3. Создание проблемной ситуации и определение темы урока Цель: Формирование умения определять и формулировать проблему | - Из-за чего Медведь стал плохо спать, плохо есть, похудел? - А курение, это что? Норма, привычка? Или что-то иное? - А какая это привычка? Полезная или вредная? - А сейчас мы можем точнее сформулировать тему урока? Слайд № 1(щелчок) «Вредные привычки» - Мы не случайно начали наш урок с этого стихотворения. Мы сегодня будем говорить о вредных привычках. Слайд №2 «Персональная карта группы» - На уроке у нас будут работать 4 группы, но не соревнуясь, а сотрудничая. Работа групп будет оцениваться следующим образом: у вас на столах лежат персональные карты, куда внесены фамилии и имена участников, а также этапы урока, на каждом из которых участник должен внести свою лепту. Оценивается КПО (коэффицент полезности ответа) или КПД (коэффицент полезности действия). КПД равен 1 лепте, или 1 баллу. Результативность каждого участника вносить в карту будет капитан группы, которого вы сейчас выберете. Результаты вы узнаете после урока, а общую оценку за работу на уроке получат все члены группы в конце урока при подведении итогов. КПД= 1 лепте | Обсуждение причин плохого самочувствия. Вывод: «Он курил» - Привычка. - Вредная привычка. - Тема « Вредные привычки» Персональная карта группы | Фамилия участника | Этап урока I Блиц-опрос«Открытие новых знаний» | II Исследовательская деятельность | III Дерево решений | IV Защита проектов | Итоговая оценка | -
| | | | | | | -
| | | | | | | -
| | | | | | | | Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы на основе обобщения знаний. |
4. Целеполагание Цель: выявление затруднений и постановка цели | - Итак, тема урока: «Вредные привычки» - Как вы думаете, для чего нам нужен этот урок? - Цель нашего урока: Познакомиться с одной из самых вредных привычек, опасной для здоровья. - Какие задачи поставите перед собой, чтобы достичь нашей главной цели? - Работать на уроке будем по плану, который обозначен в ваших персональных картах. Слайд № 3 «План урока» I.Блиц - опрос «Открытие знаний» II.Исследовательская работа IV.Покатаемся на облаке. V. «Дерево решений» VI. Защита проектов. VII . Домашнее задание. - Что вы ждёте от этого урока? | - Для того, чтобы узнать новое, поделиться знаниями с одноклассниками, понять опасность вредных привычек 1. Какой вред она наносит? 2. Как бороться с вредными привычками? Высказывания детей | Регулятивные: - создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Коммуникативные: - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - создать условия для совместного решения учебной задачи; - развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания. Познавательные: - Помочь выделить и сформулировать познавательную цель. Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание |
5. Построение проекта выхода из затруднений 6. Самостоятельная исследовательская работа с самопроверкой Цель: формирование ценностного отношения к закреплению знаний | - Скажите, пожалуйста, что, по вашему мнению подразумевается под термином привычка? Привычка – действие, которое со временем становится автоматическим, неосознанным. Формирование многих привычек начинается в раннем детстве, причем большую роль играет подражание старшим. - Следует различать полезные привычки и вредные привычки. - Какие привычки вы отнесете к полезным? - А какие привычки вы отнесли бы к вредным? - Когда я шла на работу, мне по дороге встретился человек. Отгадайте, чей это портрет? Бледный, изможденный, небритый, качается, ругается, под глазом синяк, одет неопрятно. (это портрет алкоголика) - Вам понравилось описание этого человека? - Кто виноват в том, что он так выглядит? - Этот человек, взрослый или ребёнок? - Почему чаще у взрослых больше таких вредных привычек чем у детей? - Посмотрите, пожалуйста, на экран. Слайд № 4 (они живут среди нас) - Какое чувство вы испытываете, глядя на этих людей? Вам приятно на них смотреть? - Привлекателен ли их вид? - О каких вредных привычках говорит их внешний вид? - К чему может привести их пристрастие? Слайд № 5 «Вредные привычки» - Вредные привычки - проблема нашего общества. Но ещё опаснее то, что вредные привычки появляются у молодёжи. Это может привести к гибели нации. Рефлексия I этапа: - Капитаны, оцените работу команды, и каждого участника. групп на I этапе урока. Я благодарю всех за активное участие в работе. - Многие школьники мечтают о том, чтобы скорее стать взрослыми. Они думают, что это даст им право делать все, что им захочется. А некоторые неразумные ученики пробуют курить и пить спиртные напитки. Вот пока у вас нет таких «вредных» привычек, давайте рассмотрим одну из них – это курение, какое влияние оно оказывает на организм человека. - Я предлагаю вам провести исследование и стать группой учёных, которые исследуют проблему всего нашего общества. Цель: узнать больше о такой вредной привычке, как курение. Метод исследования: анализ статьи учебника. Исследование проводите так: читаете статью учебника, делаете выводы, заполняете таблицу. - Откройте учебник на стр.72-73. - Кто хочет поделиться с нами своими открытиями? - Как вы считаете, все вы уже знаете о этой вредной привычке людей, или есть еще над чем подумать? -В народе говорят: «Капля никотина убивает лошадь», и не только лошадь…Посмотрите ролик о том, что делает никотин с другими живыми существами. Слайд №6 ВИДЕОРОЛИК - Посмотрите, что происходит с организмом человека. Слайд № 7 «До и после…» - Вот так эти люди выглядели до появления у них вредных привычек и после. Их привычка не отказываться от сигарет, привела к тому, что у них выработалась вредная привычка-табакокурение. - Но являются ли они опасными? Как вы считаете? (спросить быстро 2-3 уч.) - Но не только внешний вид изменился, но и изменилась работа многих органов. Слайд№ 8-9-10 «Нарушения в организме» Слайд № Сердце Слайд № Лёгкие Слайд № Зубы - Что же делает табакокурение с человеком? - Это действительно так: человек заболевает. ДЕМОНСТРИРУЮ ОПЫТ - Посмотрите на эту мензурку, в которую я поместила зажженную сигарету, а сверху прикрыла ее салфеткой. Посмотрите, что осталось на салфетке после прогоревшей сигареты. - Организм человека достаточно быстро привыкает к табаку, попадает в зависимость от него. Курящему требуется выкурить ежедневно все больше сигарет, и вскоре, он уже совсем не может обойтись без табака. Это – болезнь. - Ребята, кому из вас приходилось быть в одной комнате с курящим? Расскажите, что вы ощущали. - Почему вы себя плохо чувствовали? - Действительно, табачный дым вреден не только для самих курящих, но и для тех, кто находится рядом. - Именно потому, что от табачного дыма страдают не только сами курящие, но и те, кто их окружает, в закрытых помещениях, где бывает много людей, вывешивают знак «Не курить!» (показываю). Слайд № 11 Запрещено курить! - На какой знак он похож? - Подведем итог: какой же вред приносит такая привычка, как табакокурение? - Капитаны команд оцените работу своих товарищей по группе, отметьте баллы. | Высказывания детей - Чистить зубы пред сном, заниматься спортом, убирать свои вещи на место и т.д. - Перебивать взрослых, несдержанность и курение, пьянство, наркомания. -Нет. - Он сам. - Взрослый. - В детстве им не говорили об этом. - Они не знали о губительных последствиях этих привычек - Нет. - Нет. - О том, что они выпивают, курят, используют наркотические вещества. - К болезням, к гибели. Дети заполняют персональную карту. - Оно отравляет жизнь человеку, он становится больным и умирает. - Трудно было дышать, плохо себя чувствовали. - Потому что табачный дым от сигареты распространяется по всей комнате. - На запрещающий дорожный. - В результате вредных привычек, развиваются болезни, опасные для здоровья. Они могут привести к гибели, если от них вовремя не отказаться. | Личностные: развивают эстетические потребности, доброжелательность и отзывчивость, понимают чувства других людей. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формируют учебную проблему, работают по плану, сверяют свои действия с целью, вырабатывают критерии оценки и определяют успешность. Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации, делают выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своего жизненного опыта |
8. Проектная деятельность Цель: формирование ценностного отношения к закреплению знаний; умение применять полученные знания | «Дерево решений» - Учёному Ивану Павлову принадлежат такие слова: «Человек может жить до 100 лет. Мы сами своим безобразным отношением к собственному организму сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры» - Давайте представим себе, что наша жизнь - дерево. Пусть корни этого дерева наши решения. Давайте подумаем, какие плоды дадут деревья с разными корнями решений. - Давайте представим свои работы. - Вот и выросло дерево ваших решений, от которых будет зависеть ваша жизнь, жизнь ваших близких и тех, кто вас окружает.
- Какие деревья вам больше нравится? - Капитаны команд оцените работу своих товарищей по команде, отметьте баллы. | Учащиеся начинают работают. Занятия спортом | ЗОЖ | сигареты | Успех | семья | Желтые зубы | здоровье | дети | Чёрные лёгкие | Радость путешествия | Любимая работа | Тусклые волосы | красота | путешествия | Сухая кожа | богатство | | Головные боли | Счастливые родители | | Запах изо рта | Оценивается работа группы. | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике |
9. Рефлексия. Самооценка. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса. | Учитель: Сегодня вы многое узнали, о вреде курения, о его губительном действии на здоровье людей. Пришло время подвести итоги. Я предлагаю вам сделать свой выбор. У вас у каждого на столах лежат 2 сердечка – красное и черное. Это не просто символы, это бюллетень для голосования. Мне очень интересно, какое решение принял каждый из вас после нашего урока. Красное сердечко – для тех, кто выбирает здоровый образ жизни т.е. жизнь без сигарет, а черное кто считает, что курение не повредит ему. Итак, представьте: Я – весы, а это чаши (развернутые ладони рук) На этой стороне весов – здоровье близких (родителей, ваше здоровье) А здесь … Пусть на минуту станет в классе тихо Подумайте, чего хотите вы Прислушайтесь, что сердце скажет И разум ваш, какой дает ответ Силен ты или слаб? Свободен или раб? (Пауза. Удары метронома)
Пусть ваше сердце даст вам совет. Стоит курить или нет?! (Голосование.) - Капитанов команд я прошу подвести итоги работы на уроке ваших групп, объявите самых активных и общую оценку на уроке. | Ребята голосуют. | Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала. |