kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Праздник чаепития

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Чай - китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций. Они называли чай чае, отсюда и наше слово чай.

Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой истории, европейцы смогли разводить чай в своих колониях.

В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились  в 1679 году. С тех древнейших времен чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: « Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезёнки, снимает сонливость и вялость, оживляет  мышцы тела». Именно эти качества прославили чай, как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.

Не случайно чай был принят «на вооружение»  как обязательный продукт сначала в английской, потом и в русской армиях. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.

Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.

Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного. Чай - прекрасное противоядие при отравлениях организма стронцием. Чай используют в борьбе с раком кожи и легких.

 Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.

В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, поэтому там знают, что чай является « чистильщиком» организма, выводя из него вредные вещества.

В чае присутствуют, чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем всё - таки пьют чай - он полезнее.

Пить нужно только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: « Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, змее».

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус - это бодрящий тонизирующий напиток.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«праздник чаепития »

За неделю детям дается задание: найти пословицы о чае, о гостеприимстве, рецепты чая, описание чайной церемонии в других странах, частушки.

Оформление. Пословицы о гостеприимстве, самовары, вышитые скатерти, карта мира, тазики, листы ватмана, фломастеры.

ПРАЗДНИК «ЧАЕМ УГОЩАЕМ!»

ХОД ПРАЗДНИКА

Организационный момент

Дети рассказывают:  Однажды 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай.

Чай - китайское слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций. Они называли чай чае, отсюда и наше слово чай.

Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину удалось не только похитить семена чая, но узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой истории, европейцы смогли разводить чай в своих колониях.

В России первое чаепитие состоялось в 1638 году. А самовары появились  в 1679 году. С тех древнейших времен чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком. В японском средневековом лечебнике о замечательных свойствах чая говорится так: « Чаепитие очищает кровь, регулирует работу печени и селезёнки, снимает сонливость и вялость, оживляет  мышцы тела». Именно эти качества прославили чай, как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.

Не случайно чай был принят «на вооружение»  как обязательный продукт сначала в английской, потом и в русской армиях. Скот, который ел листья чая, лучше себя чувствовал и предпочитал его другим растениям.

Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.

Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного. Чай - прекрасное противоядие при отравлениях организма стронцием. Чай используют в борьбе с раком кожи и легких.

 Если регулярно пить чай, становишься благодушным и миролюбивым. Недаром дипломаты предпочитают вести переговоры за чашкой чая.

В Китае практически не встречается такое заболевание, как камни в желчном пузыре, поэтому там знают, что чай является « чистильщиком» организма, выводя из него вредные вещества.

В чае присутствуют, чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем всё - таки пьют чай - он полезнее.

Пить нужно только свежезаваренный чай. Восточная мудрость гласит: « Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, змее».

На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы. Травяной чай не только приятен на вкус - это бодрящий тонизирующий напиток.

II. Объявление темы праздника

Учитель.

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил луку, перцу
Да петрушки корешок,
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он сильно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.

Я думаю, что с вами такого не случится, потому что вы знаете, как надо заваривать чай. Но об этом мы поговорим позже. Что такое чай?

Дети. Напиток.

У. Вот о чем мы сегодня будем говорить на нашем празднике

Зрителям загадываются загадки:

Был листок зелёным -

Черным стал, томлённым.

Был листочек зубчатым -

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине -

Стал он в магазине.   (Чай)

 

Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал -

Там и пропал.   (Сахар)

 

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.   ( Самовар)

 

Под одной крышей

Четыре брата стоят.   (Стол)

 

Как начнёт говорить - разговаривать,

Надо чай

Поскорее заваривать.   (Чайник)

 

Кольцо не простое, кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее.

Всем на загляденье…

Ну и объеденье.   (Баранка, сушка)





III. Знакомство с традициями чаепития

У. Чаепитие уже очень давно стало традицией русского гостеприимства. Изменялись формы гостевания, посуда, блюда для стола, но не изменялись заповеди гостеприимства – всегда во все времена гостей встречали хлебом-солью и добрым отношением.
В народном творчестве по этому поводу множество пословиц. Какие вы знаете пословицы о русском гостеприимстве?

Дети зачитывают пословицы, подобранные дома.

– «Гостю почет — хозяину честь».
– «Хоть не богат, а гостям рад».
– «Гость в дом – радость в дом».

Согласно древнему обычаю не полагалось расспрашивать гостя даже об имени, не накормив его. Это видно из русских народных сказок.
Вы все знаете очень вредную Бабу-Ягу. Но даже она вынуждена была подчиниться правилам гостеприимства. В одной из сказок Иван-Царевич, зайдя в дремучие леса, встречает избушку на курьих ножках, в которой сидит Баба-Яга – костяная нога.

Дети инсценируют фрагмент сказки:

Баба-Яга. Что, добрый молодец, от дела лытаешь* или дела пытаешь?

Иван Царевич. Не ты бы говорила, не я бы слушал. Ты прежде меня напои-накорми, да тогда и спрашивай!

У. И Баба-Яга повинуется обычаю: накормила-напоила его, вести выспросила. После этого ей трудно оставаться враждебной, она смягчается и даже дает своего крылатого коня для дальнейшего путешествия.
Как вы думаете, почему Баба-Яга стала добрее?

Д. Может быть, потому, что, выпив чая, невозможно оставаться злым?

У. Что же это за напиток такой – чай? Почему он пользуется такой популярностью? Знаете ли вы, какая страна является родиной чая?

Д. Китай.

У. Однажды очень-очень давно, много веков назад, когда китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько лепестков с чайного куста – и вода потемнела, от нее начал исходить тонкий приятный аромат. Настой попробовали – и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.
Чайная церемония родилась в Китае. (Учитель показывает на карте местонахождение Китая.) Сейчас этот обряд соблюдается в Японии (показывает на карте), где есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями. За чаепитием ведут беседы. Человеку, побывавшему в чайном домике, кажется, что он побывал в другом мире.
А какой была судьба чая в других странах?
В России (показывает на карте) чай появился впервые в 1638 году. Монгольский хан вручил пакеты с чаем русскому послу Василию Старкову в качестве подарка русскому царю. Чай царю очень понравился. Вначале его использовали как лекарство.
Беднякам он был недоступен, так как стоил очень дорого, поэтому крестьяне не имели представления, как его заваривать: вспомните стихотворение, которое прозвучало в начале нашей встречи.
Только намного позже чай становится доступен всем. И в каждой семье любили вечером почаевничать.
А из чего в старину пили чай? Отгадайте:

  • «Четыре ноги да ухо, один нос да брюхо».

  • «Никогда не ест, а только пьет, а как зашумит, всех приманит». Догадались?

Д. Это самовар.

IV. Конкурсная программа

У. И нам пора ставить самовары. Предлагаю вам конкурс «Наливаем самовар». На столах перед вами стоят пустые самовары и тазики с водой. Вы должны перелить стаканами воду из тазика в самовары. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и не прольет ни капли.

Дети выполняют задание конкурса.

– Ну вот, самовары налиты, а теперь их надо вскипятить. Это теперь: включил в розетку – и кипяток готов.
А что надо было сделать раньше? Надо было идти в лес и набрать под елками...

Что под елками найдешь,
Если к елкам ты придешь
Жарким летом, и весною,
И осеннею порою?

Д. Шишки.

У. 

Ну, считайте, вы в лесу,
Вот вам шишки, вот вам елки.
Ну-ка, кто здесь не трусишка?
Кто собрать захочет шишки?
Я глаза вам завяжу,
Сама в сторонке посижу.

Следующий конкурс – «Собери шишки».
Выходят четверо желающих. Игрокам предстоит с завязанными глазами собирать шишки. Затем подсчитывают, для чьего самовара удалось собрать больше.
Дети выполняют задание конкурса.

– После того как шишки собраны, их закладывают в трубу самовара, предварительно закрыв крышкой отверстие для залива воды.

Вот теперь раздуем жар –
И запышет самовар.

А пока самовары закипают, мы продолжим отгадывать загадки:

Жил в лесу и зеленел
И под ветром все шумел.
В печь попал – вдруг покраснел,
А остыл – и почернел...
А теперь им для красы
Можно рисовать усы.

Д. Уголь.

У.

Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта,
От Федоры – теплота.

Д. Печка.

У. 

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?

Д. Блины.

У.

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье –
Ну и объеденье!

Д. Бублик, баранка.

У.

Из горячего колодца
Через нос водица льется.

Д. Чайник.

У. 

Бурлит, пыхтит, шипит, кипит,
К столу приглашает
Да всех угощает.

Д. Самовар.

У.

Мнут и катают,
В печи закаляют,
А потом за столом
Нарезают ножом.

Д. Хлеб.

У. Продолжаем нашу конкурсную программу. Вам предстоит конкурс эрудитов.

Учитель прикрепляет на доску написанное на листе бумаги слово «самоварчик».

– Из букв этого слова за минуту надо составить всевозможные слова. Какая команда больше составит слов, та и победит в этом конкурсе. Итак, внимание, приступайте!

Дети выполняют задание конкурса.

– У каждого народа, знающего этот напиток, имеется много пословиц, поговорок о чае, которые нам надо сегодня вспомнить. Какие пословицы вы подобрали дома?

Д. Самовар кипит – уходить не велит.
– Пей чай – удовольствие получай...

У. Ну вот, наши самовары вскипели. Что будем делать дальше?

Д. Начнем пить чай.

У. Да, но его еще надо заварить. Как это сделать?

Заранее подготовленный ученик рассказывает:

Ученик 1. Заваривать чай следует свежевскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть — такая вода способна убить аромат самого лучшего чая! Воду следует снимать с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет, то есть закипит белым ключом.
Водопроводную хлорированную воду желательно отстаивать несколько часов. Если заварить чай вторично вскипяченной водой, он будет невкусен.
Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком; всыпав чай, заливают кипятком на две трети, закрывают крышкой, настаивают 3–5 минут, затем чайник доливают кипятком.
Если при заварке выделяется пена – значит, чай заварен правильно. Снимать пенку не следует – такой чай самый ароматный. Самый лучший чай после первого настроя.

Ученик 2.

В прежние годы чай любили,
С сахаром да медком пили –
И вприкуску, и внакладку,
А бывало – и вприглядку.

Ученик 3.

Речи долгие ведем,
Сами-то чайку попьем!
Все к столу!

У. В Японии во время чаепития не разговаривают – размышляют о смысле жизни, а в России за чаем общаются, поют чайные частушки. И следующим у нас будет конкурс частушек.

Дети поют частушки:

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока

 

Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

 

Самовар пыхтит, искрится,

Щедрый, круглый, золотой,

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

 

Лучше доктора любого

Лечит скуку тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку.

 

На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так пропойте под чаёк

«Чайные» частушки!

 

В пляске не жалей ботинки,

Предлагай - ка чай друзьям.

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам

 

Самовар блестит, кипя,

И чаёк в нём пенится,

Погляди - ка на себя -

Ну и отраженьице!

 

Подавайте чашки счаем,

Ведь все любим русский чай.

В чае мы души не чаем,

Всем нальём горячий чай.



У. Но за чаем пели не только частушки. Посмотрите, сколько нас сегодня за столом у самовара. А какие у всех разные имена! Давайте вспомним песни, где встречаются имена людей. Какая команда больше вспомнит, та и выиграет.

Дети вспоминают песни.

– Молодцы! Вы хорошо исполняли частушки и песни. А теперь посмотрим, какими вы можете быть художниками. Следующий конкурс – «Веселые художники».

Участвуют пять человек от каждой команды.

– Перед вами листы ватмана, фломастеры. Вы должны нарисовать чайник. Рисуйте по очереди:

  • 1-й участник – основную часть;

  • 2-й участник – ручку;

  • 3-й участник – носик;

  • 4-й участник – крышку;

  • 5-й участник – раскрашивает чайник.

Приступайте!

Дети выполняют задание конкурса.
Призами для участников являются бублики и карандаши.

V. Итог праздника «Чаепитие»

 В прежние годы чай любили,

С сахарком да с медком пили,

И в прикуску, и в накладку,

А бывало и в приглядку.

Самовар шумит, баранки

На скатёрке - самобранке,

И конфеты, и печенье,

И душистое варенье.

Подходите, детки, чаем

Вас сердечно угощаем.

К чаю ароматному

Прянички печатные.

Пейте чай и торт берите,

Чаще в гости заходите!

Речи долгие ведём,

Сами - то чайку попьём?

Самовары вскипели! Все к столу!

У. Правильно. Столы у нас накрыты, чай вскипел и заварен. Приглашайте гостей!

Праздник заканчивается чаепитием.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
праздник чаепития

Автор: Медведева Марина Александровна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178881

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Проектная работа  «Русское народное творчество в праздниках и развлечениях». "
    ["seo_title"] => string(84) "proiektnaia-rabota-russkoie-narodnoie-tvorchiestvo-v-prazdnikakh-i-razvliechieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "126040"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415109460"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Сценарий праздника «Маму свою очень люблю»"
    ["seo_title"] => string(46) "stsienarii-prazdnika-mamu-svoiu-ochien-liubliu"
    ["file_id"] => string(6) "282009"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453637329"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Сценарий праздника "Путешествие в страну веселых бабушек и озорных внучат" "
    ["seo_title"] => string(85) "stsienarii-prazdnika-putieshiestviie-v-stranu-viesielykh-babushiek-i-ozornykh-vnuchat"
    ["file_id"] => string(6) "150929"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420576601"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Совместный праздник с родителями "День космонавтики""
    ["seo_title"] => string(48) "sovmiestnyiprazdniksroditieliamidienkosmonavtiki"
    ["file_id"] => string(6) "328269"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1463588221"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Сценарий праздника – развлечения для детей средней группы «День чая!»"
    ["seo_title"] => string(69) "stsenarii_prazdnika_razvlecheniia_dlia_detei_srednei_gruppy_den_chaia"
    ["file_id"] => string(6) "594628"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1639475335"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства