Воспитательная работа в классе ведется в нескольких направлениях. Одним из ведущих является патриотическое воспитание учащихся. Ребята являются участниками акций и мероприятий по сохранению культурно-исторических традиций, боевой славы нашего края; благоустройству и озеленению города; проведению праздников и многих других традиционных мероприятий. Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в различных мероприятиях — он растет патриотом. Воспитание любви к большой Родине — России начинается с любви к малой Родине. Мы храним историю и культуру края и свято чтим память о героях Великой Отечественной войны. Работа в данном направлении основывается на следующих принципах: 1.Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой, который означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития. В подготовке данного мероприятия были использованы телевизионные новости, освещающие мероприятия к празднованию Дня Победы. 2.Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. 3. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив, который предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и совместную деятельность. При подготовке данного мероприятия работали органы самоуправления, где каждая секция готовила свое задание. 4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, что предполагает знание учителем возрастных особенностей и индивидуальных различий школьников. 5.Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности диктует необходимость обеспечения единых и согласованных действий всех участников воспитательного процесса. Все эти принципы реализовываются при использовании проектного метода. Учащиеся на одном из классных часов, которые проводятся у нас в школе еженедельно по расписанию, самостоятельно поставили цель проекта, осознали её, спланировали работу над проектом. Проект включал в себя исследовательский, проблемно-поисковый и творческий методы. Ребята самостоятельно работали с дополнительными источниками. Результатом проекта является презентация, с которой учащиеся выступили перед другими детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Памяти героев будьте достойны! Урок мужества. »
Богаева Баира Сергеевна
Учитель английского языка, классный руководитель 7 б класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобразовательная школа №17" им. Кугультинова Д. Н.
Телефон школы- 8(847)22-6-78-52
Телефон личный- 89615412903
Электронный адрес школы: s17elista@mail.ru
Электронный адрес личный: bairabogaeva@mail.ru
Домашний адрес: 358003, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул.Ю.Клыкова 128 кв.27.
Название номинации: сценарии воспитательных мероприятий (в том числе классные часы).
Название работы: классный час «Памяти героев будьте достойны».
Введение.
Воспитательная работа в классе ведется в нескольких направлениях. Одним из ведущих является патриотическое воспитание учащихся. Ребята являются участниками акций и мероприятий по сохранению культурно-исторических традиций, боевой славы нашего края; благоустройству и озеленению города; проведению праздников и многих других традиционных мероприятий. Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей, понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в различных мероприятиях — он растет патриотом. Воспитание любви к большой Родине — России начинается с любви к малой Родине. Мы храним историю и культуру края и свято чтим память о героях Великой Отечественной войны. Работа в данном направлении основывается на следующих принципах: 1.Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой, который означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития. В подготовке данного мероприятия были использованы телевизионные новости, освещающие мероприятия к празднованию Дня Победы. 2.Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. 3. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив, который предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и совместную деятельность. При подготовке данного мероприятия работали органы самоуправления, где каждая секция готовила свое задание. 4. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, что предполагает знание учителем возрастных особенностей и индивидуальных различий школьников. 5.Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности диктует необходимость обеспечения единых и согласованных действий всех участников воспитательного процесса. Все эти принципы реализовываются при использовании проектного метода. Учащиеся на одном из классных часов, которые проводятся у нас в школе еженедельно по расписанию, самостоятельно поставили цель проекта, осознали её, спланировали работу над проектом. Проект включал в себя исследовательский, проблемно-поисковый и творческий методы. Ребята самостоятельно работали с дополнительными источниками. Результатом проекта является презентация, с которой учащиеся выступили перед другими детьми.
Классный час «Памяти героев будьте достойны».
Класс: 7-8
Цель занятия: изучение и исследование родного края и популяризация имеющихся краеведческих материалов, развитие навыков исследовательской работы и воспитание у школьников патриотических чувств.
Форма проведения: защита проекта.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою малую родину, своих земляков-героев;
- развитие самостоятельности и личной ответственности в ходе проекта и полученный творческий продукт.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- развитие умения пользоваться программой MS Pоwer Point для оформления результатов; кратко излагать свои мысли устно и письменно
- развитие умения использовать интернет- ресурсы и литературные источники, библиотечные каталоги для поиска информации;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, распределять роли при подготовке.
Оборудование: компьютер, проектор, презентации, выставка книг военной тематики о Калмыкии, фото героев войны и памятников города.
