) Либеральный стиль общения Родители слишком высоко ценят своего ребёнка. Не склонны к запретам и ограничениям. В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому такие дети склонны к непослушанию, агрессии. (СЛАЙД 8)Индифферентный стиль общения Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям. Ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы. (СЛАЙД 9) Авторитетный стиль общения Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Такие дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой. Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми в семье, какие чаще всего используются вами фразы, попробуем определить стиль общения. (СЛАЙД10) Фразы родителей: Указание. Убери игрушки, вымой посуду, сходи в магазин. Поощрение. (В твоём рисунке хорошо виден контур, гармонично подобраны краски! Молодец!) Психологическая поддержка. (Постарайся выполнить аккуратно домашнее задание.) Угроза. (Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!) Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения и хвалу. А сейчас давайте поработаем в парах и выявим, как мы бы поступили в такой ситуации (РАЗДАТЬ ЛИСТ: «КАКОЙ ВЫ ВОСПИТАТЕЛЬ») 1. Ребенок подрался с одноклассником, и вас срочно вызывают в школу. Как вы поступите? 1) Сгоряча накажете ребенка. 2) Выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания. 3) Прежде всего, переговорите с классным воспитателем. 2. Помогая вам в уборке, ребенок нечаянно разбил вазу. Какой будет ваша реакция? 1) Самая первая – подзатыльник. 2) Раздраженная фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!». 3) Успокоите ребенка – ведь он это сделал неумышленно. 3. Если вы наказали сына или дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, вы: 1) промолчите, чтобы не уронить авторитет; 2) извинитесь; 3) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться. 4. Ребенок одолевает вас вопросами, просьбами, а вы, уставшая, … 1) обрываете его: «Дай хоть минутку отдохнуть от тебя!»; 2) ответите, не думая серьезно, лишь бы ответить; 3) объясните, что очень устали, и попросите перенести разговор на другое время, тут же назначив час. 5. «Мамочка, умоляю, давай заведем рыбок», – просит сын или дочка. Что вы ответите? 1) Ни в коем случае. Это отнимет у тебя много времени. 2) «Ну что ж, давай, раз тебе так хочется. Я помогу тебе ухаживать за аквариумом». 3) «Прежде подумай: все ли предусмотрел, серьезно ли твое стремление? Если да, то я куплю рыбок, но помни, что ухаживать за аквариумом придется только тебе». А вы согласны с высказываниями, может у вас есть другой вариант ответа? В связи с этими высказываниями хочу вам напомнить, что (ЧИТАТЬ) (СЛАЙД 11) Помните! Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть. Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным. Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины. Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других. Ребенка хвалят — он учится быть благородным. Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей. Ребенка поддерживают — он учится ценить себя. Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым. Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире. 4. Доверительность общения (СЛАЙД 12) (Выработка правил поведения с ребёнком) Каким образом можно построить ваше общение и детей в семье, чтобы отношения становились доверительными? Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится? 4. Невербальное общение (СЛАЙД 13) Сейчас мы с вами много говорили об общении, все эти приёмы относятся к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т. д.) Но в общении огромную роль играет невербальное общение. Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда. К нему относится тактильное общение, т. е. телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения. Ведь такое общение развивает в ребёнке все положительные качества: доброжелательность, спокойствие, удовлетворенность, чувство защищенности. (СЛАЙД 14)Теперь давайте постараемся ответить на эти вопросы: (родители сами читают вопросы) С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком? С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок? Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами? - Ведь очень часто мы не замечаем, а ребёнок нас копирует. И как мы разговариваем с ребёнком, так и он с нами. Повторяет вас интонацией, мимикой. - Вывод: как же мы должны общаться с ребёнком? Мы должны больше общаться, играть, читать, обсуждать эмоции и впечатление от фильма или передачи, разговаривать «по душам». (СЛАЙД 15) Вывод. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению. - Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе. И чтоб Вы не забывали о своих любимых и дорогих детках, мне хочется раздать Вам памятки. РАЗДАТЬ ПАМЯТКИ (СЛАЙД 16) Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Спасибо за внимание. Здоровья, терпения и успехов вам. |