kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание "Домашнее задание в учебной деятельности школьника"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание проводится в виде коучинга для родителей учащихся третьих классов. В ходе собрания родители знакомятся с функциями домашнего задания, самостоятельно разрабатывают рекомендации учащимся по организации самообразования школьника. Обсуждают проблемы подготовки домашнего задания учащимися, определяют возможные пути решения данной проблемы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Домашнее задание в учебной деятельности школьника" »


«Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - это первая заповедь воспитания... Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться»

В.А.Сухомлинский

Цели:

Показать родителям значение учебной домашней работы школьника. Обсудить проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, определить возможные пути решения данной проблемы. Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома. Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Ход собрания

Добрый день, уважаемые родители! Сегодняшнее собрание посвящено актуальной проблеме - проблеме организации домашней учебной работы школьника.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.


Перед нашим собранием, мы провели анкетирование наших детей. Проанализировав анкеты, мы увидели, что в основном оказывает помощь в подготовке домашнего задания – мама, но встречаются такие семьи, в которых детям оказывают помощь папа, бабушка, старшие братья и сестры, а вот сами выполняют задания только 8 человек из 57 третьеклассников, а это всего 14 %. Помощь заключается в том, что родители объясняют домашнее задание, разбирают вместе с детьми, проверяют, сделанное на черновике, но вот больше всего меня удивил такой ответ ребенка «Мама пишет на листочке, а я переписываю». Ели ваш ребенок получают двойку, то вы: ругаете, наказываете, объясняете и разбираете задание, но так же некоторые родители не обращают на это никакого внимания. Когда дети возвращаются из школы они: отдыхают, помогают маме, делают уроки, играют с братиками и сестренками, смотрят телевизор, играют в компьютер. Почти все дети выполняют домашнее задание, но все же отметилось, что 10 человек это делают не всегда, и только у одного ребенка нет времени на эту работу. За приготовление уроков дети садятся сразу после школы, но несколько ребят ждут прихода мамы. Из основных предметов легче ребятам дается математика, нежели русский или казахский язык. На приготовление уроков ребята тратят около часа. Мешает в подготовке домашнего задания младшие братья и сестры, телевизор, домашние животные.

Сегодня на собрании мы обсудим проблемы подготовки домашних заданий, определим возможные пути решения данной проблемы, разработаем рекомендации о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Выступление психолога школы

Ответьте на вопрос: “Зачем нужно домашнее задание?” (воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности; овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной деятельности; формирование умения добывать необходимую информацию из различных источников; формирование исследовательских умений ученика)

Каковы же функции домашнего задания:

  1. Выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то дольно сложную тему.

  2. Стимулирование интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

  3. Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Семья должна поддерживать интерес ребенка к учению, помочь ему включиться в учебный труд.

С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить порядок выполнения уроков, а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включиться в работу, вести ее, не отвлекаясь и в хорошем темпе

Доводить начатое дело до конца, добиваться поставленной цели, рационально распределять свое время, выполнять домашнее задание самостоятельно - всему этому ребенка нужно учить, учить тактично, ненавязчиво, не отбивая интереса к учебному труду. При выполнении детьми домашних заданий очень важно помочь или выработать навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

Иногда родители, желая помочь своему ребенку в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, исправляют ошибки, решают задачи, тем самым они лишают ребенка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело.

Работа в микрогруппах

Группа 1 Разработайте рекомендации родителям по контролю за выполнением домашнего задания и по организации самообразования школьника.

  • Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

  • Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.

  • Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

  • Не пытайтесь выполнять за своего сына или дочь домашнее задание.

  • Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.

  • Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

  • Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Группа 2

Составьте рекомендации ученикам по выполнению домашних заданий.

  • Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.

  • Составьте план изучения предметов.

  • Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.

  • Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.

Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: «Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!». Другие ласково спрашивают: «Ну, что нам сегодня задано?»,  раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без собственных усилий. Безусловно, родители должны быть заинтересованы в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий.

А теперь рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при оказании помощи детям в приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполнению домашних заданий.
Пожалуйста, проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева на столе лампа, желательно, чтобы у нее был абажур зеленого цвета, так как этот цвет в наименьшей степени утомляет зрение. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов. Все должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Надо всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности то и дело вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами - календарь и расписание уроков. Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на 1гр. усиливает утомление. Известный специалист по научной организации труда К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. Рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом. Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашние задания.

Важная роль в оказании помощи должна принадлежать отцу с матерью, хотя, конечно, не исключается помощь бабушки и дедушки, особенно если они образованны и здоровы. Главное оказать поддержку, помочь разобраться в причинах недопонимания и действовать сообща. Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.

Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.

Ничего не делайте за ребенка, лучше укажите на его ошибки и объясните непонятное, а затем попросите его сделать все на черновике, который он вначале проверит сам, а потом даст просмотреть вам.

Устные предметы пусть перескажет, скажите, что вам это тоже интересно знать. Если трудно пересказывать, надо разделить текст на абзацы и попросить ребенка задать вопрос к каждому абзацу, а потом ответить самому на этот вопрос.

Помните: в вашем контроле за приготовлением уроков должны главенствовать только доброта, терпение.

Реже, но порой им требуется и более серьезная помощь – объяснить, почему так, подсказать, если не получается самостоятельно, ободрить в минуту отчаяния.

Совсем недопустимо, когда школьнику запрещают приступать к выполнению домашних заданий без участия взрослых или подавляют собственной умелостью, компетентностью его робкие попытки сотворить нечто своими руками или головой. Нетрудно продемонстрировать свое превосходство перед маленьким учеником, гораздо труднее детям будет обрести силу, уверенность в себе, когда они больше не смогут надеяться на вашу помощь.

При проверке домашнего задания надо нацеливать ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Вопросы: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?» - помогут вам в этом.
В семье следует создать атмосферу постоянного внимания друг к другу, к успехам каждого члена семьи. В такой обстановке будет естествен постоянный интерес родителей к учебным успехам ребенка, их вопрос «Что ты узнал сегодня нового?» Радость родителей по поводу успеха ребенка, его новых знаний воспитывает в нем желание учиться. В этом серьезном труде у школьника могут быть и какие-то неудачи. Хорошо, когда родители стремятся помочь ребенку преодолеть их, не срывают на нем свое раздражение по поводу этих неудач.

Часто родители жалуются, что дети по нескольку часов сидят за уроками, много отвлекаются, бывают несобранны. Но ведь в 3 классе на домашние задания надо тратить не более полутора-двух часов. Возникает вопрос: что же будет делать ребенок, когда количество домашних заданий возрастет в несколько раз? 

Поэтому, отвечая в своей семье на вопрос, кто должен делать домашние задания, реально оцените силы и возможности своего ребенка и окажите ему помощь ровно настолько, насколько он в ней нуждается, а не пытайтесь через вмешательство в выполнение домашних заданий повысить собственный авторитет или положение своего чада среди сверстников.

Школьник, получающий дома « дозированную» помощь взрослых и приученный к своевременным и самостоятельным выполнениям домашнего задания, быстро обретает уверенность в себе и вскоре отказывается от необходимости прибегать к чьей-либо помощи.

Давайте попробуем разобраться с некоторыми волнующими вопросами, обсудив их в микрогруппах.

Работа в микрогруппах

Каждая микрогруппа получает задание проанализировать предложенные ситуации, ответить на поставленные вопросы и затем доложить собранию о своей точке зрения на предложенную проблему.

Задание для группы 1.

Как сделать подготовку домашнего задания делом привлекательным (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Для ребенка важно иметь удобное, красивое рабочее место и т. п. Родители, занимаясь своим делом, должны быть рядом, всегда готовые помочь. Старайтесь, чтобы ребенку все было понятно, что ему надо сделать и как, - тем больше будет его желание все выполнить, найдите, за что можно ребенка похвалить.