Этапы работы над проектом
Цели и задачи
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Погружение в проект
Цель – подготовка классного часа к 70-летию Победы.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом, выбор индивидуального задания.
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
• проблему проекта;
цель: воспитание чувства гордости за свою малую родину и её историю.
задачи:
1) познакомиться с историей военных действий на территории Республики Калмыкия, в ее столице Элисте;
2) расширять знания детей о героях войны;
3)познакомиться с историей партизанского движения в республике;
4) развитие речи учащихся, развитие выразительного чтения.
Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Осуществляют вживание в ситуацию.
Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.
2. Планирова
ние деятельности
Цель – разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– распределение задач между членами группы.
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся:
• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;
• распределить роли в группах;
(представляет для учащихся свою презентацию)
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта;
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
3. Осуществле-
ние деятельности по решению проблемы
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточ-
ные
обсуждения полученных данных в группах.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с учителем.
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
Изучают материалы школьного музея; интернет- ресурсы, знакомятся с литературой в фондах библиотек,
4. Оформление результатов
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.
Культмассовый сектор класса составляет общий план мероприятия совместно с учителем и родителями, подбирают стихи, песни. Редколлегия класса оформляет проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
5. Презентация
проекта.
Оценка и
результат
Цель – демонстрация материалов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
Организует презентацию.
При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации, взаимодействует с родителями .
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на умении работать в группе, на общий результат и др.
Оформление сценария, сохранение презентации, создание фотоальбома.
Готовят презентацию.
При необходимости консультируются с учителем.
Осуществляют защиту проекта.
Демонстрируют понимание проблемы, цели и задач;
- умение планировать и осуществлять работу;
- найденный способ решения проблемы;
Демонстрируют рефлексию деятельности и результата.
Ход занятия.
1.Введение.
Приветственное слово учителя:
Здравствуйте, ребята. В этом году в нашей стране отмечается знаменательная дата- 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. И сегодняшняя наша встреча- это итог нашего небольшого исследования истории как дань памяти героев войны.
2. Звучит песня в исполнении Марка Бернеса «Хотят ли русские войны» (с видео, Приложение 1).
Ученик: Хотят ли русские войны?
Для нас ответ на этот вопрос однозначен и столь очевиден, что даже и спрашивать не надо: страна наша ответила и отвечает на него всей своей историей, реальными действиями, направленными на сохранение мира, на всеобщее разоружение, укрепление дружбы между народами.
Поэту Евгению Александровичу Евтушенко (род. в 1933 г.) не однажды довелось побывать за рубежом, был он во многих странах Западной Европы и в Соединенных Штатах Америки, и не раз во время этих поездок приходилось ему слышать именно такой вопрос: хотят ли русские войны? Причем задавали его и те, кто вовсе не является нашими врагами. Тогда и решил он ответить на этот вопрос стихотворением. Было это осенью 1961 года во время очередной его поездки за рубеж. Вернувшись домой, поэт показал стихи композитору Э. С. Колмановскому. Первоначальная музыка, написанная Колмановским, не понравилась её исполнителю, Марку Бернесу, после чего композитор написал новый вариант, который и стал окончательным.Родилась по сути своей песня-манифест, песня протеста против войны, песня—призыв к миру и единению людей, слова которой прозвучали без ораторского пафоса, а словно в беседе о самом сокровенном, дорогом, волнующем. Так спел их Марк Бернес. Первое исполнение песни «Хотят ли русские войны» состоялось в 1961 году. Песня была переведена на английский, французский, немецкий и испанский языки.
3. Учащийся читает отрывок стихотворения Александра Твардовского.
Война- жестче нету слова,
Война- печальней нету слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Александр Твардовский.
4. Группа1 представляет свою работу (Видеосюжеты новостей о ветеранах).
Ученик: День Победы – один из главных праздников в России, объединяющий людей разных поколений, политических убеждений и вероисповеданий. 9 мая 1945 г. советский народ одержал победу над фашистской Германией. Как это ни прискорбно, людей, ковавших победу на фронтах и в тылу военных лет, становится все меньше: раны и возраст берут свое. На сегодняшний день в Калмыкии 221 участников и инвалидов Великой Отечественной войны, 5 граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», 29 бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и иных мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, 812 вдов военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы. Давайте посмотрим видеосюжет интервью ветеранов Семена Муштаева и Григория Сердюкова, которые прошли войну от просторов своей малой Родины до границ Германии.
