kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правовая игра "Права и обязанности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию.

Просмотр содержимого документа
«Правовая игра "Права и обязанности"»

Правовая игра с применением ИКТ

" Права и обязанности"

(для воспитанников ст. группы интерната)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правовому воспитанию.

                                                                           

Выполнила: Колесниченко Н.С. – воспитатель МКОУ СШИ №8 г. Пласт.


Цель:

Знакомство учащихся с неотъемлемыми правами, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, привлечение внимания детей к проблемам соблюдения прав человека.

Задачи:

  • Повторить определение понятий «права» и «обязанности»

  • формировать систему правовых знаний;

  • способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление, нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и самореализации;

  • на примере жизненных ситуаций разобрать нарушение права человека;

  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

  • развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию

  • формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.

Форма – познавательно игровой классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях.

Оборудование:

  1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор, колонки.

  2. Програмное обеспечение: Microsoft Power Point, Word.

  3. Карточки, жетоны, интерактивная презентация, видеоролик.

Для команд:

  • чистые листы бумаги,

  • ручки, карандаши,

  • отдельные статьи Конвенции о правах ребенка,

  • карточки с заданиями.

Для проведения игры формируются 2 команды. Остальные участники игры составляют группу поддержки. За правильно выполненное задание, команда получает жетон.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент - 2 мин.

  2. Объяснение нового материала – 10 минут.

  3. Проведение круглого стола  - 22 мин.

  4. Просмотр ролика «Реализация прав и обязанностей в нашей жизни» - 6 мин

  5. Подведение итогов урока -  5 мин.

Актуальность мероприятия:

  1. В условиях современного общественного строя каждый человек должен знать основные положения Декларации прав человека, владеть такими понятиями как: права и обязанности; честь и достоинство.

  2. Дети принимают равное участие в занятии, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом, со взрослыми, коллегиально принимают совместное решение.

Данное мероприятие является продолжением серии классных часов по правовому воспитанию:

  1. «Изучаем Декларацию прав человека»;

  2. «Права ребенка»; «Путешествие в страну детских прав и обязанностей»

  3. «Твои права и сказочная страна»; «Права сказочных героев»

  4. «Мои права и обязанности»; «Прогулка по ПРАВОГРАДУ»

  5. Расстановка парт на классный час.

Ход мероприятия:

     На доске

Памятка «Важные правила» (слайд 2)

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

Организационный момент.

Тема нашего классного часа «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?

Объяснение нового материала с использованием ответы на вопросы.

Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанность».

(слайд 3)

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.  Истинность этого положения может быть подтверждена анализом всякого конкретного права.

- Что такое, например, право на жизнь?

 У: Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире внешнем и что все прочие люди должны уважать эту свободу.

- Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее  сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.

 (слайд 4) Закрепление пройденного материала.

С правовыми вопросами мы сталкиваемся значительно чаще, чем нам кажется на первый взгляд. Многие, возможно удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку.

Составление таблицы: Задание найти связь вашей повседневной жизни с правами человека. Первая  команда заполняет  первые 5 строк, а вторая – следующие 5 строк таблицы. (работа с интерактивной доской)


Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал


2

Завтракал, обедал


3

Смотрел телевизор


4

Сходил в школу


5

Лечил зубы


6


Право на всестороннее развитие

7


право на отдых и досуг

8


право на справедливое вознаграждение

9


право на свободу мирных собраний

10


право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Ответы детей.


Что я делал(а) сегодня

Как это связано с правами человека

(какие права я реализовал)

1

Ночью спал

Право на отдых и здоровье

2

Завтракал, обедал

Право на заботу и воспитание родителями. Право на здоровье

3

Смотрел телевизор

Право на доступ к информации и СМИ

4

Сходил в школу        

Право на образование

5

Лечил зубы

Право на медицинскую помощь.

6

Посещал кружки и секции

Право на всестороннее развитие

7

Играл в компьютер

право на отдых и досуг

8

Хорошо ответил у доски и получил «отличную» оценку

право на справедливое вознаграждение

9

Встречался с друзьями

право на свободу мирных собраний

10

отвечал на уроке. Защищал свое мнение.

право на свободу убеждений и на их свободное выражение


(слайд 5) Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?

У: Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять. 

Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах.

Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.

Ситуация 1. (слайд 6)

На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание…  

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность?

Правильный ответ:

Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав.

Ситуация 2. (слайд 7)

На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие.

Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Правильный ответ:

Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.

