kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка праздника "Широкая масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлен сценарий проведения праздника Масленница. Праздник проводился для учащихся начальной школы (третьеклассники проводили праздник для первоклассников). В приложениях к сценарию содержится интересная и полезная информация для детей и классных руководителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка праздника "Широкая масленица"»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22»









Сценарий праздника





















Авторы:

учитель начальных классов

Башкисер Елена Владимировна,

учитель начальных классов

Колова Татьяна Анатольевна.





г. Новокузнецк

2016год

Праздник «Широкая масленица»

Цель мероприятия: формирование положительной мотивации к творческой деятельности, интереса к народным традициям.

Задачи. 1. Формирование умения работать с информацией, изготавливать поделки в соответствии с ней.

2. Воспитание коллективизма, аккуратности, умения представлять свою идею.

3. Развивать творческие способности и творческую активность.


Пояснительная записка.

Мероприятие разработано для обучащихся начальной школы. Праздник состоит из 2-х этапов.

1 этап. Сбор информации детьми о традициях празднования «Масленицы» на Руси и её атрибутах (Приложение №2). Изготовление чучела «Масленицы» творческими группами классов (Приложение №1). Разработка презентации Масленицы: подбор имени, наряда и «веснянок» (слова, помогающие Масленице прогнать Зиму). Выбрать для проведения праздника ведущих (3 человека).

Материал в помощь педагогам для организации работы на 1-ом этапе дан в Приложении. В ходе подготовки к празднику на 1-ом этапе используются творческие методы: «Мозговой штурм», приём «ПМИ», «Думательные шляпы» (для анализа проведенной работы, защиты поделок и анализа праздника) (Приложение №3).

2 этап. Проведение праздника, подведение итогов.

Праздник проводится на улице. Для его проведения необходимо участие одного-двух взрослых ведущих и подготовленных детей – «скоморохов». Участники праздника приходят в костюмах, соответствующих празднику, с изготовленными на 1-ом этапе чучелами Масленицы (по одному от каждой группы), подобранными «веснянками» и хорошим настроением.

Желательно в качестве поощрения угостить детей блинами. Для проведения конкурсов надо заранее сделать разметку дистанций для бега в мешках и перетягивания канатов. Данное мероприятие не предполагает сжигание Масленицы.

Материалы и оборудование для конкурсов: 1 мешок на команду, 1-2 каната, материалы для красочного оформления.


Ход мероприятия.


Вед.: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие! На дворе масленица. Повсюду на Руси её ожидают с нетерпением. Это весёлый, поистине всеобщий праздник.

1 ребёнок: Масленицу величаем, и чего ей только не обещаем:

Реки сметанные, горы блинами!

2 ребёнок: Лишь бы скорее приехала она, честная, весёлая, широкая барыня!

Вед.: Встречали и провожали Масленицу целую неделю, олицетворяя этим проводы зимы и встречу весны. Повсюду устраивали ярмарки, гулянья и , конечно же, пекли блины!

3 ребёнок: И уже на неделю гульба!

На весь мир напечены хлеба

И народа площадь полна.

1 ребёнок: Врыты столы широкие,

Накатаны горы высокие!

2 ребёнок: Качели уже качаются,

Детвора в балаган не вмещается!

3 ребёнок: Едет масляна, едет сырная,

Разгульная, а не смирная!

Прощайся народ с тоской, праздник общий, мирской!

Вед.: Мы с вами целую неделю не тужили: Маслениц мастерили, чтобы помогла она нам зиму прогнать и весну повстречать. А теперь давайте Масленицами похвалимся, Зиму попугаем, Весну повстречаем.


Презентация Масленицы.

Каждый класс по очереди представляет свою Масленицу, громко называя её по имени. Помогают Масленице с помощью «веснянок» прогнать зиму.

Сразу после проведения презентаций Масленицы на празднике появляются Скоморохи (учащиеся 4 класса).

1 ск.: Добрый день, гости дорогие, жданные, званные и желанные!

2 ск.: Здравствуйте, молодки! Здравствуйте, лебёдки!

Ребята – молодцы, весёлые удальцы!

1ск.: Почтенные и молодые, полные и худые!

2ск. : Мы – скоморохи! С нами лучше веселится, а без нас праздник никуда не годится!

1ск.: Есть у нас одна затея для самых ловких и умелых!

Всё готово здесь сейчас для затеи этой.

Постарайтесь побежать в мешке эстафету.


Скоморохи проводят с учащимися игру-затею

«Бег в мешках».

В данной затее принимают участие все учащиеся, пришедшие на праздник. Каждому классу выдаётся по одному мешку. Учащиеся по очереди прыгают в мешках определённую дистанцию. Места распределяются «условно», главное – отметить умение хорошо прыгать и поддерживать друг друга.

2ск.: Праздник наш вперёд идёт и народ не убывает! А у нас сегодня представленье, всем на удивленье!


ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ.


Инсценировка шуточного стихотворения «Небылицы в лицах»».


— Здорово, Никодим!

— Здорово, Егор!

Откуда идеш ь ?

— С Кудыкиных гор.

— А как у вас, Егор, поживают?

— На босу ногу топор надевают,

Сапогом траву косят,

В решете воду носят.

Наши сани

Едут сами,

А лошади наши — с усами,

Бегают в подполье за мышами.

— Да ведь это кошки!

— комара тебе в лукошке!

Наши кошки живут в гнезде,

Летают везде.

Прилетели во двор,

Завели разговор:

«Кар, кар!»

Да ведь это вороны!

— Мухомор тебе вареный!

Наша-то ворона ушаста,

В огороды шастает часто.

Скок да скок

Через мосток,

Белым пятнышком — хвосток.

Да ведь это зайчишка!

— В нос тебе еловая шишка!

Нашего зайца

Все звери пугаются.

Прошлой зимою в лютый мороз

Серый зайчище барана унес.

Да ведь это волк!

— По лбу тебя щелк!

Неужели не слыхал никогда ты,

Что волки у нас рогаты?

Волк трясет бородой,

Пообедал лебедой.

Да ведь это козлище!

—Щелчков тебе тыща!

Наш козел

Под корягу ушел,

Хвостом шевелит,

Ставить сети не велит.

— Да ведь это налим!

— Нет, не Налим.

Мы про Налима не так говорим.

Налим Никодим

Гордится собою,

Налим Никодим

Носит шапку соболью,

Ни перед кем ее не ломает

И шуток тоже …

…не понимает.


Вед.: Спасибо, скоморохи! Без вас и веселье не веселье! До встречи!

Что-то застоялся наш народ.

Чтобы косточки размять, нужно с вами поиграть!

Всех ребят созываем на канат.

10 слева, 10 справа, только мускулы трещат!

Игра – затея «Перетягивание каната».

Команды (10 человек от класса) перетягивают канат. Места распределяются «условно». Важно отметить дружное и согласованное участие в конкурсе.

Вед.: А напоследок ещё разок поиграем, аппетит для блинов нагоняем!

На Руси очень любили прыгать через костёр. Самым смелым и ловким считался тот, кто выше и дальше прыгнет. Давайте проверим, есть ли среди нас такие. Костёр мы заменим скакалкой.


Игра-затея «Перепрыгни костёр».

Два человека натягивают скакалку, остальные участники по очереди перепрыгивают через неё. Высота постепенно увеличивается. Дети, которые не смогли «взять высоту» выбывают из игры и становятся активными болельщиками.

Вед.: Вы Масленицу смастерили,

Все вместе: Смастерили!

Зиму дружно проводили,

Все вместе: Проводили!

Весну весело повстречали,

Все вместе: Повстречали!

На празднике не скучали!

Все вместе: Не скучали!

А теперь Вас ждёт угощение –

Блины вкусные на удивление!

Угощение берите, чаем запивайте, Масленицу добрым словом вспоминайте!

И спасибо Вам за внимание и такое активное играние!


Приложение №1.

Образцы чучел Масленицы.







Приложение №2.

Полезная информация о празднике.

Масленица (седмица сырная).

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица - древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства.

Это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Возможно, блины были и частью поминального обряда, так как масленице предшествовал "родительский день", когда славяне поклонялись душам усопших предков. Это всегда был самый веселый и любимый славянский праздник. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года. Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Безудержное чревоугодие и веселье рассматривалось как залог будущего благополучия, процветания и успеха.

С принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. По своему обычаю, церковь "назначила" на место языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. После этого Масленица воспринималась христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути.

Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник - встреча Масленицы, во вторник - заигрыши. В среду-лакомку тещи приглашали зятьев на блины. В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу - тещины вечерки - зятья звали тещу на угощение.

Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Заканчивается Сырная седмица прощеным воскресеньем, когда верующие просят друг у друга прощения. Поэтому масленичной традицией считается посещение родственников, друзей - чтобы попросить прощения за возможные нанесенные обиды, примириться. А потом без обид и с миром вступить в Великий пост.

Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках (от блина, круглого и масляного и образовалось название и праздника, и персонажа). С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно "на горке" - на какой-нибудь возвышенности.

Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны и демонстративными поношениями Масленицы в специальных куплетах. В этих песнях Масленицу обзывают (в связи с великим постом, который наступает сразу после обильных пиров масленичной недели) обманщицей, объедалой, блиноедой и другими обидными прозвищами.

Соломенное чучело, наряженное в праздничную одежду или же в лохмотья, всей толпой выносили из селения и швыряли в воду или разрывали на части. Солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие.
















Широкая Масленица - Сырная неделя!

Ты пришла нарядная

К нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться

Будем всю неделю,

Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК...

Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный –

ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники - всё им удаётся.

Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

Ледяные крепости, снежные бои...

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек - суженых своих.

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...

Тёща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!





Ираида Мордовина

Масленица.


Со времён старинных, давних

Праздник Солнца к нам спешит.

Он один из самых ранних

В окна вешним днём глядит.

Это Масленица мчится

Вдоль по улицам родным.

Пьёт, гуляет вся станица,

Ест блины куском большим:

Со сметаной и нардеком,

С рыбой, мясом и икрой.

Шире праздник с каждым веком,

Не назвать его игрой.

Понедельник - день для встречи,

В гости все к друзьям идут.

А во вторник - песни, пляски.

Заигрышем день зовут.

В среду - стол от угощений

Ломится: ешь, пей, казак!

А в четверг - день примирений...

"Тёщин день" - зовётся так.

Мирится свекровь с снохою,

Тёща зятю руку жмёт.

Споры кум забыл с кумою,

В гости всяк к себе зовёт.

Хороводы водят девки,

Парни едут на санях.

С яра снежного подлетки

Мчатся с горок на ногах.

Казаков урядник бравый

Зазывает для игры.

Рано утром он, лукавый,

Навтыкал в сугроб лозы.

На конях разгорячённых

Её рубят казаки:

На скаку на полном саблей

Её режут дончаки.

В стороне казачек важных

Неспокойный курагод.

Они в снег платки бросают -

Пусть наездник подберёт...

Ну а в пятницу - гулянье,

Пир на улицах идёт.

Атамана угощенье...

За столы спешит народ.

От блинов горячих жарко,

Медный самовар пыхтит.

Каждый весел без подарка.

Тройка шумная летит.

Кони ряженые скачут,

Стон полозьев, песни, смех.

Казаки под бубен пляшут,

Старики счастливей всех.

День субботний величаво

Посиделками зовут.

Хороводы с песней водят,

В гости без конца идут.

Воскресенье - день прощанья,

Проводы седой зимы.

В каждой хате целованья,

Год ждать новой Маслены.

Колокольный звон играет,

Всех к заутрене зовёт.

Молодой и старый знает:

Завтра пост в дома придёт.

После службы в поле выйдут

Все с поклоном казаки.

К Солнцу взор с молитвой вскинут

И попросят по-людски:

- Солнце красное, будь щедрым,

В поле семена согрей!

Будь, Господь, к нам милосердным:

Землю дождичком полей.

Дотемна идёт веселье,

Угощается народ,

До звезды до первой чтобы

Всем наесться наперёд.

Приложение №3.


Краткая информация о творческих методах.


«Мозговой штурм»


Учебный мозговой штурм используется для решения творческих, эвристических задач в группах. Основная цель – развитие творческого стиля мышления. Задачи использования метода мозгового штурма в курсе

Метод мозгового штурма содержит четыре шага:

  • постановка задачи;

  • выдвижение идей,

  • обсуждение идей,

  • принятие решения.


Метод мозгового штурма прост и доступен детям, это метод коллективного решения проблемы. Не требуется предварительного обучения участников, кроме педагога, который должен знать теорию метода и методику его проведения. В процессе генерации идей критика запрещена, поощряются все выдвигаемые идеи, даже нереальные и фантастические. Каждый должен высказать хотя бы одну идею, чем больше, тем лучше, благодаря мозговому штурму нередко возникают новые и оригинальные решения проблемных ситуаций. Все идеи учащихся необходимо записать, для этого выбирается секретарь, можно использовать магнитофон. Учитель определяет время на первый этап - обычно 15-20 мин. В процессе обсуждения идеи оцениваются, рассматриваются критически. В каждой идее желательно найти, что–то полезное, рациональное. Затем выбираются лучшие предложения. При проведении мозгового штурма можно применять другие эвристические приемы, а также приемы ТРИЗ.

Мозговой штурм, применительно к данному празднику, помогает решить следующие задачи:

  • определиться с образом чучела Масленицы

  • придумать необычное имя для Масленицы

  • разработать форму презентации Масленицы

  • сочинить современные «веснянки» (небольшие стихи, которые помогают зазывать весну и прогонять зиму) и т.п.





Приём «ПМИ»

(«Плюс, минус, интересно»)

Прием «ПМИ» - быстрый аналитический прием. Суть: несложное и наиболее полное изучение проблемы, когда ее составляющие сортируются по категориям «плюс», «минус», «интересно». Сначала определяют только положительные моменты и ничего более, затем только отрицательные и ничего более и после этого переходят к самому сложному анализу – интересным моментам, которые не могут быть ни положительными, ни отрицательными, а просто вызывают наибольший интерес, помогают наблюдать и комментировать. Можно использовать следующие фразы: «Интересно знать, что произойдет…», «Что произойдет, если…», «Интересно, к чему это может привести…» и др.

На весь процесс «ПМИ» следует отводить 3-6 минут. Проводить данный анализ можно и самостоятельно, и в небольших дискуссионных группах.

Приём «ПМИ», применительно к данному празднику, помогает решить следующие задачи:

  • выбрать самый интересный и необычный образ Масленицы

  • определиться с выбором имени для Масленицы

  • распределить поручения для подготовки к презентации

  • выбрать наряд для команды

  • проанализировать мероприятие и т.д.



    инус -



    Интересно ?!

    Плюс +

    Минус –

    Интересно !



    Минус -



    Интересно ?!



Метод «Думательные шляпы».



Размышляя над чем-нибудь, люди часто пытаются выполнять несколько операций сразу – анализировать факторы, обосновать возражения, бороться со своими эмоциями. Это часто приводит в тупик.

Шесть шляп – это методика, предлагающая выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Не пытаясь сделать все сразу, мы надеваем по одной шляпе. Использование шляп – ролевая игра. Надевая шляпу определенного цвета, человек начинает играть соответствующую данной шляпе роль. Всего имеется шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определенный тип мышления.

Жёлтая шляпа – рассказывает про всё хорошее и положительное в любом объекте.

Зеленая шляпа – помогает мечтать, фантазировать, предлагать новые идеи.

Белая шляпа – предлагает собрать как можно больше информации о предложенном объекте.

Красная шляпа – советует поделиться своими эмоциями, настроением по поводу предложенного объекта.

Синяя шляпа – предлагает сделать обобщение, оценить предложенный объект.

Черная шляпа – это «строгий судья», старается найти слабые стороны, посмотреть, что получилось.

Метод «Думательные шляпы», применительно к данному празднику, помогает решить следующие задачи:

  • проанализировать информацию, собранную о празднике и отобрать нужную

  • оценить и выбрать лучшее чучело Масленицы

  • оценить и дополнить сценарий презентации

  • проанализировать и оценить само мероприятие (праздник «Широкая Масленица»)

  • выразить свои чувства по отношению к празднику и т.д.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка праздника "Широкая масленица"

Автор: Башкисер Елена Владимировна, Колова Татьяна Анатольевна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376506

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "разработка сценария праздника "Широкая Масленица""
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka-stsienariia-prazdnika-shirokaia-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "296987"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456130335"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Разработка внеклассного мероприятия "Широкая Масленица" "
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-shirokaia-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "222322"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436164623"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Методическая разработка мероприятия по теме "Широкая масленица". "
    ["seo_title"] => string(74) "mietodichieskaia-razrabotka-mieropriiatiia-po-tiemie-shirokaia-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "109175"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1404163453"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Разработка урока "Широкая масленица" "
    ["seo_title"] => string(38) "razrabotka-uroka-shirokaia-maslienitsa"
    ["file_id"] => string(6) "113806"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411054792"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "«Народный обряд Масленица в опере  Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»» "
    ["seo_title"] => string(75) "narodnyi-obriad-maslienitsa-v-opierie-n-a-rimskogho-korsakova-snieghurochka"
    ["file_id"] => string(6) "124169"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414654448"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства