Создать условия для отдыха,оздоровления,социально-педагогической и психологической реабилитации воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа.Укреплять здоровья воспитанников,повышать адаптивные возможности организма,формировать здоровый образ жизни.Содействовать в решении проблем социальной адаптации,формировать навыки групповой кооперации и конструктивного бесконфликтного взаимодействия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа летней занятости »
Программа проведения профильного подросткового лагеря для воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа.
(лето-2014)
Разработала программу старший воспитатель училища: Р.Р. Касымова
1.Цель, задачи, содержание мероприятий.
Цель: Создание условий для отдыха, оздоровления, социально-педагогической и психологической реабилитации воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа.
Основные задачи:
Укрепление здоровья воспитанников, повышение адаптивных возможностей организма, формирование здорового образа жизни.
Содействие в решении проблем социальной адаптации, формирование просоциальных установок и психосоциальной компетентности, коррекция негативных психоэмоциональных состояний.
Коррекция негативных групповых норм, формирование навыков групповой кооперации и конструктивного бесконфликтного взаимодействия.
Создание условий для самореализации в различных видах деятельности (трудовая, игровая и др.).
Основные направления:
Адаптационно-развивающее
Трудовое
Оздоровительно-спортивное
Культурно-досуговое
Эколого-краеведческое
2. Место и дата проведения мероприятий
Август-сентябрь 2014 года
3. Состав работ
Программа профильного подросткового лагеря для воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа является базовой для организации смен в регионах и предусматривает вариативный (региональный) компонент содержания.
Использованный подход к разработке программы позволяет, используя современные идеи и эффективные технологии организации воспитания и оздоровления детей, обеспечить ее реалистичность и реализуемость применительно к особенностям данной категории воспитанников, традициям учреждения и др.
Обосновывая и раскрывая универсальные направления и формы работы с воспитанниками в различных регионах, программа ориентирована на использование воспитывающего и оздоровительного потенциала конкретной территории – историко-культурных и природных «оазисов».
Другой важной идеей программы является продуманное сочетание коллективных форм деятельности с обеспечением условий для реализации индивидуальных интересов и способностей каждого воспитанника. Особое значение придается стимулированию активности воспитанников в различных мероприятиях, созданию ситуаций для проявления, осознания и закрепления их лучших качеств.
Содержание Программы призвано обеспечить насыщенность воспитательной среды, многообразие направлений и форм работы, динамичность лагерной жизни.
Программа должна обеспечить решение следующих задач:
Формирование позитивных социальных установок, правового сознания, развитие социальной компетентности.
Преодоление стереотипов индивидуального и группового поведения, самовосприятия и межличностного восприятия, характерных для уклада жизни в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, повышение самооценки и самоуважения, развитие самосознания, ответственности, волевых качеств.
Укрепление здоровья воспитанников, повышение адаптивных возможностей организма, формирование здорового образа жизни.
Создание ситуаций успеха, раскрытие возможностей и преимуществ конструктивных форм самоутверждения и самореализации.
Профориентация, трудовая и профессиональная подготовка.
Коррекция негативных групповых норм, формирование навыков групповой кооперации и конструктивного бесконфликтного взаимодействия.
Развитие отношений принятия и сотрудничества между детьми и взрослыми, формирование опыта конструктивного взаимодействия со взрослыми в различных видах деятельности.
Коррекция негативных психоэмоциональных состояний, нервно-психических и психосоматических расстройств.
Воспитание патриотизма, гражданственности через приобщение к культуре, традициям и историческому наследию.
Нормативно-правовые основы Программы: Конвенция ООН "О правах ребенка", Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Приказ МО РФ №2688 от 13.07.2001 г. «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха», Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул; Методические указания Министерства здравоохранения РФ от 22.12.99 г. №99/230 «Суточные нормы питания в санаториях, санаториях-профилакториях, санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, а также в детских оздоровительных лагерях».
Программа разработана в соответствии с концептуальными положениями Национальной доктрины образования в Российской Федерации, Концепции модернизации образования, Федеральной программы развития образования, Федеральной целевой программы «Дети России», Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
Теоретико-методологическими основами Программы являются: Теории воспитания личности (К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, В.А.Сухомлинский); Теории детского коллектива (А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий); Теория воспитательных систем (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова); Коммунарская теория и методика (И.П.Иванов, Ф.Я.Шапиро); Теории и методики игрового взаимодействия в детских и подростковых сообществах (С.А.Шмаков, И.И.Фришман, А.С.Прутченков, С.Д.Поляков, Е.И.Казакова); Теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова); Концепции деятельностного, трудового (И.В.Ионин, М.С.Погребинский, М.М.Пистрак); и экспериментального образования (Курт Хан, А.Камнев); Концепции социально-педагогической превенции и реабилитации (С.А.Беличева).
Для определения содержания программы и необходимых организационно-педагогических условий ее реализации существенное значение имеют следующие характеристики контингента специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа:
Социальный статус семей воспитанников (неполные, малообеспеченные, асоциальные), наличие в контингенте детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Высокий уровень педагогической запущенности и социальной дезадаптации.
Нарушения эмоционально-волевой сферы: высокий уровень тревожности, агрессивности, страхи, фобии.
Наличие широкого круга функциональных и невротических расстройств, хронических заболеваний, в т.ч. психопатии, посттравматические расстройства и др.
Принципы построения и реализации программы
Принцип защиты прав ребенка, обеспечения его безопасности
Принцип индивидуализации - учет особенностей (интересов, склонностей) личности при планировании и осуществлении мероприятий.
Принцип общности (обеспечение ценностно-смыслового единства коллектива; отношений взаимного доверия, эмпатии, сотворчества; ориентация на диалог, поиск общего для педагогов и воспитанников предмета совместной деятельности; профилактика группового и индивидуального эгоизма; обеспечение позитивного межвозрастного взаимодействия, формирование отношений «шефства» старших над младшими).
Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления (передача воспитанникам меры ответственности за организацию жизни и деятельности коллектива; наличие органов детского самоуправления, системы ответственных дежурных; совершенствовании навыков воспитанников в области самоуправления, создание в ходе смены ситуаций, требующих коллективного ответственного решения и исполнения, формирования опыта коллективного планирования и анализа; уважение педагогами мнения коллектива;
Принцип преемственности (содержание смены связано с содержанием воспитания и обучения в учреждении –1) опирается на полученные в учреждении знания и умения, сложившееся отношения; 2) позволяет использовать опыт и сформированные в ходе смены навыки в учебно-воспитательном процессе учреждения в новом учебном году);
Принцип продуктивности (воспитание посредством приобретения индивидуального и коллективного опыта общения и деятельности: решение практических задач, совершения социальных проб, личностных поступков; обеспечение творческого характера видов деятельности; обеспечение практической значимости навыков и умений, полученных в ходе смены).
Принцип активности (наличие спектра видов деятельности и мероприятий, удовлетворяющих разнообразные интересы воспитанников, обеспечивающих занятость всех воспитанников; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках лагерной смены, текущего дня; информирование воспитанников о возможностях предлагаемых видов деятельности и мотивация их участия; обеспечение активного участия воспитанников в мероприятиях; стимулирование и поддержка инициативности и самостоятельности воспитанников в планировании и реализации мероприятий; создание ситуаций успеха в избранных видах деятельности)
Мероприятия, формы и методы работы в рамках Программы объединены в основные содержательные направления:
Адаптационно-развивающее
Трудовое
Оздоровительно-спортивное
Культурно-досуговое
Эколого-краеведческое
Работа по направлениям проводится: индивидуально, в малых группах (отрядах), с единым коллективом воспитанников.
Реализация Программы предполагает содержательную взаимодополняемость и преемственность отрядных и общелагерных мероприятий.
Адаптационно-развивающее
Основанием для разработки его содержания является существующее в современной психологии представление о том, что важнейшей причиной асоциального поведения подростков являются проблемы их психосоциального развития. Иными словами, асоциальное поведение рассматривается как вариант дезадаптивного поведения.
Для указанной категории воспитанников характерен особенно высокий уровень выраженности проблем социальной адаптации, что обусловлено неблагоприятными условиями их развития и социализации с раннего детства. Содержание адаптационно-развивающего блока составляют дифференцированные формы индивидуальной и групповой работы, рекомендуемые к использованию, исходя из особенностей учащихся, выявленных на предыдущем этапе обучения и по результатам диагностики в начале смены.
Задачи:
Коррекция внутригрупповых норм общения, формирование навыков безконфликтного взаимодействия, отношений принятия и сотрудничества;
Выявление индивидуальных особенностей развития и социализации личности, интересов и способностей воспитанников, создание условий для их реализации.
Создание условий для самопознания, выстраивание адекватной самооценки.
социально-педагогические (беседы, дискуссии, диспуты, игры (ролевые, деловые, интеллектуальные, народные); коллективные творческие дела; встречи с «интересными людьми» (ветераны ВОВ, конфликтов в Афганистане, Чечне).
Трудовое
Задачи:
Профориентация, трудовая и допрофессиональная подготовка.
Воспитание самостоятельности и ответственности, уважения к труду, повышение самооценки самоуважения,
Формирование опыта конструктивного взаимодействия с взрослыми в производственной деятельности.
Виды и формы работ:
Благоустройство территории лагеря и социальных объектов;
Ремонтные работы;
Производство предметов потребления.
Сбор ягод, овощей и фруктов.
Кружки ремесел.
Восстановление историко-культурных памятников.
Экскурсии на предприятия.
Конкретные формы и виды работ определяются:
- традициями учреждения и региона (народные промыслы, ремесла; кружки); системой отношений со службами занятости, предприятиями и организациями на местах;
- экономико-географическими характеристиками района проведения лагеря (промышленный, сельскохозяйственный и т.п.);
- производственной базой лагеря (наличие мастерских, приусадебного хозяйства (фермы), гаража и т.п.).
Организация трудовой деятельности работы воспитанников должна осуществляться предполагает с заключением договора, регламентирующего сотрудничество организаторов смены с заказчиками, обеспечивающими временную занятость несовершеннолетних, а также индивидуальных или групповых трудовых соглашений с воспитанниками.
Оздоровительно-спортивное
Задачи:
Укрепление здоровья воспитанников, повышение адаптивных возможностей организма
Формирование здорового образа жизни, гигиеническое воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем, профилактика травматизма.
Формы работы:
Осмотр и наблюдение врачей-специалистов.
Беседы специалистов и активные формы работы по гигиеническому воспитанию, профилактике травматизма, навыкам первой медицинской помощи, культуре здоровья.
Методы (методики) оздоровления и реабилитации воспитанников (витаминизация, физиотерапия, закаливание, лечебная гимнастика, массаж, аромотерапия, дыхательная гимнастика и др.)
Спортивные занятия и соревнования, подвижные и силовые игры (с учетом традиций учреждения и возможностей базы).
Занятия плаванием.
Культурно-досуговое
Задачи:
Выявление и реализация интересов и способностей воспитанников, создание условий для их реализации.
Создание условий для полноценного отдыха воспитанников.
Повышение уровня общей культуры воспитанников, эстетическое воспитание.
Приобщение к культурным традициям региона и России.
Развитие потребности и способности к восприятию прекрасного.
Создание условий для межличностного общения воспитанников.
Формы работы:
Конкурсы, игры, викторины.
Концерты.
Ярмарки, выставки, презентации.
Организация кружков, работы библиотеки, компьютерного клуба.
Просмотр кинофильмов.
Танцевальные вечера (дискотеки).
Организация праздников (государственные, народные, дни рождения и др.).
Свободное общение.
Эколого-краеведческое
Задачи:
воспитание патриотизма, гражданственности;
приобщение к культуре, историческому наследию страны, региона;
освоение бытовых и начальных туристических навыков: по установке палаток, правильному разведению костра, умению пользоваться компасом, ориентироваться на местности, преодолевать незначительные водные преграды и т.д.,
формирование отношений сотрудничества и взаимопомощи,
воспитание экологического сознания,
развитие самостоятельности, дисциплины и навыков самоорганизации
Формы работы:
Эколого-краеведческие экспедиции и экскурсии, посещение исторических и экологических заповедников, памятников культуры и истории, мемориалов, монастырей.
Туристические походы (однодневные и многодневные).
По итогам экскурсий и походов предполагается оформление творческих работ воспитанников (сочинения, альбомы фотографий, гербарии и др.).
Ритуалы и символика смены
Особое внимание при проведении смены следует уделить ритуалам в жизни коллектива и символике смены. С этой целью рекомендуется разработать (на конкурсной основе) флаг, герб, гимн смены, а также символику отрядов.
День смены целесообразно начинать и завершать линейкой, включающей подъем флага, исполнение гимна. На линейках необходимо проводить награждение воспитанников, отличившихся в различных сферах деятельности, поздравления воспитанников и воспитателей в дни рождения. Торжественные линейки проводятся в день открытия и закрытия лагеря. В отрядах день смены следует завершать отрядным огоньком с анализом итогов дня.
Информационное сопровождение смены
Информационное сопровождение смены осуществляется в следующих формах: фотосъемка повседневной жизни и мероприятий, съемка видеофильма, выпуск информационных листков, газет, радиопередач. К информационному сопровождению и освещению смены рекомендуется привлечь представителей местных СМИ.
Методы оценки эффективности программы:
Отслеживание конкретных результатов осуществляется с использованием методов педагогической, психологической и медицинской диагностики.
С учетом возрастных особенностей и, характеристик целевой группы к применению рекомендованы следующие методы (методики):
Методика изучения уровня развития детского коллектива (А.Н.Лутошкин).
Социометрия (Дж. Морено, Я.Коломинский)
Медицинские:
Антропометрические измерения
Осмотр врачей специалистов
Этапы реализации мероприятий
№
Наименование этапа
Содержание
1
Подготовительный
разработка документации (положения, инструкции, рабочие журналы специалистов и др.); составление плана-графика мероприятий смены; формирование материально-технической и методической базы смены; медицинское обследование воспитанников; диагностика интересов воспитанников, их планов и ожиданий от смены; ознакомление воспитанников с программой смены; распространение информации о смене и предстоящей работе в СМИ, привлечение партнеров и заинтересованных лиц (попечители, «шефы», представители органов исполнительной власти, управления образования, и др.); разработка атрибутики и символики;организация работы методического семинара для педагогического состава лагеря, проведение инструктажа по технике безопасности, охране здоровья воспитанников, санитарным правилам и нормам; профилактике детского травматизма и несчастных случаев
2
Организационный
проведение линейки открытия смены, организационных «огоньков»;
знакомство воспитанников с режимом жизни и правилами лагеря;
выборы органов самоуправления;
разработка графика дежурств ответственных;
подготовка и проведение представлений отрядов;
организация работы пресс-центра
3
Базовый
проведение запланированных мероприятий Программы
4
Заключительный
проведение итогового медицинского обследования и психолого-педагогической диагностики воспитанников;
проведение итоговых отрядных «огоньков» (желательно завершить огонек символическим совместным действием: зажигание свеч от костра, привязывание ленточек к ветвям дерева, рисование общей картины, запуск шаров с записками-пожеланиями и т.п.);
выпуск итоговой газеты;
проведение линейки закрытия смены, награждение воспитанников по итогам смены, вручение памятных подарков с символикой смены;
проведение праздничного «вечера», просмотр видеофильма о смене
5
Аналитический
обобщение и анализ опыта проведения смены, подготовка отчетных материалов, публикаций в СМИ