Ситуация 3. (слайд 8)

Между одноклассниками Женей и Сашей произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Саша получил удар в живот. Рядом находившийся Денис не остановил драку.

        Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены?

 Правильный ответ:

Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

        

Ситуация 4. (слайд 9)

Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу.

Вопрос: Почему были не правы мальчики?

Правильный ответ:

Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Ситуация 5. (слайд 10)

Андрея воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Андрей все время с ней соглашается.  

Вопрос. Какое право было нарушено по отношению к Андрею?

Правильный ответ:

Право на образование. Андрей сам нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность - получать образование.

Ситуация 6. (слайд 11)

Двое подростков залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в полиции.

Вопрос. Будут ли ребята наказаны?

Правильный ответ:

Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления

(ст. 31 УПК).

ИГРА. «Я ИМЕЮ ПРАВО!»  (слайд 12)

Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой.

ж

и

О

б

р

о

в

а

И

З

Н

Ь

А

З

З

Н

Н

Д

И

У

Ж

Е

А

И

Х

И

М

В

А

Н

Б

Е

Ы

В

Я

С

У

И

О

Т

Д

И

Д

О

Г

Е

Х

У

Т

Д

Л

Ь

С

Т

Ы

О

О

У

А

Н

О

Ь

Д

Т

 Правильный ответ:

  1. Жизнь                      

  2. образование

  3. отдых                          

  4. досуг

  5. индивидуальность

  6. уважение        

  7. имя

  8. заботу


Ситуация 7.
  (слайд 13)

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли.

Вопрос. Какие обязанности они нарушили?

Правильный ответ:

Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Станция 9.   (слайд 14) Конкурс знатоков права:

Распределите в два столбика права и обязанности

Ответ: (слайд 15)

ПРАВА

  • Бесплатное образование

  • Удобное рабочее место

  • Активное приобретение знаний

  • Защита личной собственности

  • Сотрудничество с учителями и воспитателями

  • Отдых на переменах, во время каникул, посещение кружков

ОБЯЗАННОСТИ

  • Уважение мнений других учащихся

  • Посещение школы

  • Примерное поведение на уроках и переменах

  • Соблюдение Устава школы

  • Бережное отношение к школьному имуществу

  • Забота о здоровье своём и окружающих


(слайд 16)

  • Знай свои права, чтобы быть сильным

  • Уважай права других, чтобы быть справедливым

  • Зная права, не надо забывать об обязанностях!

  • Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми!

(слайд 17)

Просмотр и обсуждение видеоролика «Ребёнок в мире прав»


(слайд 18) Игра. Я уважаю твое право…

Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу: «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»

(слайд 19) Подведение итогов.

А теперь, давайте подведем итоги нашего соревнования.

Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Теперь вы знаете все по данной теме, цель нашего урока достигнута. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!   


Литература:

  1. Гражданское самосознание основа мировоззрения личности методическое пособие P.M. Рогова [и др.]. М., 2000.

  2. Методические приемы в гражданском образовании / А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. - С.38.

  3. Философский энциклопедический словарь, М., 2000г.

  4. Конституция РФ.

  5. Семейный и Гражданский кодексы.

  6. Конвенция о правах ребенка.













Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правовая игра «Права и обязанности» Выполнила: Колесниченко Н.С. – воспитатель МКОУ СШИ №8 г. Пласт

Слайд 2

Права и обязанности в нашей жизни. «Важные правила» 1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать. 2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей

Слайд 3

Что такое право? Право – это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми. (Ожегов)

Зачем нужно знать какие-то права людям?

Слайд 4

Что я делал(а) сегодня Как это связано с правами человека 1 Ночью спал 2 Завтракал, обедал 3 Смотрел телевизор 4 Сходил в школу 5 Лечил зубы 6 Право на всестороннее развитие 7 право на отдых и досуг 8 право на справедливое вознаграждение 9 право на свободу мирных собраний 10 право на свободу убеждений и на их свободное выражение

Слайд 5

Старт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Финиш Что такое обязанности? Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение. Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Слайд 6

Станция 1. Старт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Финиш На урок ученица пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, чрезмерное использование косметики. Учитель сделал замечание. Ситуация 1. Вопрос Как вы оцениваете данные действия? Нарушил ли учитель права на индивидуальность? Согласно Уставу школы, обязанность учащихся приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью. Учитель прав. Правильный ответ

Слайд 7

Станция 2. Старт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Финиш На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают общественный порядок и спокойствие. Ситуация 2. Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН. Правильный ответ Вопрос Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?

Слайд 8

Станция 3. Старт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Финиш Правильный ответ Ситуация 3. Между одноклассниками Женей и Сашей произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Саша получил удар в живот. Рядом находившийся Денис не остановил драку. Вопрос. Какие обязанности и права были нарушены? Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Слайд 9

Станция 4. Старт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Финиш Правильный ответ Ситуация 4. Наташа завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Наташу. Вопрос: Почему были не правы мальчики? Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Слайд 10

Станция 5. Старт 1 2 3 4 5 6 7 8 Финиш 9 Правильный ответ Ситуация 5. Андрея воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Заставляя его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Андрей все время с ней соглашается. Вопрос Какое право было нарушено по отношению к Андрею? Право на образование. Андрей сам нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность - получать образование.

Слайд 11

Станция 6. Старт 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ситуация 6. Двое подростков залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли. Кто-то их видел и рассказал об этом в полиции. Вопрос Будут ли ребята наказаны? Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления (ст. 31 УПК). Правильный ответ

Слайд 12

Старт 1 2 3 4 5 6 7 8 Финиш 9 Станция 7. Правильный ответ О б р о в а И З Н Ь А З З Н Н Д И У Ж Е А И Х И М В А Н Б Е Ы В Я С У И О Т Д И Д О Г Е Х У Т Д Л Ь С Т Ы О О У А Н О Ь Д Т Найдите все слова, которые «спрятались» в этом кроссворде. Слова могут быть изогнуты змейкой. Я ИМЕЮ ПРАВО! Жизнь образование отдых досуг индивидуальность уважение имя заботу

Слайд 13

Старт 1 2 3 4 5 6 7 8 Финиш 9 Станция 8. Правильный ответ Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, все разбросали, поломали и ушли. Ситуация 7. Вопрос Какие обязанности они нарушили? Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Слайд 14

Конкурс знатоков права. Распределите в два столбика права и обязанности. Бесплатное образование. Удобное рабочее место. Активное приобретение знаний. Защита личной собственности. Сотрудничество с учителями и воспитателями. Отдых на переменах, во время каникул, посещение кружков. Уважение мнений других учащихся. Посещение школы. Примерное поведение на уроках и переменах. Соблюдение Устава школы. Бережное отношение к школьному имуществу. Забота о здоровье своём и окружающих

Слайд 15

Конкурс знатоков права. Права. Бесплатное образование. Удобное рабочее место. Активное приобретение знаний. Защита личной собственности. Сотрудничество с учителями и воспитателями. Отдых на переменах, во время каникул, посещение кружков. Обязанности. Уважение мнений других учащихся. Посещение школы. Примерное поведение на уроках и переменах. Соблюдение Устава школы. Бережное отношение к школьному имуществу. Забота о здоровье своём и окружающих. Финиш


Слайд 16

Знай свои права, чтобы быть сильным. Уважай права других, чтобы быть справедливым. Зная права, не надо забывать об обязанностях. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Слайд 17

Видеоролик «Ребёнок в мире прав».

Слайд 18

Игра «Я уважаю твоё право…» Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...» Игра. Я уважаю твое право…

Слайд 19

Вот и все! До новых встреч! Для меня самое главное право – это … Моя главная обязанность…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Правовая игра "Права и обязанности"

Автор: Колесниченко Наталья Сергеевна

Дата: 05.06.2018

Номер свидетельства: 472271

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Интеллектуально - правовая игра "Правовой лабиринт" "
    ["seo_title"] => string(51) "intielliektual-no-pravovaia-ighra-pravovoi-labirint"
    ["file_id"] => string(6) "171455"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423672685"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Правовая игра с применением ИКТ " Права нужны, а обязанности важны ""
    ["seo_title"] => string(71) "pravovaia_ighra_s_primienieniiem_ikt_prava_nuzhny_a_obiazannosti_vazhny"
    ["file_id"] => string(6) "419551"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1496154318"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "коучинг-сессии. Правовая игра с применением ИКТ " Права и обязанности" "
    ["seo_title"] => string(75) "kouchingh-siessii-pravovaia-ighra-s-primienieniiem-ikt-prava-i-obiazannosti"
    ["file_id"] => string(6) "159788"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421946242"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "классный час - игра "Права и ответственность несовершеннолетних" "
    ["seo_title"] => string(69) "klassnyi-chas-ighra-prava-i-otvietstviennost-niesoviershiennolietnikh"
    ["file_id"] => string(6) "209075"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431011995"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Правовой ринг  "Права ребенка" "
    ["seo_title"] => string(30) "pravovoi-ringh-prava-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "186392"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426340146"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства