Проектно - исследовательская деятельность "Я - исследователь"
Проектно - исследовательская деятельность "Я - исследователь"
В связи с ведением ФГОС НОО появилась возможность работать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.Эксперимент - важнейший из методов исследования и самый главный метод познания. Он предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования. Провести эксперимент - значит выполнить какие - то практические действия с объектом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектно - исследовательская деятельность "Я - исследователь" »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Крутчанская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района
Воронежской области
Проектно – исследовательская деятельность
«Я – исследователь»
учитель начальных классов
Макаренко Т.А
х. Крутец 2014
Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.
В связи с введением ФГОС НОО появилась возможность работать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В 2013 - 2014 учебном мною была разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Я – исследователь». Занятия проводятся с небольшой группой (13 детей), что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Восточная мудрость
Это созвучно с принципами современной школы. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.
Поэтому важно именно в начальной школе создать условия для реализации потребности в поисковой активности.
Считается, что получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни старшеклассник никакого исследования провести не могут, если к этому специально их не учить. Любая исследовательская деятельность требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Работаю по программе «Я – исследователь» первый год. Хочу поделиться опытом работы по теме - исследовательская деятельность детей средством экспериментирования.
Эксперимент – важнейший из методов исследования и самый главный метод познания. Он предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования.
Цель: понять и попытаться самостоятельно объяснить, в чем причина неожиданного результата эксперимента.
Задачи:
-научиться самостоятельно проводить эксперименты;
- проводить сравнительный анализ: что должно происходить в обычных условиях и в условиях эксперимента;
-пробовать находить примеры этих явлений в окружающем нас мире ( где еще так бывает?);
- узнать о природе каждого явления.
Провести эксперимент – значит выполнить какие – то практические действия с объектом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Работая по данной теме, наблюдала за детьми в ходе общих экспериментов, за их желанием самостоятельно экспериментировать, с помощью наводящих вопросов формировала умение выделять главное, сравнивать два объекта (например, глину и пластилин, два состояния одного и того же объекта (снег и вода, снег и лёд, находить между ними разницу).
Проводила с детьми длительные наблюдения за прорастанием лука, гороха, пшеницы) и т. п. Хотя наблюдения не являются экспериментом, они создают предпосылки для формирования навыков экспериментальной деятельности, дают первый опыт экспериментирования.
Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу. Они могут выступать как наглядный материал (при изучении «вулкана» и т.д.) и как проблемная ситуация (утонет ли яйцо в воде?). Предлагаю следующие эксперименты, которые моим детям очень понравились.
«Опыты с пресной и соленой водой»
Цель:
подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой;
свойства пресной воды и соленой.
«Яйцо утонет или всплывет?»
Цель:
продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
поощрять выдвижение гипотез;
развивать дружеские взаимоотношения во время работы.
«Вулкан»
Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма.
Цель:
систематизировать знания детей о вулкане;
показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты;
развитие познавательной активности детей.
Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление и познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Надеемся мы увлекли вас своими опытами.
Уважаемые коллеги экспериментируйте вместе с детьми это очень интересно!