Песня «Первоклашка». Исполняют три ученицы по куплету, припев исполняет хором класс.
Ученики:
Праздник начинается,
Гости улыбаются.
Первоклашки в этот день
С азбукой прощаются.
Буквы мы узнали, слоги прочитали,
И сложили слоги в целые слова.
После – в предложении вдруг на удивление
Получилось: «Родина моя!»
А потом и «МАМА», та, что моет раму!,
«Дети в мяч играют». «Речка», «небо», «лес»!
А ещё в программе прочитали сами:
Будет на экране: «Поле из чудес!»
Чтобы не канючить, бабушку не мучить,
Почитаю сказки, все наперечёт.
Бабушка на кухне варит борщ и кашу
И блинов, конечно, вкусных напечёт!
Напишу в тетради (не оценки ради!)
Буквы алфавита и пример решу.
А сейчас у мамы (той, что моет раму),
Чтоб не отвлекалась, помощь не прошу!
Учитель: Ребята! То, что вы научились читать и писать, - хорошо! То, что вы теперь меньше отвлекаете старших, - тоже очень хорошо! Но вы не забыли, какой у нас сегодня день?
Хором: ПРОЩАНИЕ с АЗБУКОЙ!
Учитель: - А где же наша виновница торжества, АЗБУКА? Давайте её позовём.
Хором: АЗБУКА! АЗБУКА! АЗБУКА!
Входит АЗБУКА: - Знаю я: у вас на полке
(мама или ученица - Много разных книг стоит.
5-го класса) Только в этом мало толку,
Кто не знает алфавит!
Все читают: дяди, тёти,
В школе, дома, на работе,
В самолёте и трамвае,
Даже на ходу читают!
Папы, мамы и братишки –
Все читать умеют книжки!
Вам скажу, ребята,
Честно, не тая,
Кто не знает азбуки-
Жизнь проходит зря.
Ученики:
Азбука – родная книжка
Для девчонки и мальчишки.
В азбуке – загадки, сказки,
И картинки в ярких красках,
Буквы, слоги и слова,
Закружилась голова!
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший первый класс.
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней.
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять.
Мы азбуки свои открыли,
Раскрыли школьную тетрадь.
Ученица:
Я бросила куклу,
Играть не хочу,
Мне некогда очень,
Я буквы учу,
Из них я сама
Составляю слова,
Из них написала
«Трава» и «дрова».
Дрова - на траве,
Трава – на лугу.
Теперь, как большая,
Читать я могу.
Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только вылез из пелёнок –
Просит книгу показать.
Ученица:
На свете много книжек разных.
А вот у азбуки отдельный праздник.
В ней ключик к знаньям нам для жизни дан,
Азбука – начало всех начал.
Азбука: - У моего друга АЛФАВИТА случилась беда. На берегу озера стоял его прекрасный замок. В этом замке жили буквы. У каждой буквы была своя комната. Вдруг налетел ураган и разрушил замок. Буквы рассыпались. Произошла путаница. Больше я никого не смогу научить читать.
Учитель: - Не плачь, Азбука, ребята помогут тебе и твоему другу Алфавиту. Поможем, ребята?
Игра «Каждой букве своё место».
Участники игры получают карточки с названиями букв. По сигналу учителя игроки должны занять места, соответствующие алфавитному порядку букв.
Учитель: - Посмотри, Азбука, справились ли дети с твоей бедой?
Ученик:
Прапрадедовской порой
Стали буквы в чёткий строй.
Строй, как строй,
Да не простой!
Он зовётся АЗБУКОЙ! (хором)
Азбука: - Гласные буквы здесь? (ученики отвечают)
- Согласные здесь?
- Буквы, не обозначающие звуков?
-Молодцы! Всё сделали правильно! Я опять смогу учить детей читать!
- А сейчас по такому радостному поводу я приглашаю всех ребят на танец.
ТАНЕЦ МАЛЕНЬКИХ УТЯТ.
Дети садятся на стульчики.
Выходят Колдунья, Двойка, Азбука, Пятёрка.
Выступление учащихся 5 класса –выпускников учителя
Колдунья обращается к детям:
- Знакомьтесь, дети, я - Колдунья злая.
Я вам учиться помешаю.
Зачем нужна эта учёба?
Ведь, быть всегда весёлым чтобы,
Не нужно вообще читать
И уж тем более писать.
Как, дети, быть учёным горько!
(Берёт за руку Двойку.)
А вот моя подруга – Двойка.
И пусть её вам ставят часто –
Не будет жизнь такой ужасной.
Рекомендую вам её, друзья,
Без двоек жить никак нельзя.
Двойка ( показывает себя со всех сторон, красуясь):
Смотрите, я красивая какая.
А шея у меня, как запятая,
И голова моя красива тоже –
Я так на лебедя похожа.
Но только лебедь в озере плывёт,
А я у вас в тетрадках круглый год
И в дневниках, конечно, плавать буду,
И никого из вас я не забуду.
И скоро вы привыкнете ко мне.
Меня вы видеть будете во сне,
И без меня вам будет очень скучно –
Без двоек всем учиться несподручно.
Входят Азбука и Пятёрка.
Азбука( обращается приветливо к ребятам):
Привет, ребята, вас рада видеть вновь.
И я вам помогать всегда готова.
Из класса в класс вы будете идти.
Когда же трудности вас встретят на пути,
То вспоминайте чаще про меня –
Запомните: волшебник добрый я!
В любых делах вам помогу.
Колдуньям, Двойкам дать отпор смогу.
Со мной Пятёрка в класс пришла.
Она так этого ждала!
Пятёрка:
- Я рада подружиться с вами,
Надеюсь, станем мы друзьями.
Мы ими станем сразу и надолго,
Украсят ваши дневники одни пятёрки.
Мы с Азбукой хотим сегодня вам помочь
Прогнать Колдунью с Двойкой прочь.
Колдунья (усмехаясь):
Ты что такое говоришь?
Прогнать нас? Размечталась ишь!
Мы будем в школе вечно жить,
Всегда с ребятами дружить.
Двойка ( делает шаг к детям):
Любой ребёнок двойке рад,
Все двойку получить хотят.
Ведь я не заставляю их учиться,
Всем разрешаю я лениться.
Азбука (преграждает Двойке дорогу):
Не говори нам ерунду,
Здесь все приучены к труду.
И мы с Пятёркой твёрдо знаем,
Что в нашем классе нет лентяев.
Пятёрка (ребятам, очень серьёзно):
Труднее получить пятёрку,
Чем двойку или даже тройку.
Меня получите за знанья,
За труд, за долгие старанья.
Азбука:
И вам придётся выбирать,
Что вы хотите получать.
Двойка и Пятёрка, обращаясь к классу:
Ну, что ж, тогда пускай весь класс
Кого-то выберет из нас.
Дети выходят и становятся в круг вокруг Пятёрки и Азбуки.
Танцуют танец.
Я по улице иду, я читаю на ходу.
Вывески, афиши от земли до крыши.
А на заборе прямо написано «Динамо».
Болельщики! Стыдно это, забор – не стенгазета!
Ученики
Навстречу мне спешат рекламы,
Рекламы будто телеграммы.
Машин поток, людей поток,
Автобус – пятый номер.
Вдруг вижу: «Сева – молоток!» -
Написано на доме.
Написано старательно, Но думается мне:
Писать необязательно об этом на стене.
Вот улица Садовая.
Весенним тёплым днём
Она блестит, как новая,
Умытая дождём.
Вокруг листвой весёлой
Шумит лесной народ.
Простое слово «школа»
Читаю у ворот.
Учитель:
Дорогие наши гости! Наши первоклашки научились в школе не только читать, писать и считать, но и учились вежливости, доброте. Об этом они вам покажут в сценке «Вежливое слово», стихотворение к которой сочинила Эмма Мошковская.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКАМИ
Театр открывается.
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
За три часа открылась касса,
Собралась народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой...
- Подходите, Ёжик, Ёжик!
Вам билет в каком ряду?
Мне поближе: плохо вижу,
Вот спасибо, ну пойду.
Говорит Овечка:
Мне одно местечко!
Вот моё благодарю –
Доброе словечко.
Утка: -Кряк! Первый ряд!
Для меня и для ребят.
И достала Утка
«Доброе утро!»
А Олень:
- Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Дайте лучшие места,
Вот моё – ПОЖАЛУЙСТА!
И тут, отпихнув старух,
Стариков барсуков, бурундуков...
Вдруг ворвался косолапый,
Отдавил хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого...
- КАССА, выдай мне билет!
-Ваше вежливое слово?
- У меня такого нет!
Ах, у вас такого нет?
Не получите билет!
Мне билет!
- Нет и нет!
Не стучите, не кричите,
До свидания, привет!
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал
И ушёл он со слезами
Он к своей мохнатой маме.
Мама шлёпнула сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то.
Развернула и стряхнула,
И чихнула, и вздохнула:
- Ах, слова какие были!
А не мы ли их забыли?
Изволь, позволь..
Их давно уж съела моль!
Бедные ПОЖАЛУЙСТА,
Что от них осталося?
Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Был уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе.
- До свиданья! Здравствуйте!
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!
И кассир даёт билеты, Не один, а целых три!
-С Новым годом! С новосельем!
Разрешите вас обнять!
И кассир даёт билеты-
Не один, а целых пять.
Поздравляю с Днём рожденья!
Приглашаю вас к себе.
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
И кассиру всё под силу,
Очень хочется запеть:
«Очень-очень, очень-очень
Очень вежливый медведь!»
-Благодарен! Извиняюсь!
Славный парень!
-Я стараюсь!
-Вот какая умница!
Вот идёт медведица,
И она волнуется
И от счастья светится!
-Здравствуйте, медведица!
Знаете, медведица,
Славный мишка –
Ваш сынишка,
Даже нам не верится!
-Почему не верится?-
Говорит медведица.
Мой сыночек – молодец!
ДО СВИДАНИЯ! КОНЕЦ!
Учитель: - А сейчас наши ребята исполнят вам американскую народную песню «Пеги».
Инсценирование песни.
Танец «Мишка с куклой пляшут полечку».
Учитель:
Всё бывает в первый раз:
Первый зуб и первый класс,
Первая «пятёрка».
Как начало первых драк –
Первый схваченный синяк,
Первая касторка.
День за днём, за годом год
Человек живёт, растёт,
Облик свой меняет.
И под старость он подчас
То, что было вспоминает.
Выходят все ученики первого класса.
Ученица:
В день весенний, непростой
Мы простимся с АЗБУКОЙ!
Мы прочли её до корки!
Нам по чтению пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
В том, что АЗБУКУ
-Прошли! (хором)
Полный курс наук
Все: Прошли!
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
Учитель:
В самом деле?
Все: -Нет вопросов!
Михалков, Маршак и Носов!
Заходер, Барто, Чуковский,
Хармс, Бианки и Житков,
Паустовский, Маяковский.
Горький, Пришвин и Сладков,
Лев Кассиль и Лев Толстой,
Пушкин, Лермонтов...
-Постой!
Перечислить всех нельзя-
Все теперь наши друзья!
Азбука вручает удостоверения.
Слово для поздравления родителям, вручение подарков.