Просмотр содержимого документа
«Права детей с особенностями психо-физического развития»
«Права детей с особенностями психо-физического развития».
Урок разработала:
Наумова Н.В учитель ДОШ 138
Домашнее задание: собирать материал о детях с ограниченными возможностями.
Цель. На этом внеклассном воспитательном мероприятии учащиеся должны уяснить, что такое права ребенка и где они закреплены? Какие виды прав они знают? Какие права важны для ребенка? кто такие дети с ограниченными физическими возможностями?
Понятия: права ребенка, Конвенция о правах ребенка дееспособность, правоспособность, ограниченные возможности.
Материалы: 1. Конвенция о правах ребенка.
2. Права детей с ограниченными возможностями ( материалы)
Ход мероприятия
Этап I. Актуализация знаний учащихся о понятиях дееспособность, правоспособность, право права ребенка.
Этап II. Конвенция о правах ребенка.
Урок начинается с мотивационной беседы, призванной подвести учащихся к пониманию значимости изучаемого вопроса
Учитель: Ребята, На уроках и внеклассных мероприятиях вы знакомились с правами и обязанностями детей и школьников, узнавали, каковы права и обязанности супругов и родителей, детей. Сегодня, продолжая эту тему, остановимся на детях-инвалидах. Скажите, пожалуйста, все ли дети могут учиться в школе как вы? сидеть за партой 45 минут, носить тяжелые портфели, бегать по лестницам, посещать уроки физкультуры?
ученик 1:Я думаю, что не все дети могут учиться в школе. Есть дети, которые больны. Им требуется помощь. С нами рядом живет девочка из младшей школы , которая обучается на дому. Она тяжело больна.
ученик 2: А мы знаем, что в 9 классе есть ученик Руслан и он также обучался дома, потому что перенес тяжелую травму.
Учитель: Вы верно заметили, что есть дети, которые из-за своей болезни не могут вместе с вами ходить в школу, бегать, прыгать на переменах.
Заслушиваем наиболее интересную информацию, подготовленную ребятами по вопросу о Конвенции по правам ребенка. Элемент проекта приводится из выступления (проект на 1-2 минуты).
ученик3: К разработке конвенции Комиссии ООН по правам человека приступила в Международный год ребенка (1979г.). Конвенция – это договор, который должен выполняться теми, кто его подписал. 20 января 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ещё ценна и тем, что это обязательство на будущее, ибо призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир.
Учитель: Мы познакомились с одним из главнейших документов о правах ребенка. А теперь перейдем к вопросу о правах ребенка. Ребята, вспомните, пожалуйста, что такое право и права человека?
Ученик 4: Право – это система общеобязательных правил поведения, обеспеченных силою государства.
А права человека – это свободы и права личности, которые индивид приобретает от рождения.
ученик5: Права человека, я думаю, это привилегии части населения. Так какв реальной жизни мы сталкиваемся с нарушениями Конституции.
Какими?
ученик 6: Мне кажется, что вначале нужно человека накормить, а потом уже о правах думать.
Учитель: И так мы с вами выслушали несколько точек зрения по вопросу «права человека». Все они по-своему правильны. Но речь пойдет скорее не об их нарушении, а об их гарантированности.
На предыдущих уроках мы уже обсуждали вопрос о правах детей. Сегодня поговорим о проблемах детей - инвалидов.
Учитель:К сожалению, ребята, в наших учебниках отсутствует материал о правах людей с ограниченными возможностями. А тема очень актуальна, ведь Конституция провозглашает наше государство как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека... обеспечивается государственная поддержка инвалидов». Я считаю, что необходимо в учебник включить информацию о таких людях.
С презентацией проекта о «Правах ребенка с ограниченными возможностями» знакомят учащиеся (презентация 2-3 минуты).
Ученики: Мир вступил в двадцать первый век. Перешагивая этот рубеж, мы должны оглянуться назад. Что нам оставил век двадцатый? С одной стороны – высокий уровень развития науки, техники, культуры, с другой – нестабильность в обществе из-за различного рода катаклизмов и катастроф. Существует целый ряд мировых глобальных проблем, волнующих все прогрессивное человечество: проблема войны и мира, экологии, проблемы национальной и расовой дискриминации, беженцев, переселенцев, безработицы, нищеты и голода. Особо в этом ряду стоит проблема прав детства. Почему особо? На это есть две причины. Во-первых, все до одной проблемы, перечисленные выше, имеют самое непосредственное отношение к нарушению прав ребенка, прав детства.
Дети – самая слабая и уязвимая часть общества, народа, нации и все социально – политические, экономические пороки общества, прежде всего, отражаются на жизни ребенка. Во – вторых, у детства есть свои собственные проблемы, нуждающиеся в неотложном решении: охрана здоровья и прав материнства, создание благоприятных условий для физического и духовного выживания, для полноценного развития личности. От реализации этих условий зависит будущее человека и человечества в целом. Проблема прав ребенка законодательно фактически решена. Приняты многочисленные правовые документы. Но одно дело оформить юридически все эти законы. Другое дело – обеспечить их реализацию.
Всякое государство, если оно не скопище самоубийц, старается обеспечить свое будущее через детей, так что тем, кто нам говорит, что, мол, недосуг сейчас Законом о правах ребенка заниматься, надо ответить: пока мы дебатируем о колбасе, может вырасти поколение забитых, озлобленных людей, способных лишь к мстительному разрушению. Об этом нужно думать уже сейчас.
Учитель: Конечно, есть и остаются проблемы касающиеся людей с физическими недостатками.
Завуч: В нашей школе учатся восемь детей-инвалидов, в районе около ста, а в стране тысячи. О судьбе ребят из нашей школы, которые живут в нашем районе, учатся в нашей школе мы сегодня узнаем.
Слово классным руководителям. (Рассказ о детях о ограниченными возможностями. позитивные характеристики, надежны и мечты).
7 кл. 8 кл. 9 кл. приглашенные классные руководители и учащиеся с особыми потребностями
Спасибо, жизнь!
За слезы и за счастье наяву,
За то, что ты жалеть меня не стала,
За каждый миг, в котором я живу,
Но не за тот, в котором перестану.
Спасибо, жизнь, что я перед тобой в долгу.
За прошлую и завтрашнюю силу,
За все, что я еще успею и смогу,
Спасибо, жизнь, воистину спасибо!
С этой мыслью каждый день просыпается А. Она ученица начальных классов нашей школы. Девочка счастлива тем, что каждый день, проснувшись, может делать много полезного для себя и окружающих его людей. Несмотря на свой страшный недуг, а она больна тяжелям, неизлечимым недугом, живет и радуется жизни. У нее есть старшая сестра, которая учится в 7 классе , ей недавно исполнилось тринадцать лет. Утром она встает тихо, чтобы не разбудить свою сестренку, одевается и идет на кухню.
Сегодня у девочки в школе его любимые уроки. Какие уроки любит А.? К каждому уроку А. старательно готовится. Проверив портфель, она идет в школу. Именно ИДЕТ и, конечно, по дороге девочка встречает своих одноклассников, и они вместе отправляются в школу. Войдя в класс, забывает обо всем, он поглощен учебой. На уроках она очень активна, поднимает руку и отвечает на все вопросы.
«ДЦП - очень тяжелое врожденное заболевание, при котором отказываются работать руки, ноги, при ясном разуме не хочет подчиняться язык. Этот недуг приковывает человека к инвалидной коляске, лишает возможности двигаться самостоятельно.
Вот такая маленькая и сильная девочка, которой всего лет.
Мы желаем тебе, А., чтобы у тебя было много друзей, которые не оставят тебя в беде. Пусть в твоем доме всегда будет тепло, светло и уютно. Пусть в твоем сердце поселятся спокойствие и тихая радость. Пусть твоя жизнь будет окрашена в солнечные краски, в светлые тона, в спокойные оттенки. Пусть ровное течение твоей жизни не нарушают шторма и бури. Пусть президент и правительство помнят об инвалидах, ваших заботах. Здоровья тебе, благополучия и веселых радостных песен. Я уверена, что твои мечты обязательно сбудутся.
Этап III. Выход из проблемы.
Обобщение знаний школьников, обсуждение проблемы в форме диспута: «Выскажите свое мнение относительно прав людей с ограниченными возможностями».
Ученик 6: Существует много программ, механизмов поддержки этих юных граждан, проводится много мероприятий, выделяются деньги, но всё равно, я думаю, этого не хватает семьям, где воспитываются такие дети.
Ученик 7: А мне кажется, эта проблема существует не только в нашей стране, но и за рубежом. Наше общество не всегда ещё правильно реагирует на ребенка в инвалидной коляске, или на костылях. Иногда с презрением относимся к ним или как к людям «второго сорта». А они ведь такие же, как и мы.
Учитель: Вы правы, с одной стороны государство заботится об инвалидах, – создает реабилитационные центры, проводит дистанционное обучение и многое другое. Но таких семей, попавших в трудную социальную ситуацию, по-прежнему остается много. Над этим стоит подумать всему обществу. (В данной ситуации положительно срабатывает рефлективность).
Учитель: Может, кто-то из присутствующих хочет рассказать о своих близких, любимых людях, товарищах, с ограниченными возможностями?
Учитель – кл.руководитель: Я очень понимаю тех людей, в чьих семьях живут инвалиды. В нашей семье тоже живет инвалид – моя мама. Она многие годы не поднимается с постели. достоин уважения труд всей семьи, отца, которые долгие годы поддерживают и заботятся о маме! Все окружающие удивлялись его оптимизму, жизнелюбию и жизнерадостности.
Слово присутствующим детям.
Учитель: Мы часто не знаем о проблемах близких, тех, кто живет рядом. Пробегаем мимо в спешке мимо тех, кто нуждается в нашем внимании и помощи.
В заключении хочется отметить, что общество не должно полностью ограничивать общение детей – инвалидов от своих сверстников. Правда, не каждый школьник готов видеть в своем классе мальчика или девочку в инвалидной коляске или на костылях. Да и им сложно соревноваться с нами в каких – то физических упражнениях, доказывать нам каждый раз, что они такие же полноправные члены общества, как и мы с вами. Однако имеются и прекрасные примеры того, как достижения и успехи детей с тяжелыми функциональными отклонениями благоприятно влияют на физически здоровых учащихся, которые учатся быть отзывчивыми, терпимыми и внимательными.
Этап IV. Подведение итогов.
-Нужны ли такие уроки?
-Хорошо ли мы представляем себе жизнь детей с ограниченными возможностями?
-Знаем ли о потребностях людей, которые живут рядом с нами?
Слово ученикам, всем присутствующим.
В ходе подведения итогов, учащиеся высказали предложение проводить такие уроки как можно чаще. Главное, что ребята сами увидели «слабые места» в своей подготовке, признавшись, что плохо представляют себе жизнь людей с ограниченными возможностями. По достоинству оценили удачи своих товарищей. Общим пожеланием стало провести подобной урок в других классах школы.
Для меня же ценным, помимо, возросшего интереса школьников к актуальным вопросам прав детей, явилась возможность корректировки знаний и восполнения пробелов в них, уже в процессе мероприятия.
Выяснилось, что решение вопросов, связанных с социальной защитой инвалидов, требует солидного социального и политического опыта, которого у учащихся пока нет. Как показывает опыт, учащиеся с интересом работают над подготовкой вопросов о правах детей, о нарушении этих прав. Активность учеников в этом случае очень высока.
Ценность проектов, составленных самими ребятами, исключительно велика, а нарушение прав ребенка, а тем более ребенка-инвалида, осуждается общественным мнением. Эта тема не оставила никого равнодушными.