Классный час «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД БЕЗОПАСНОСТИ» Цели: 1. Обучающая: формировать представления об основных источниках опасности, умения предвидеть возможные экстремальные ситуации, осуществлять безопасное поведение на улицах и дорогах, в природе, дома; действовать в случае возникновения угрозы здоровью и жизни. 2. Развивающая: развивать способности, которые дали бы детям возможность правильно оценивать различные ситуации; совершенствовать навыки наблюдательности и бдительности. 3. Воспитательная: воспитывать ответственность за жизнь и здоровье: своё и окружающих, воспитывать культуру поведения. Оборудование: таблицы по ОБЖ «Безопасное поведение школьников», карточки с названиями улиц, аптечка. Содержание занятия 1. Организационный момент. Слайд 1 - Здравствуйте, ребята! – Здравствуйте, те, кто родился осенью! (те, кто родился осенью, здороваются и садятся) - Здравствуйте, те, кто родился зимой! (те, кто родился зимой, здороваются и садятся) (Сергеева М., Стрельцова К., Нехаева М., Семенова А.) - Здравствуйте, те, кто родился весной! (те, кто родился весной, здороваются и садятся) (Пантелеева С.) - Здравствуйте, те, кто родился летом! (те, кто родился летом, здороваются и садятся) (Смирнова Д., Потанина Л.) - Ещё раз, все, здравствуйте! - Здороваться - это желать здоровья! Я желаю, чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье и мы могли дружно общаться и выполнять работу. И так внимание перед вами задание. Задание на внимание и сравнение. Слайд 2 На доске изображена таблица, где есть набор буквенных сочетаний. Каждому сочетанию соответствует свой символ. Там же указана последовательность расположения символов - значков. Вы должны записать сочетания у себя на карточках в данной последовательности и получиться слово название темы занятия. 2. Объявление темы. Какое слово у вас получилось? (безопасность) Я предлагаю вам совершить путешествие в город Безопасности. Слайд 3 3. Вступительная беседа. - Что такое безопасность? Ответьте своими словами. Давайте прочитаем более точное определение этого слова. (текст на слайде) Слайд 4 Безопасность - это когда нет угрозы здоровью и жизни, есть защита от опасности. (Ребенок читает, потом я выделяю, что написано красным.) Жизнь, как бы сложна ни была, временами замечательна. Недаром мы все ею так дорожим. Однако на свете существуют опасности, которые могут не только испортить нам жизнь, но даже отнять её у нас. Чтобы такого не случилось, надо обязательно уметь предвидеть эти опасности и знать способы, как избежать их. -Какие опасные ситуации могут возникнуть вокруг нас? (Ответы детей). Какие опасности окружают тебя вокруг? Назовите места в доме, в квартире где тебя подстерегают опасности? (в ванной, на кухне, на балконе, на елке, в подъезде, на чердаке, в лифте, в подвале). Некоторые опасности спрятаны до поры до времени: гвоздь в стуле, разбитая бутылка, а другие видны сразу: на плите – кипящий чайник, горячая кастрюля, на гладильной доске – раскаленный утюг, разлитое масло. В ванной – ядовитые аэрозоли против насекомых. Даже обыкновенный кран с горячей водой или холодной водой может быть опасен для невнимательного человека. Найдите в групповой комнате опасные места: в приемной – дверцы у шкафчиков (можно прищемить палец); в группе – острые углы у столов, большие окна со стеклами, горячая еда; в умывальной: кран с водой, влажный пол, горящий свет; в спальной комнате – кровати с острыми углами. Очень часто люди страдают из-за своей собственной неосторожности, неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков, оценить степень своей защищённости и принять необходимые меры. Любое из неприятных событий не случилось бы, если бы мы с вами знали главные правила безопасного поведения: (на слайде) (САМА ЧИТАЮ) Слайд 5 предвидеть опасность; по возможности избегать её; при необходимости действовать. Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности – все избежать, А где надо – на помощь позвать. Вот этому мы и будем с вами сегодня учиться А сейчас отправляемся в город Безопасности. Слайд6 Слайд 7 Но улицы там непростые, там есть улица Инспекторов дорожного движения, улица Спасателей, улица Пожарных, улица Санитаров. И первая наша улица: Слайд 8 Улица Пожарных (каждая улица написано на слайде с картинками) А сейчас я загадаю вам загадку: Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит. Он со злости ест дрова, Может, час, а может, два. Ты рукой его не тронь, Искусает он ладонь. Дети: - Это огонь. С давних пор огонь считается другом человека. Подумайте, ребята, как огонь помогает человеку? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ (Отапливает дома в холодное время года, помогает приготовить пищу.) А раньше огонь освещал жилище человека. Без огня мы с вами уже не представляем жизни. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека. Без огня невозможна жизнь на земле. Но огонь может быть не только другом и помощником человека во всех делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Неосторожное обращение с ним наносит непоправимый ущерб людям. - Ежегодно в мире происходит около 5 млн. пожаров. - Каждый час в огне погибает 1 человек, 2 получают травмы и ожоги. - Каждый третий погибший – ребёнок. Ребята, подумайте, что является причиной пожара. (Ответы детей) Да ребята правильно, причиной пожара может быть: Слайд 9 если баловаться со спичками; если забыть выключить электроприборы; если произошла утечка бытового газа; если сушить бельё над плитой; если зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи; если кто-то из взрослых не потушил сигарету; если дети разжигают костёр возле деревьев или домов, поджигают мусорные баки, сухую траву, тополиный пух) - А знаете ли вы, ребята, чем можно потушить пожар? (Ответы детей) Правильно! Как вести себя при пожаре, давайте вспомним, посмотрев на экран. Слайд 10 (Работа с таблицей «Правила поведения при пожаре в доме»). (слайд ) А кто мне скажет, как правильно сообщить в пожарную часть о возникновении пожара. (Ответы детей). Набрав 01, если с мобильного телефона то 101 вы должны четко назвать адрес горящего объекта, указать, что горит и назвать свою фамилию. От того, как быстро и правильно вы сообщите о пожаре зависит ваша жизнь. (Давайте с вами по тренируемся) (Практическая часть) (Дети тренируются звонить в пожарную часть) Как быстро приедут пожарные после вашего звонка, узнаем поиграв в игру «Лабиринт»(Раздаю карточки) Проверю Игра «Лабиринт» А сейчас, я вам каждому раздам памятку, чтобы вы не забывали «Как вести себя при пожаре». Эту помятку вы можете показать дома родителям, братьям сестрам и своим знакомым. (Памятка на парте перед учениками и на слайде. Дети, знакомятся с этой памяткой. Зачитывают каждое правило.) Памятка Если возник пожар: Выйди из помещения Позови взрослых Позвони по телефону 01 Правила поведения при пожаре: НЕ стой в горящем помещении – прижмись к полу, где воздух чище, и пробирайся к выходу; Закрывай за собой дверь, это уменьшит риск распространения пожара; Не открывай дверь, если она горячая на ощупь; Если нет путей эвакуации, по возможности заткни дверные щели подручными средствами (тряпками, скотчем); Находись около окна, чтобы тебя можно было увидеть с улицы; Будь терпелив, не паникуй. Если почувствовал запах газа. НЕ зажигай спички НЕ включай свет Широко открой окна Позвони по телефону 104 Мы продолжаем наше путешествие по городу Безопасности и попадаем на улицу Инспекторов дорожного движения Слайд 11 Движенья полон город, Бегут машины в ряд, Цветные светофоры И день, и ночь горят. Чтоб было безопасно, Вам нужно, без сомненья, Знать и выполнять Правила…(дорожного движенья). Добро пожаловать на улицу Инспекторов дорожного движения. Давайте вместе вспомним правила дорожного движения. (Просмотр мультфильма) Слайд 12,13 Ответы на вопросы - Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают? - Как на проезжей части обозначен пешеходный переход? - Где и как должны ходить пешеходы по улице? (по тротуару, а где нет тротуаров идти по краю дороги, навстречу движущемуся транспорту) - Где нужно стоять в ожидании автобуса? - Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете? - Как нужно переходить улицу при выходе из автобуса? Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали на вопросы. А зачем нам нужно знать правила дорожного движения? (Ответы учащихся). (Чтобы не быть виновниками дорожно транспортных происшествий и не пострадать самим) Молодцы! Сейчас я вам раздам карточки и нужно выполнить Задание «Найди и обведи неправильное действие героев» проверяем Слайд 14 Давайте поиграем в игру. Проводится игра «Светофор». Перед играющими устанавливают светофор. Участникам игры надо быть очень внимательными. Когда ведущий зажигает зелёный свет, ребята потихоньку начинают топать ногами, будто идут; когда горит жёлтый свет, дети хлопают в ладоши. При красном свете в классе должна быть тишина. (Воспитатель раздает памятку «Правила дорожного движения) Следующая улица это Улица Спасателей Слайд 15 Добро пожаловать на улицу Спасателей. 1. Если телефон звонит, Кто-то в трубку говорит? - Как тебя зовут, малыш? Дома с кем сейчас сидишь? И куда же я попал? – Ничего не отвечай, Срочно маму подзывай! Если взрослых дома нет, Не веди ни с кем бесед, До свидания! – скажи, Быстро трубку положи! 2.Дверь незнакомцам не открывай, Словам и подаркам не доверяй. Скажи: « Скоро мама с работы придет, Сама, если надо, вам дверь отопрет». 3.Ключи от квартиры с собой я ношу Но дверь мне открыть никого не прошу. Свой ключ никому не доверю, Ведь он стережет мои двери. 4.Угощают часто нас, Только помни каждый раз: Бери угощения лишь у знакомых, А не у чужих – с виду скромных и добрых. Чтобы не спешили к вам на помощь спасатели, я предлагаю вам рассмотреть опасные ситуации которые можно избежать, если быть внимательным. (перечисляю ) А вот как вести себя с незнакомцами я предлагаю посмотреть вам видеоролик. Внимание на экран. Просмотр видеоролика Слайд 16,17,18 А теперь давайте представим, что мы с вами попали в ту или иную ситуацию, и какими будут ваши действия: Разбор ситуаций (раздать детям по ситуации) Ситуация 1. Если на улице к тебе обратился незнакомец и сказал, что твоя мама прислала его за тобой. Как ты поступишь? Ситуация 2. Что ты будешь делать, если незнакомый тебе человек приглашает сесть в машину и поехать на съёмки детской передачи? Ситуация 3. Что вы станете делать, если кто-то попытается открыть дверь вашей квартиры? Ситуация 4. Что вы ответите, если незнакомый спросит по телефону, одни вы дома или нет? Ситуация 5. Вы вернулись из школы, а дверь вашей квартиры открыта. Ваши действия. Ситуация 6. На улице вы находите пакет, оставленный кем-то. Ваши действия. Ситуация 7. К тебе обратился незнакомец, чтобы ты помог найти в подвале котенка. Молодцы! Я надеюсь что вы ни когда не попадете в такие ситуации в жизни. Будьте бдительными и ответственными за свою жизнь. Улица Санитаров Слайд 19 Кто в дни болезней всех полезней И лечит нас от всех болезней? (Доктор) Добро пожаловать на улицу Санитаров. Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где-то далеко, там, где нас нет. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребёнок упал с дерева, ударился головой, кто-то пролил на себя горячий чай, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся. И если именно вы оказались рядом, то вам предстоит принять правильное решение. Если вдруг вы упали и у вас Ссадина, рана, то вы должны: 1.Помыть руки с мылом 2.Промыть рану перекисью водорода 3.Вокруг раны смазать йодом или зеленкой 4.Забинтовать чистым бинтом. Ожог. 1.Подставить обожжённое место под струю холодной воды. 2. наложить бинт 3. выпить обезболивающие при сильной боли, которое вам дадут взрослые. Кровь из носа. 1.Принять положение сидя, не запрокидывать голову. 2.Держать платок у носа. 3.Приложить на переносицу что-то холодное. Если что то серьезное то нужно обратиться за помощью к врачу или вызвать скорую помощь. Подведение итогов. Ребята, сегодня мы с вами побывали в городе Безопасности То, что мы обсуждали сегодня, очень важно. За многие из этих знаний заплачено самой дорогой ценой – человеческими жизнями. Будьте умнее, учитесь на опыте других людей, не повторяйте чужие ошибки. С помощью знаний вы строите свою крепость – БЕЗОПАСНОСТЬ. Какими будут стены этой крепости – зависит только от вас. Сейчас мы проверим, смогли бы вы на месте героев предвидеть опасные ситуации и не попасть в них: Сейчас я вам раздам иллюстрации сказок, и вы должны ответит по плану на вопросы: Задание «В гостях у сказки». Слайд 20 1)- Как называется сказка? - Кто главные герои? - Какое правило безопасности нарушено? - Кто из героев нарушил? (Волк и семеро козлят – не открывать дверь чужим, Гуси-лебеди – не слушался старших, Спящая красавица - будь осторожен с колющими и режущими предметами, Красная шапочка – чрезмерное доверие к незнакомцу, Кошкин дом – не соблюдение правил техники безопасности с огнем) Колобок – ушел из дома один, чрезмерное доверие к незнакомцам Приключение Буратино - чрезмерное доверие к незнакомцам Но иногда, к сожалению, бывают моменты, что несчастье уже случилось с нами, или мы стали свидетелем чужой беды, поэтому вы должны знать куда в таких случаях обращаться. Задание «Соедини стрелкой) Давайте вспомнить номера телефонов этих служб и правильно их расставим. Слайд 21 01- пожарная часть – милиция 03 - скорая помощь - служба газа На этом занятие закончилось, спасибо за внимание, берегите себя и свою жизнь! Слайд 22 Использованная литература: 1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие по курсу «Окружающий мир» для учащихся 1 – 2 классов начальной школы. – М.: Просвещение, 2005. 2. Классные часы по ПДД и безопасности // Завуч начальной школы, №7, 2008. 3. ОБЖ //Начальная школа, издательский дом «Первое сентября», №25 – 26, 2004. 4. ОБЖ. Поурочные планы по программе 1 -4 / Сост. Н.А.Горбунова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. 5. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / Сост. О.В.Павлова, Г.П.Попова, Г.Н.Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2006. |