Ученик: Весна идёт с капелями, ручьи журчат,
«Встречайте, прилетели мы!»
Скворцы кричат.
Один присел на тополе, такой смешной.
В ладони мы захлопали: «А ну – ка, спой!»
Он посмотрел обиженно: «У вас – то дом,
А мы себе и хижины здесь не найдём!»
Кричим ему уверенно: «Дружок, скворец,
Мы подарить намерены тебе дворец!»
Его вчера повесили мы в школьный сад,
Тебе в нём будет весело, ты будешь рад!
Появляется скворец
Здравствуйте, ребята! Вы меня узнаёте? А тем, кто не узнал, разрешите представиться: « Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец.
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня …»
Верно! Вы угадали. Меня зовут скворец. Очень полезная птица, с которой вам надо сдружиться. Из года в год, из века в век живу там, где живёт человек. Слежу за полем и садом: очищаю от вредных букашек, поедаю бабочек - капустниц и жучков. И поэтому я не просто скворец, а скворец – молодец!
Дети: Мы рады тебе, скворец – молодец! Мы приготовили тебе подарки.(стихи и домики)
Ученик: День весенний, весёлый,
Светит солнце с утра.
Побежала из школы по домам детвора.
Притащили дощечки и пилу с молотком,
На просохшем крылечке строят маленький дом.
Домик с круглым оконцем, возле дома порог,
Чтобы , греясь на солнце, петь бы скворушка мог.
Домик с крышей тесовой - гордость наших ребят…
Но скворечня готова, а скворцы не летят.
Вышел дедушка древний, сел с трудом на бревно:
«А в соседней деревне прилетели давно!»
Слышен шелест над крышей, птичий, радостный гам…
«Тише, дедушка!... Тише!...Это, кажется, к нам!...»
Песня «Птичий дом»
Ученик: Прилетели голосистые, прилетел скворец и грач.
Птицы нужные, полезные всех вредителей съедят.
Нашим полям, лесам, садам, огородам огромный вред наносят грызуны и насекомые.
Мышь: Мы, мыши, съедаем до четверти всего урожая, обгрызаем молодые деревья в лесу, зимой - кору плодовых деревьев в саду, переносим возбудителей различных болезней.
Насекомые: А мы, насекомые, едим всякие растения, портим зерно, уничтожаем овощи в огородах, фрукты в садах.
Без птиц не было бы урожая. Большую пользу сельскому и лесному хозяйству приносят скворцы.
Скворец: Я , скворец , поедаю огромное число гусениц, майских жуков, щелкунов, бабочек и других вредных насекомых.
Синица: Я, синица, круглый год, зимой и летом, отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их личинки и яйца.
Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в эти дни найти насекомых. И лишь вы, школьники, выручаете нас. Если бы не вы, мы бы умерли с голоду.
Спасибо вам, дорогие ребята, за зимние птичьи столовые!
Сова: А я сова. Съедаю за ночь 7 – 8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и этим спасла 20 тонн отборного зерна.
Ученик: Пусть птицы нам поют без нот, пускай поют без слов,
Я знаю всё, о чём поют щегол и реполов.
Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд:
«Ты гнёзда разорять не смей, не трогай птичьих гнёзд!
Ты в наши гнёзда не смотри, не становись на пни,
Яичек тёплых не бери. Зачем тебе они?
Через неделю или две зайди послушать в сад.
Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат».
Чтоб накормить своих птенцов, набить едою рот,
Найдут синицы червяков, ползущих в огород.
Повсюду птицы полетят – они и там и тут,
Всех гусениц, что портят сад, на яблонях найдут.
От кровожадных комаров покоя летом нет.
Их пеночка и реполов поймают на обед.
Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд:
«Ты гнёзда разорять не смей, не трогай птичьих гнёзд!»
И мы не будем разорять! – Вот слово всех ребят.
Пусть птичьи песенки опять в саду у нас звенят.
Песня «Соловей»
Мы спешим к вам, дорогие ребята, на праздник.( Выходят птицы: дятел, мухоловка – пеструшка, снегирь, грач, кукушка).
Весна идёт. Пора браться за свои дела: устраивать гнёзда, заселять приготовленные школьниками домики.
Дятел: Мне не нужны ваши домики. Я всегда сам выдалбливаю в лесу отличное жилище. А после меня в нём живут разные мелкие птички.
Мухоловка – пеструшка: Я, мухоловка – пеструшка, не имею такого крепкого клюва, как дятел. Я обязательно поселюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам за это каждый день ловить по 300 мух и комаров, чтобы они вас не кусали.
Снегирь: Меня все знают, снегиря! Всю зиму я прокормился в ваших краях рябиной и семенами сорных растений, а теперь улетаю к себе на север. Скоро и там будет весна. До будущего снега!
Грач: Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огороду, полю - врач,
Глянцевитый чёрный грач.
Кукушка: А вот и я, кукушка.
Была в большом густом бору, там слышала, чего доселе
не слыхала: как соловей поёт. Дивилась я, право, дивилась…
Однако же не потаю: по – соловьиному и я петь научилась.
Для вас, извольте, пропою. Хотите?
Все: Пропой! Послушаем!
Кукушка: Чур! Не шуметь! Молчите!
Вот выше сяду на суку.
Ну, слушайте ж теперь: Ку – ку, ку – ку, ку –ку!
Ученик: Хотя ты прежнею осталася кукушкой
И петь не научилась соловьём,
Ты людям дорога!
Уничтожаешь гусениц мохнатых
И охраняешь нам леса!
Кукушка: Вы правы! В детстве я съедала 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки - капустницы, 50 личинок щелкунов и чернотёлок, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочек, 4 паука и муравьиные яйца.
Ученик: Спасибо вам, дорогие птицы, что вы думаете о нас и явились на праздник. Мы вас не забудем!
Сценка «Зяблик и филин»(стук в дверь)
Зяблик: Кто там?
Филин: Сиди, не боись… Я тебя, зяблик, не трону. Я тебя спросить хочу.
Зяблик: О чём, филин?
Филин: Обида у меня. Ну, понимаешь, весна пришла. Радостно! Все птицы петь взялись. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят за пенье, и овсянок, и тебя.
Зяблик: А что, у меня песенка хорошая!
Филин: Пускай хорошая. Но ведь и я запел и я стараюсь. А меня слушать не хотят. Бегут, понимаешь, кто куда.
Зяблик: А какая у тебя песенка?
Филин: Замечательная! Вот послушай: Пу – гу! Пу – гу! Пу – гу!
Стой! Куда ты?...
И этот удрал. И чем моя песенка не нравится?
Песня «У дороги чибис»
Викторина
--Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики, королёк)
--Где гнездятся скворцы кроме скворечников? (в дуплах)
--Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)
--Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (грачи)
--Живёт в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится.(филин)
--В деревне есть часы такие - не мёртвые, а живые; ходят без завода, они птичьего рода. (петух)
--Как написать слово «ласточка» в четырёх клетках? (/л/а/с/./)
--Какие птицы 2 раза и 3 раза выводят птенцов? (зяблики, пеночки выводят птенцов 2 раза, а воробьи и овсянка - 3 раза)
--Гнездо своё он в поле вьёт, где тянутся растения. Его и песня, и полёт вошли в стихотворение. (жаворонок)
--Пусть я птичка - невеличка, у меня, друзья, привычка - как начнутся холода, прямо с севера сюда. Каждый год я к вам лечу - зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой ярко - красный галстук мой. (снегирь)
--Птичка - невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать
шажок - получается прыжок. (воробей)
--Назовите птиц, начинающихся с буквы «С».(сыч, стриж, сова, сорока, синица, снегирь, соловей)
-- Назовите птиц, оканчивающихся на «Ь».(снегирь, гусь, гоголь, лунь, журавль, глухарь)