Конспект кружкового занятия «Мир квиллинга» 6 класс Руководитель Зуйкова Л.В.
Тема: Подводные жители.
Цель: Создать условия для систематизации знаний о речном обитателе раке и выполнении работы «Подводные жители» в техники квиллинг.
Задачи:
- продолжать расширять знания детей о речном обитателе раке, его особенностях, внешнем виде, питании, передвижении;
- корригировать и развивать мелкую моторику на основе выполнения практической работы; развивать глазомер, фантазию, творческие способности, художественный вкус воспитанников;
- воспитывать потребность детей в общении с природой, повышать интерес к познанию окружающего их мира.
Оборудование: образец готовой работы, мультимедийный проектор, картон, рамка, полоски бумаги для работы, инструменты для работы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Вступительная беседа.
-Здравствуйте ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с путешествия по земному шару. Давайте рассмотрим глобус. Что такое глобус? (Слайд №2)
Правильно. Глобус - это модель Земли в уменьшенном виде. Обратите внимание, какого цвета на глобусе больше всего? (Ответы детей)
-Правильно. А что означает этот цвет? (Ответы детей)
-Правильно – это вода. Для чего нужна вода? Сможем ли мы без нее прожить? (Ответы детей)
-Конечно, не сможем. Послушайте стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте!
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
II. Основная часть.
- Ребята, а вода нужна только людям? (Ответы детей)
-Конечно, нет. В воде живут подводные жители.
-А вы можете их назвать? (Ответы детей)
-Правильно. Молодцы. (Слайд№3) С одним из них мы сегодня с вами познакомимся поближе. Чтобы узнать, кто это, отгадайте загадку.
Загадка
Вместо пальцев – ножницы,
Панцирь, вместо кожицы.
Тихо в речке прячется
И все время пятится. (Рак)
-Правильно. Это рак. (Слайд №4)
Рассказ о раке.
Рак – животное класса ракообразных. Трудно представить водоем, в котором бы не было обладателя пары мощных клешней. Раки — довольно чистоплотные существа, поэтому они не водятся в грязных водоемах и водоемах, в которых вода недостаточно насыщена кислородом. В озерах и прудах раки почти не встречаются, чаще их можно обнаружить в чистых реках, где вода не застаивается и не очень много ила. Обычно они предпочитают глубину до трех метров. В водоемах можно встретить раков и почти черного, и темно-серого, и темно-зеленого, и бурого, и серовато-зеленого цвета. Крупный рак может весить до двухсот граммов, но поймать такого — редкая удача. (Слайд№5) Раки живут сами по себе, не стадом, предпочитают уединение. «Квартира» для рака — это норка или ямка, большое углубление, вырытое в речном грунте. Днем рак сидит в своем жилище и охраняет его от посторонних, высунув наружу только клешни. При приближении какой-либо опасности хозяин норы мгновенно уходит вглубь «квартиры» как можно дальше. С наступлением темноты рак выходит на охоту. На первый взгляд, раки кажутся довольно медлительными. В поисках добычи они не спеша передвигаются по дну водоема. Но стоит им только заметить добычу, как их медлительность сразу же куда-то улетучивается. Клешни, как тиски, схватывают и сжимают жертву, у которой шансов вырваться почти нет. На самом деле, раки довольно шустрые. Если рак заметил опасность, большую хищную рыбу, например, то, спасаясь, он развивает приличную скорость, в чем ему помогает его незаменимый помощник-хвост. (Слайд №6)
Пища рака растительного происхождения. Иногда раки едят всякую живность, которая водится в их водоеме: мелкую рыбешку, разнообразных личинок и червей. Захватив добычу, рак никогда не спешит съесть ее сразу, он отщипывает маленькие кусочки, отправляет их в рот и смакует, наслаждаясь процессом. Раки приносят большую пользу для окружающей среды. Они - санитары, так как основной пищей этих членистоногих являются разлагающиеся остатки водных растений, а также погибшая рыба. Таким образом, поедая такую пищу, раки очищают водоёмы. Без них многие водоёмы были бы наподобие болот.
-Ребята, а для чего люди ловят раков? (Слайд №7) (Ответы детей)
-Правильно. Люди употребляют в пищу речных раков с древности. Мясо варенных раков легко усвояемо и основное — очень питательно, оно содержит белок, который является строительным материалом для мышц. Их обрабатывают посредством варки в слегка подсоленной воде. Раки в процессе приготовления приобретают красный окрас. (Слайд№8)
Музыкальная физ. минутка
-А сейчас давайте отдохнём..
III Практическая часть
Ребята, посмотрите на экран. Вот такого рака мы сегодня с вами будем выполнять.
(Слайд №9)
-Какого цвета у нас будет рак? (Ответы детей)
-Какой формы будут наши элементы? (Ответы детей)
-Ребята, обратите внимание, какие крупные клешни будут у нашего рака.
Командиром нашей команды сегодня будет Ирина О. Она распределит между вами работу. И будет помогать вам собирать ваши готовые элементы рака на этом подготовленном панно.
Инструктаж по технике безопасности.
-Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним правила работы с такими инструментами как палочка для скручивания бумаги и клей.
1. Не размахивать палочками для скручивания бумаги, чтобы не задеть соседа по парте. Поработал палочкой, аккуратно положи ее на место.
2. При работе с клеем надо быть осторожными. Не забывать о том, что нельзя касаться руками глаз и рта, чтобы избежать попадания клея на эти органы.
Пальчиковая гимнастика.
-А перед работой давайте разомнём кисти рук и пальчики. ( Выполнение пальчиковой гимнастики с помощью мяча)
(Руководитель корригирует работу детей, в случае необходимости подсказывает, помогает воспитанникам).
Текущий инструктаж руководителя (по ходу выполнения воспитанниками самостоятельной работы)
1.Проверка организации рабочих мест обучающихся;
2.Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
IV. Заключительная часть. Подведение итога занятия.
Вы сегодня очень старались. Посмотрите, какой красивый подводный житель у нас получился. (Демонстрация картины)
- Ребята, я хочу вам напомнить еще раз о том, что без чистой воды немыслима жизнь человека, животных и растений. Все живое нуждается в воде для того, чтобы жить и развиваться. Именно поэтому так важно, чтобы эта вода оставалась чистой. Несмотря на важность сохранения чистоты воды, с каждым годом все больше загрязняются природные водоемы. Этому есть много причин: промышленное производство, автомобильный, речной транспорт, люди которые выкидывают в нее мусор. Например, отдыхающие отставляют на берегу или бросают в воду бутылки, банки, упаковки от продуктов. От сильного загрязнения воды страдает все живое:
растения увядают и перестают расти, животные заболевают от грязной воды и гибнут от отравления. Ребята, давайте соблюдать правила поведения на природе, которые позволят снизить загрязненность рек и водоемов. Давайте сохраним чистоту природной воды вместе!
V. Рефлексия (Слайд № 10)
Я узнал...
Я научился...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило ...
У меня получилось...
Мне захотелось...
Наше занятие закончено. Убираем свое рабочее место.