В данном материале идет речь о воспитании полезных и об отказе от вредных привычках у младшего школьника. Все знают, что воспитывать в себе положительные качества необходимо уже в раннем возрасте. На данном классном часе, ученикам легко будет сделать выбор и принять правильное решение. Надеюсь, что моя публикация будет полезной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Поговорим о привычках" »
Тема: «Привычки».
Цель: выяснить роль привычек в повседневной жизни;
помочь детям объективно взглянуть на свои привычки;
выделить вредные привычки и рассмотреть их влияние на человека и
его окружение.
Задачи: построить иерархию привычек;
Учиться контролировать свои действия и отвечать за их
последствия.
Ход урока:
Подготовительная беседа.
На сегодняшнем классном часе мы будем говорить об очень простых, в то же время важных для всех истинах.
-Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас хочет быть счастливым?
- А какого человека можно назвать счастливым?
2. Сообщение темы и целей.
-Сегодня мы поговорим о тех проблемах, которые мешают нам быть счастливыми (Появляется запись на доске).
Вредные привычки
лень неряшливость неправильное питание
ложь грубость
…………………………………………………………………………………………….
-Ребята, давайте с вами разберемся, а что такое привычка?
Привычка – действие, которое со временем становится автоматическим, неосознанным. Формирование многих привычек начинается в раннем детстве.
-Какими могут быть привычки?
Следует различать полезные привычки (привычка к труду, привычка умываться перед сном…) и вредные (несдержанность, привычка перебивать говорящего, курение…).
-А вы умеете различать эти привычки? ( Игра «Беру, не беру»).
-Молодцы! Тогда предлагаю на некоторых привычках становиться более подробно.
3. Беседа о лени.
Слаще меда, слаще пуха,
Отдохни! – все шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить. (Лень)
-Какая это привычка? Почему?
-Ленивые школьники скучают на уроках, поэтому плохо учатся. Такие дети не хотят выполнять работу в классе. Лентяи не любят чисто писать в своих тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать своим родителям в домашних делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик.
Если б мыло приходило по утрам ко мне в кровать,
И само меня бы мыло – хорошо бы это былою
Если б книжки и тетрадки научились быть в порядке,
Знали все свои места – вот была бы красота.
Вот бы жизнь тогда настала! Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала говорить, что я лентяй.
-Некоторые дети забывают хорошее и важное правило: у каждой вещи должно быть свое место. К этому следует приучить себя на всю жизнь. Такая привычка помогает хорошо учиться, успевать за день сделать много разных дел. Порядок надо соблюдать во всем.
4. Беседа о чистоте.
Послушайте стихотворение. А как оно называется, вы догадайтесь сами.
Тротуар ему не нужен, расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам, он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет, по земле его волочет.
Сполз ремень на правый бок, из штанины вырван клок.
Мне, признаться, не понятно – Что он делал? Где он был?
Как на лбу возникли пятна Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина? Почему фуражка блином,
И расстегнут воротник? Кто он, этот ученик?
– Ну, конечно, это неряха! А какие правила необходимо соблюдать в жизни, чтобы люди о вас такого не подумали? (ответ детей)
Пятерня! Пятерня!
Выручаешь ты меня:
Если надо мне сморкаться
Я сморкаюсь пятернёй.
С ней не надо расставаться-
Пятерня всегда со мной!
– Но не лучше ли, дружочек,
Если все-таки в платочек? ( С. Михалков)
- знаете ли вы, что грызть ногти, ковырять в носу , сморкаться в руки некрасиво и вредно для здоровья? Именно руками через нос и рот в организм заносится инфекция.
Это полезно помнить.
1. Для ухода за носом существует носовой платок, его надо всегда носить с собой.
2. Ногти необходимо один раз в неделю постригать ножницами.
3. Остатки пищи между зубами удаляют зубочисткой.
– Почему возникают вредные привычки? Г. Остер считает, что:
Нет приятнее занятия,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристаёт.
– Приятно ли наблюдать за соседом по классу, ковыряющимся в носу. Замечали ли вы за собой такую привычку?
Пальцем ковырять в носу –
Это очень дурно
Можно выпачкать костюм,
Да и некультурно.
Привитие навыков личной гигиены – залог сохранения и укрепления здоровья, предохранение от болезней.
5. Беседа о вежливости.
-Мы часто слышим выражение "вежливый человек". Какого человека называют вежливым ? ( Вежливый - соблюдающий правила этикета, воспитанный, учтивый)
Вежливый человек употребляет слова, которые называются "волшебными".
- Почему их так назвали?
-Слова «здравствуйте» и «до свидания» - очень интересные слова. Вдумайтесь в их значение. «Здравствуйте» - мы желаем вам здоровья (здравия). И «до свидания» - мы надеемся увидеть вас еще раз. Поэтому людям приятно слышать такие слова. А слова «спасибо», «пожалуйста» образованы от сочетания слов. «Спасибо» - Спаси Бог. «Пожалуйста» - от «пожалуй» - окажи милость.
Никогда не забывайте говорить людям волшебные слова, чтобы не огорчать их.
Поэтическая игра «Словарь вежливых слов»
Растает ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощание говорят … (до свидания)
Но знать заветные «волшебные» слова мало. Ведь вежливость – это еще и поступки, действия. Придержать тяжелую дверь в школу перед тем, кто идет следом; помочь пожилому человеку подняться на ступеньку маршрутки; взять у мамы тяжелую сумку – да мало ли еще существует знаков внимания к людям, которые они с благодарностью примут от вас. А хорошие поступки делают людей добрее.
Послушайте стихотворенье и объясните, почему оно называется «Невежливая вежливость»?
Обещал отцу Петрусь: – Я за вежливость возьмусь. Буду всех благодарить, Первым «здравствуй» говорить!
Вот мальчишка со стараньем Выполняет обещанье. Видит – утром у сторожки Дремлет сторож на порожке. На посту он ночь не спал, Только-только задремал
А Петрусь как заорет: – С добрым утром! Дед Федот! Дед ругнул его спросонок: – Убирайся, постреленок!
Вот Петрусь догнал Иринку Да как дернет за косынку: – Ты куда, Иринка, стой – Я здороваюсь с тобой! Та отпрянула в сторонку... Как невежлива девчонка!
Нес учитель горку книг, А Петрусь с ограды – прыг! Чуть не сел ему на плечи: – Извините, добрый вечер!
– Вы, – учитель закричал, – И невежа, и нахал! Петя очень удивлен: Разве был невежлив он?!
Игра «Вежливо – невежливо»
Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней.
-Поздороваться при встречи.
-Толкнуть, не извиниться.
- Помочь подняться, поднять, упавшую вещь.
- Не встать, обращаясь к учителю.
- Не уступить место пожилому.
-Молодцы, справились! А как вы прокомментируете следующую ситуацию:
Одна девочка жаловалась маме:
- Во дворе один мальчишка зовет меня Галька!
- А как ты его зовешь? – спросила мама.
- А я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Права ли Галя?
А вот еще для вас подготовили сценку ребята. Посмотрите и проанализируйте увиденное.
Сценка "Деточка"
Действующие лица: Сестра, Рома, Доктор.
Сестра. Как же нам быть, дорогие ребятки?
В нашей семье одни беспорядки!
Мой младший братишка – деточка Ромочка
Не слушается никого нисколечко:
Капризничает, проказничает,
Привередничает, безобразничает.
Уж мы его любим, мы его голубим,
Ни в чем не мешаем, все ему разрешаем,
А он на всех орет, все делает наоборот.
Да вот он и сам сюда идет!
Рома. Возвращаюсь я с прогулки,
Час гулял я в переулке,
Там гонял я с криком «бей!»
Воробьев и голубей!
Сестра. Ах ты, мой братик,
Ты моя деточка,
Дай сниму шарфик,
Сниму тебе кепочку.
Рома. Отстань!
На прогулке по привычке
Малышей поколотил,
А девчонок за косички
Оттаскал что было сил.
Дернул Дашку, дернул Лизку –
Ох и много было визгу!
Даром время не терял,
Просто классно погулял!
Сестра. Помочь тебе раздеться?
Так ведь не годится –
Можешь разогреться,
А значит – простудиться.
Рома. Ну ладно, давай!
Сестра. Сейчас, моя прелесть!
Сейчас, моя деточка!
Первым делом сниму тебе курточку.
А теперь, дружок, сниму свитерок.
Рома. Есть хочу!
Сестра. Дать тебе, деточка, чаю?
Рома. Не желаю!
Сестра. Может, съешь винегрет?
Рома. Нет!
Сестра. Тогда попробуй сметану...
Рома. Не стану!
Сестра. Может, калач и молочка к калачу?
Рома. Калача не желаю! Молока не хочу!
Сестра. Чего ж, тебе, Ромочка, надо?
Рома. Тащи мне, сеструха, сюда лимонада,
И «марсов» побольше, и чипсов давай,
И жвачки две пачки – не забывай!
Сестра. А ты, деточка, не лопнешь?
Рома. Давай неси, а сама отойди!
Рома открывает пачку чипсов, в которой лежит хлопушка, незаметно для зрителей дергает за веревочку – раздается хлопок.
Сестра. Ой, беда, беда, беда!
Скорее доктора сюда!
Доктор. Что случилось? Где больной?
Сестра. Лопнул Рома дорогой!
Уж мы его любим, мы его голубим,
Мы его ублажаем, ни в чем ему не мешаем.
Что с ним, доктор?
Доктор. Ну-ка, ну-ка, деточка,
Покажи язык мне – «а-а-а».
Рома. Покажу язык тебе
И скажу я громко – «бе-е-е».
Доктор. Все ясно! Разбаловали мальчишку!
Ваш деточка болен от лени,
От неправильного питания,
От недостатка строгого воспитания.
Сестра. Доктор, какое лекарство купить?
Доктор. В аптеку, сестренка, не стоит спешить.
Для деточки вашего этот рецепт
Полезен будет на много лет.
Доктор пишет рецепт и отдает его сестре.
Сестра (читает).
Утром – зарядка, дела – по порядку,
Больше трудиться, меньше лениться...
Доктор. Полезные книги ему для мозгов –
И ваш мальчик будет здоров!
-Какими же вредными привычками обладает Рома?
Вежливыми должны быть не только слова, но и поступки, чтобы за них не пришлось краснеть ни вам, ни вашим родителям, ни друзьям.
Кстати, раз уж мы вспомнили о друзьях, давайте поговорим о них и о дружбе вообще.
6. Беседа о дружбе.
Как вы понимаете слово «дружба»?
Кто такой друг?
Что значит дружить?
Дружба– близкие отношения основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Настоящий друг – это человек, которому мы всегда доверяем и на которого мы всегда можем положиться. Что бы в вашей жизни появился человек, которого вы сможете назвать своим другом, надо научиться отдавать, не ожидая и не требуя ничего взамен. Доверие и великодушие – вот та почва, на которой вырастает дружба. Обретает друзей тот, кто сам умеет дружить.
Ребята, оцените себя! В каждом утверждении вместо слов НАСТОЯЩИЙ ДРУГ поставьте короткое слово Я. Ну как, получается? Прочитайте нам …
Настоящий друг – это тот, кто никогда не обманывает своего друга.
Настоящий друг – это тот, кто не пожалеет поделиться со своим другом всем, что сам имеет.
Настоящий друг – это тот, кто не станет смеяться над бедой или неудачей своего друга.
Настоящий друг – это тот, с кем всегда интересно и никогда не скучно.
Настоящий друг – это тот, кто постарается защитить от обидчика.
Конечно же необходимо соблюдать основные законы дружбы:
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять
легко. Старый друг лучше новых двух.
7. Беседа о правильном питании.
Есть еще одна очень вредная привычка. Послушайте стихотворение
Я люблю покушать сытно,
Много, вкусно, аппетитно
Ем я все и без разбора,
Потому что я…Обжора
-Чем опасна эта привычка?
Азербайджанская пословица гласит «Дерево держится корнями, а человек пищей». Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ответы детей.
Не все продукты, которые употребляет человек, ему полезны. Выберите продукты, которые полезны для вас и разделите на две группы
Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность в еде и разнообразие.
8. Беседа о вреде курения.
Как правило, у человека бывает много различных привычек. Привычки могут приносить человеку пользу, сохраняют его здоровье, потому их называют полезными. Но бывают и такие, которые наносят вред здоровью – это вредные привычки. Некоторые неразумные школьники пробуют курить, думая, что с сигаретой они выглядят мужественнее или старше, тем самым пытаются завоевать авторитет.
Если человек выкуривает 1 сигарету в день, его жизнь сокращается на 3 года!
Смерть может наступить, если подросток одномоментно выкурит пол пачки сигарет.
9. Работа с плакатом.
Мы сегодня вспомнили некоторые привычки. Одни из них полезные и мы хотим, чтоб они были у нас. Другие вредные, которые мы не хотим приобретать, а если они есть, то поскорее от них избавиться. Посмотрите на плакат и давайте назовем знаки, которые бы будем соблюдать. А какие знаки для нас будут запрещающими?
10. Итог урока.
Вывод:
1. В каждом человеке есть что-то положительное и что-то отрицательное.
2. От вредных привычек каждого человека страдают окружающие его люди.
3. Вредные привычки можно исправить, хоть это и очень трудно.