(видеосюжет) (Приложение 2)
Ученик: Наш следующий сюжет о защитнике Сталинграда, нашем земляке Гаре Бадмаевиче Хохлове. Есть в Волгограде место, которое во всем мире известно не меньше Мамаева Кургана. Это 4- этажный жилой дом в центре города, который известен как Дом Павлова. Среди защитников Дома Павлова был наш земляк.
(видеосюжет) (Приложение 3)
Долгое время считалось, что дом защищали 24 бойца, но на самом деле было 26 солдат 11 национальностей. Гаря Бадмаевич умер на 90-м году жизни, не дождавшись заслуженной награды. «Почестей и славы мне не надо, лишь бы внуки и правнуки знали, что их дед воевал честно и отважно»,- подчеркивал он.
Ученик: Герой нашего следующего видеосюжета- Тимофей Кутыгин, житель нашего микрорайона, о нем вы также можете узнать в нашем школьном музее.
(информация, затем показ видеосюжета «Освобождение. Юг России 1941-1945. Калмыкия.») (Приложение 4)
5. Группа 2 представляет свой видеосюжет о героях- партизанах- «В национальном музее…». (Приложение 5)
Мы всегда будем помнить имена Тамары Хахлыновой, Юрия Клыкова, Володи Косиева, юных партизан, героически погибших в годы войны.
Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим.
Да отрешимся от зависти, от похвальбы,
От затаенной вражды, от измен, от алчбы;
Груди свои обнажим и вынем сердца,
И за народ отдадим свою кровь до конца;
Верными Джангру, едиными будем вовек
И на земле будем жить, как один человек;
Да никогда богатырь не кинется вспять,
Вражью завидев неисчислимую рать…
Эти строки из калмыцкого народного эпоса «Джангар» стали клятвой юных партизан.
Недалеко от нашей школы находится улица имени Юрия Клыкова, самого юного партизана.
Когда Элисту заняли фашисты, Юра с отцом-чекистом ушел в партизанский отряд. В сентябре 1942 года отряд был расформирован - бойцы его влились в регулярные части Советской Армии, а Юра поступил в краткосрочную спецшколу в Астрахани. В октябре 1942-го был сформирован партизанский отряд "Гром" (командир отряда - Илья Гермашев, комиссар - Бадма Адучиев), в который и попал Юрий. Отряд базировался в степи в 15-20 километрах от Бага-Бурула, откуда совершал систематические набеги на немецкие гарнизоны, расположенные в Элисте, Бага-Буруле, и на проходящие колонны автомашин, обозы с боеприпасами, продуктами и живой силой.
Последний бой отряда состоялся 5-7 ноября 1942 года северо-западнее Бага-Бурула. 17 партизан были окружены фашистами и полицейскими в количестве более 300 человек. Неравный бой длился с перерывами два дня, в результате противнику удалось захватить партизан в плен. В гестаповских камерах партизан жестоко били, пытали и истязали. Но Юра Клыков с вызовом сказал начальнику элистинского гестапо полковнику Вольфу и коменданту тюрьмы Паулю, что в последнем бою он убил из автомата восемь фашистов.
13 ноября 1942 года гестаповцы вывели узников в коридоры тюрьмы, приказали раздеться. Все поняли: наступил последний час. Юрий отказался выполнить приказ фашистов, он бросился на шефа гестапо, а затем, разбежавшись, ударился головой о каменную стену... Юра не дожил два дня до своего семнадцатилетия. Посмертно он был награжден орденом Отечественной войны I степени.
В связи с героической смертью юного партизана вспоминается эпизод из детства Юры, когда он с отцом выезжал в степь. Юра сказал, что он очень хотел бы поймать степного орла и хотя бы раз подержать его в руках. Отец, Константин Максимович, возразил ему, рассказав, что орлы не только красивые, но очень гордые и свободолюбивые птицы, и, когда их сажают в клетку, они разбиваются о ее стенки. Вероятно, в последние минуты жизни Юра и вспомнил разговор с отцом об орлах.
Жизнь Юры короткая, но героическая, была описана в книге волгоградского журналиста Юрия Швецкова "Орленок", вышедшей в Калмыцком книжном издательстве в 1970 году. Хотя она стала библиографической редкостью, прочитать ее надо бы многим молодым людям.
Народный поэт Калмыкии Аксен Сусеев посвятил подвигу Юрия Клыкова поэму "В семнадцать мальчишеских лет...", которая заканчивается словами:
...Есть улица Юрия Клыкова
В родившейся вновь Элисте.
Стоит она гордо и юно,
Светла, широка и стройна! Не умер,
Не умер ты, Юра! -
Твое продолженье - она!
Живешь ты в ликующих вспышках
Салютов торжественных дней,
Живешь ты бессмертно в мальчишках,
Живущих сегодня на ней!
Не стендам музейного зала
Хранить твое имя, боец, -
Народная память вписала
Его в миллионы сердец!
6. Учитель: Война коснулась каждую семью, мой дед- лейтенант Богаев Иван Мучкаевич- в 1941 г.командовал ротой в составе 56 армии,413 полка,73 стрелковой дивизии, участвовал в боях за Северный Кавказ, был тяжело ранен под г. Ростовом, награжден Орденом Красной Звезды и медалями, среди которых «За Победу над Германией». Мой второй дед, Азакаев Баатр Лиджиевич, служил в дивизионной разведке, освобождал блокадный Ленинград. Награжден орденом Красной Звезды и медалями. Оба моих деда являются Ветеранами труда и до конца жизни работали на благо своей Родины. Я горжусь своими дедами! 9 мая- это священная дата для меня и моей семьи.
Ученики рассказывают о ветеранах войны своей семьи. Ученица исполняет песню «От героев былых времен» из кинофильма «Офицеры».
7.Ученик:
Ученик: К сердцам людей взывает прах
Мы поименно павших знаем
Ваш подвиг будет жить в веках
Неповторим, неувядаем
И с восхищением о нем
Мир вспоминает, как о чуде…
Перед негаснущим огнем
Стоят в молчанье скорбном люди.
(И.Лиджиев. «У вечного огня.»)
Мемориальный комплекс героев Гражданской и Великой Отечественной войн.
(Приложение 6)
Мемориальный комплекс героев Гражданской и Великой Отечественной войн, который возведен на территории парка «Дружба», в городе Элиста, был открыт в 1965 году, в честь комсомольцев и героев Великой и Гражданской войн. Архитектором комплекса являются братья Пюрвеевы. Скульптор - Никита Санджиев, который является заслуженным деятелем искусств Калмыцкой АССР и заслуженным художником РСФСР. Весь комплекс состоит из нескольких частей. У подножия лестницы, которая ведет к основной части мемориала, расположены три пилона. Они сделаны из титана, символизируют три граненных штыка- символы ратной славы. Широкая многоступенчатая лестница из светлого камня не только увеличивает зрительное восприятие, но и задает ритм движению людей- спокойный, неторопливый. Поднявшись по ней, человек как бы отрешается от каждодневных забот. Справа на длинной невысокой стене из темно- серого мрамора, как присяга на верность Родине героев, захороненных у подножия стены, искрятся слова клятвы богатырей из калмыцкого эпоса «Джангр». На самой площади находится вечный огонь, композиция из скульптур, захоронения и мемориальная доска с именами и фамилиями погибших воинов-интернационалистов. Портреты- символы олицетворяют отвагу, мужество, непобедимую силу духа народа. Вечный огонь расположен так, что из любой точки пламя его попадает в поле зрения. И в движении горячего воздуха как бы оживают черты каменных изваяний. Скульптору Никите Санджиеву хотелось, чтобы люди не просто смотрели, а, глядя на грустную торжественность изваянных лиц, задумались о своем долге перед памятью павших, перед нынешним и будущим днем живых.
(видеосюжет «Ко дню 9 мая») (Приложение 7)
Ученик:
Через века, через года - помните!
О тех, кто уже не придет никогда-
Помните!
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди!
Покуда сердца стучат - помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже помнили!
Учитель: Героев наградили орденами, медалями, в их честь названы улицы…
Нужно ли это тем, кого уже нет?.. Это нужно живым! Памяти героев будьте достойны!
Источники информации:
История создания песни. 2009. май. Muzruk.Info/ Все для учителя музыки.
pobeda1945.su
kalmyk.info
«Калмыки в Великой Отечественной войне.1941-1945.» Документы и материалы. Элиста. Калмыцкое книжное издательство. 1966. Сост М.Л.Кичиков, Б.С.Санджиев, Ю.О.Огляев.