Задание для группы 2.

Как должны вести себя родители, увидев в работе ребенка ошибки (обсуждают и отвечают на месте)?

Решение. Не отмечать самому ошибку. Направить внимание ребенка:

  • на строчку, где допущена ошибка;

  • на слово с ошибкой;

Спросить, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.

Задание для группы 3.

Ребенок просит маму отпустить его к другу поиграть в новую игру, а уроки он сделает потом. Как поступить в такой ситуации? Можно ли верить обещаниям (обсуждают и отвечают)?

Решение. Не стоит верить обещаниям. Дети могут увлечься игрой и не обратить внимания на время. Данное обещание будет не выполнено. «Сначала дело, а развлечения потом». И никаких авансов. Если ребенок избалован, рассчитывать на его обещания не приходится.

Задание для группы 4.

Ребенка долго приходится уговаривать сесть за уроки. А сядет - постоянно отвлекается и норовит убежать. Что делать родителям (обсуждаю и отвечают)?

Решение. До тех пор, пока ребенок будет считать, что учится для родителей, а ему учеба не нужна, ситуация не исправится. Родителям необходимо сформировать у ребенка определенную мотивацию к обучению. У него должен возникнуть личностный интерес к урокам.

Выступление логопеда школы

А сейчас я предлагаю вам поразмышлять над одной сложной педагогической ситуацией.

Ваш ребенок заявил: «Не пойду больше в школу. Заберите меня из нее!» Как вы поступите в данной ситуации? (Родители коллективно обсуждают эту ситуацию и предлагают свой вариант решения.)

Притча о бабочке

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.

Тогда человек решил помочь бабочке: он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были неразвитыми и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она сможет летать. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья.

Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покинуть эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.

Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.

Я просил сил… а Бог дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным.

Я просил мудрости: а Бог дал мне проблемы для разрешения.

Я просил богатства: а Бог дал мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать.

Я просил возможности летать… а Бог дал мне препятствия, чтобы я их преодолевал.

Я просил любви… а Бог дал мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.

Я просил благ… а Бог дал мне возможности.

Я ничего не получил из того, о чем просил:

Но я получил все, что было мне нужно.

Живи без страха, смело встречай все препятствия и докажи, что ты можешь их преодолеть.

- Хочу пожелать Вам, пусть ваши детки не будут такими бабочками, которые не смогут расправить крылья в будущем. А сейчас………. «ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ!»

Подведение итогов

Я хочу в качестве обобщения всего, сказанного сегодня, предложить вам памятку по выполнению ДЗ. Прочитайте, если возникнут вопросы, задайте их.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Родительское собрание "Домашнее задание в учебной деятельности школьника"

Автор: Олейникова Наталья Владимировна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203297

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Родительское собрание "Роль домашнего задания в самообразовании школьника" "
    ["seo_title"] => string(79) "roditiel-skoie-sobraniie-rol-domashniegho-zadaniia-v-samoobrazovanii-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "137148"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417275640"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Родительское собрание на тему " Роль домашнего задания в самообразовании школьника" "
    ["seo_title"] => string(88) "roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-rol-domashniegho-zadaniia-v-samoobrazovanii-shkol-nika"
    ["file_id"] => string(6) "137152"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417276378"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Родительское собрание «О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника»"
    ["seo_title"] => string(80) "roditiel_skoie_sobraniie_o_znachienii_domashniegho_zadaniia_v_uchiebnoi_dieiatie"
    ["file_id"] => string(6) "376944"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1483963613"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) ""Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника". Родительское собрание в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(118) "znachieniie-domashniegho-zadaniia-v-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-shkol-nika-roditiel-skoie-sobraniie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "326082"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1463088720"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект родительского собрания "Садимся за уроки" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-roditiel-skogho-sobraniia-sadimsia-za-uroki"
    ["file_id"] => string(6) "159333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421870929"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства