kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектно - исследовательская деятельность "Я - исследователь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В связи  с ведением ФГОС НОО появилась возможность работать не только на уроках, но и  во внеурочной деятельности.Эксперимент - важнейший из методов исследования и самый главный метод познания. Он предполагает  воздействие человека на объект и предмет исследования. Провести эксперимент - значит выполнить какие - то практические действия с объектом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектно - исследовательская деятельность "Я - исследователь" »

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Крутчанская основная общеобразовательная школа»

Каменского муниципального района

Воронежской области








Проектно – исследовательская деятельность


«Я – исследователь»










учитель начальных классов

Макаренко Т.А




х. Крутец 2014

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности.

В связи с введением ФГОС НОО появилась возможность работать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. В 2013 - 2014 учебном мною была разработана рабочая программа внеурочной деятельности «Я – исследователь». Занятия проводятся с небольшой группой (13 детей), что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, возможность установления обратной связи и учета продвижения каждого ребенка.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму»

Восточная мудрость

Это созвучно с принципами современной школы. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

Поэтому важно именно в начальной школе создать условия для реализации потребности в поисковой активности.

Считается, что получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребенок сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни старшеклассник никакого исследования провести не могут, если к этому специально их не учить. Любая исследовательская деятельность требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.

Работаю по программе «Я – исследователь» первый год. Хочу поделиться опытом работы по теме - исследовательская деятельность детей средством экспериментирования.

Эксперимент – важнейший из методов исследования и самый главный метод познания. Он предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования.

Цель: понять и попытаться самостоятельно объяснить, в чем причина неожиданного результата эксперимента.

Задачи:

-научиться самостоятельно проводить эксперименты;

- проводить сравнительный анализ: что должно происходить в обычных условиях и в условиях эксперимента;

-пробовать находить примеры этих явлений в окружающем нас мире ( где еще так бывает?);

- узнать о природе каждого явления.

Провести эксперимент – значит выполнить какие – то практические действия с объектом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.

Работая по данной теме, наблюдала за детьми в ходе общих экспериментов, за их желанием самостоятельно экспериментировать, с помощью наводящих вопросов формировала умение выделять главное, сравнивать два объекта (например, глину и пластилин, два состояния одного и того же объекта (снег и вода, снег и лёд, находить между ними разницу).

Проводила с детьми длительные наблюдения за прорастанием лука, гороха, пшеницы) и т. п. Хотя наблюдения не являются экспериментом, они создают предпосылки для формирования навыков экспериментальной деятельности, дают первый опыт экспериментирования.

Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, запомнит его надолго. А сколько эмоций! Опыты проводить можно со всеми детьми сразу. Они могут выступать как наглядный материал (при изучении «вулкана» и т.д.) и как проблемная ситуация (утонет ли яйцо в воде?). Предлагаю следующие эксперименты, которые моим детям очень понравились.














«Опыты с пресной и соленой водой»

Цель:

подвести детей к пониманию, что вода бывает пресной и соленой;

свойства пресной воды и соленой.


«Яйцо утонет или всплывет?»

Цель:

продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

поощрять выдвижение гипотез;

развивать дружеские взаимоотношения во время работы.





«Вулкан»

Очень хорошо и наглядно можно объяснить детям как выходит на поверхность магма.

Цель:

систематизировать знания детей о вулкане;

показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты;

развитие познавательной активности детей.

Проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление и познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Надеемся мы увлекли вас своими опытами.

Уважаемые коллеги экспериментируйте вместе с детьми это очень интересно!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Проектно - исследовательская деятельность "Я - исследователь"

Автор: Макаренко Татьяна Алексеевна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 197936

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Проектно – исследовательская  деятельность   на уроках и   внеурочных занятиях. "
    ["seo_title"] => string(84) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-i-vnieurochnykh-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "104714"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402753020"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) ""Проектно- исследовательская деятельность" "
    ["seo_title"] => string(45) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "109139"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404142338"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Проектно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования общих и профессиональных компетенций"
    ["seo_title"] => string(127) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-studientov-kak-faktor-formirovaniia-obshchikh-i-profiessional-nykh-kompietientsii"
    ["file_id"] => string(6) "249703"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446965246"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности "
    ["seo_title"] => string(94) "ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127411"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415298930"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья " Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности" "
    ["seo_title"] => string(102) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127419"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415299756"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства