«Память сердца» Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Память сердца» Методическая разработка внеклассного мероприятия
В номинации «Сценарий литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню Защитника Отечества», торжественных мероприятий, представлена литературно-музыкальная композиция «Память сердца». В постановке отразилось героическое прошлое нашей Родины от памятников устного народного творчества до наших дней. Литературно-музыкальной композиции предшествовала предварительная подготовка. Подбирался материал о героях-интернационалистах, оформляли стенд. Готовились костюмы для участников. Родителям, ветеранам рассылались приглашения на праздник. Оформлялся зал.
Композиция «Память сердца» - заключительное мероприятие месячника по военно-патриотическому воспитанию. В постановке принимали участие учащиеся начального звена.
Ожидаемые результаты – пробуждение в сердцах детей чувства сопричастности, переживания, любви к родному Отечеству, выработка активной жизненной позиции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Память сердца» Методическая разработка внеклассного мероприятия »
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
начальная общеобразовательная школа № 23 р.п. Чунский
«Память сердца»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
р.п. Чунский 2015
Содержание
Введение ………………………………………………………….…………..3
Пояснительная записка………………………………………………..4
План проведения мероприятия ……………….....................................5
Сценарий мероприятия ………………………………………………..6
Используемая литература …………………………………………….12
Приложение …………………………………………………………………..13
Введение
В настоящее время в России большое внимание уделяется патриотическому воспитанию учащихся. Обращение к прошлому нашей страны стало актуальным. Для воспитания патриотизма и гражданственности большую роль имеют знаменательные даты отечественной истории.
Очень радует, что сейчас на государственном уровне приняты документы, направленные на возрождение военно-патриотического воспитания в школе, формирование и развитие гражданских и нравственных качеств личности.
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова значение слова «патриотизм» изложено так: «Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».
С самого раннего возраста нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины, прививать любовь к семье, тому месту, где они родились и выросли.
В учебнике начальной школы представлено много материала, на основе которого можно и нужно воспитывать патриотов своей страны.
Повышение роли военно-патриотического воспитания способствует проведение литературно-музыкальных мероприятий, конкурсов рисунков, поделок, стихов, презентаций, посвященных Дню Победы и другим знаменательным датам. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись систематически. Учитель на своем примере должен показывать соучастие и внимательное отношение к событиям нашей страны. Если ученики будут видеть, что учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то воспитание патриотических чувств у детей будет иметь положительный результат.
Пояснительная записка
В номинации «Сценарий литературно – музыкальная композиция, посвященная Дню Защитника Отечества», торжественных мероприятий, представлена литературно-музыкальная композиция «Память сердца». В постановке отразилось героическое прошлое нашей Родины от памятников устного народного творчества до наших дней. Литературно-музыкальной композиции предшествовала предварительная подготовка. Подбирался материал о героях-интернационалистах, оформляли стенд. Готовились костюмы для участников. Родителям, ветеранам рассылались приглашения на праздник. Оформлялся зал.
Композиция «Память сердца» - заключительное мероприятие месячника по военно-патриотическому воспитанию. В постановке принимали участие учащиеся начального звена.
Ожидаемые результаты – пробуждение в сердцах детей чувства сопричастности, переживания, любви к родному Отечеству, выработка активной жизненной позиции.
Тема: Память сердца
Цели:
1.Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время.
2.Развивать способность чувствовать, сопереживать, формировать умение слушать окружающих.
3.Воспитыать чувство патриотизма.
Предварительная подготовка:
Портрет А. Экзюпери, фотографии дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек, участвовавших или погибших на войне, компьютерная презентация «Следы войны под нашими крышами».
Сценарий мероприятия
«Память сердца»
Звучит сказочная музыка. На сцене появляется Маленький Принц.
Маленький Принц. Послушайте, вы не видели моего друга Антуана де Сент-Экзюпери?
Ведущий 1. (Обращается к залу). Как сказать ему. Что его друг писатель Антуан де Сент-Экзюпери погиб? Давным-давно, во время войны!
Ведущий 2. Знаешь, была война. Он ведь был военным летчиком. Он ведь был военным летчиком. Однажды он отправился в полет и не вернулся.
Маленький Принц. Послушайте, а что такое война? Она кому-то нужна?
Ведущий 1. Мы должны, обязаны объяснить Маленькому Принцу, что такое война.
Ведущий 2. И тогда Маленький Принц поможет нам уничтожить в людских сердцах злобу, ненависть, равнодушие, тщеславие, эгоизм.
Ведущий 3. Земля- планета непростая. На Земле люди много воевали.
Ведущий 4. Войны выгодны королям - они получают новые земли, дельцам- их толстые кошельки наполняются новым золотом.
Ведущий 3. Миллионам честолюбцев - они получают новые ордена. Теперь ты понял, кому нужна война?
Ведущий 4. Был один такой герой, он называл себя императором Наполеоном Бонапартом. Он жил в стране своего друга, во Франции, почти 200 лет назад.
Ведущий 1. Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что мир должен принадлежать ему.
Ведущий 2. Но ведь люди так не считали. Началась война, опалившая огнем многие земли. Но народы доказали императору, что могут прожить и без него.
Ведущий 3.В 20 веке явился еще один вояка. Он звался фюрер Адольф Гитлер. Он вырастил целую породу людей- варваров,
Способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.
Ведущий 2. Франция героически сопротивлялась и сдалась гитлеровцам через 42 дня.
Ведущий 3. В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась четыре года. Фашисты были изгнаны с нашей земли.
Ведущий 4. Послушайте, дети, что такое война. Началось это в 1941 году.
( Звучит песня «Священная война». Под звуки песни идут слова, которые произносят ведущие.)
Вставай, страна огромная!
Вставай, на смертный бой!
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает как волна!
Идет война народная, священная война!
Ведущий: Встала вся страна, от мала до велика. Дети работали у станков, женщины строили баррикады, а юные девушки и парни уходили защищать свою родину.
(Старшеклассники исполняют песню «Огонек» на слова М. Исаковского.)
На позицию девушка
Провожала бойца,
Темной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренек,
На окошке на девичьем
Все горел огонек.
Парня встретила дружная
Фронтовая семья,
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья,
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог:
«Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонек?»
(Учащиеся - одеты в военную форму и участвуют в небольшой сцене.)
Учитель. Добровольцы! По порядку номеров рассчитайсь!
Ученик 1. Первый!
Ученик 2. Второй!
Ученик 3. Третий!
Ученик 4. Четвертый!
Ученик 5. Пятый!
Учитель. В первый день войны им было по 17, 18, 19 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
( Звучит 9-ая симфония Шостаковича.)
Ученик 1. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война- это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.
Ученик 2. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Ученик 3. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как и ты.
Ученик 4. Война… От Бреста до Москвы- 1000 км, от Москвы до Берлина- 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.
Ученик 5. Кажется, мало, правда? Самолетом примерно четыре часа, а вот перебежками и по- пластунски - четыре года, 1418 дней.
Учитель. Подождите! То, о чем говорили, может быть, ошибка, недоразумение? Может быть, войны вовсе и не было?
Выступают четвероклассники. Они рассказывают свои истории «Войны под крышами», а в это время на экране идут военные фотографии из семейных архивов.
Ученик 1. В нашей семье бережно хранят пилотку моего деда. Она очень старая, полинялая, на ней - красная звездочка. В этой пилотке дедушка прошел тяжелыми дорогами войны. Для него она закончилась в Кенигсберге. Он рассказывал, как мечтал на войне съесть настоящую конфетку. Ведь когда он пошел на фронт. Ему было только 15 лет.
Ученик 2. На классном часе мы узнали о белорусской деревне Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нем становилось все теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слез. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских- 9 детей. У Новицких, Иодко - по 7. А 19- летняя Вера Ясевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли.
Их сжигали живыми .Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали людей из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним.
Ученик 3.Мученическую смерть приняли 75 детей. Осталось три свидетеля происшествия. Семилетний Виктор высочил с матерью из сарая. Пуля настигла женщину. Падая, она прикрыла собой мальчика. Так он пролежал до ухода из деревни убийц. Двенадцатилетний Антон Барановский тоже выпрыгнул. Автоматная очередь - и он неподвижно распластался на земле. Мертв - решили гитлеровцы. Однако Антон был ранен. Третий- Иосиф Иосифович Каминский. Израненный, обгоревший, но он выжил.
Ученик 4.Война была. Эти пожелтевшие треугольники- доказательство. Это фронтовые письма. Их писал мой прадедушка Миша моей прабабушке Ольге. Когда он ушел на фронт, его дочь только родилась. Он спрашивал в письме: «Агукает ли моя доченька?» Увидеть дочь ему так и не удалось. Моя бабушка получила похоронку.
Учитель. Гитлер не ожидал, что, встретившись с горем, разрухой, смертью. Советские люди смогут жить, любить, радоваться.
(Дети инсценируют сценку «У костра». У костра сидят три ученика, одетые в костюмы солдат. И поют песню «В землянке»)
Солдат 1.
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза,
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Солдат 2.
Ты сейчас далеко- далеко,
Между нами снега и снега…
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.
Солдат 3. (пишет письмо).
Знаю, в сердце у тебя тревога-
Нелегко быть матерью солдата!
Знаю. Все ты смотришь на дорогу,
По которой я ушел когда-то.
Знаю я, морщинки глубже стали
И чуть-чуть сутулей стали плечи.
Нынче насмерть мы в бою стояли,
Мама, за тебя, за нашу встречу.
Солдат 4.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди!
Солдат 5. Эй, ребята, хватит унывать! Кто пойдет со мной плясать?
(Под «Катюшу» трое солдат пляшут.)
Учитель. Около 40 миллионов советских людей погибло. Представляете, что это значит? Это значит-30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит -каждый четвертый житель страны погиб. Я прошу встать тех, чьи родные и близкие погибли в годы Великой Отечественной войны.
Прошу встать тех, чьи родные и близкие воевали на фронтах Великой Отечественной.
Прошу встать и тех, чьи родные и близкие были в эвакуации, работали на трудовом фронте, голодали, подвергались лишениям в годы войны.
Сейчас мы еще раз вспомним их имена! Учащиеся называют фамилии, имена и отчества своих родственников-участников войны, не вернувшихся с нее.
Почтим их память минутой молчания.
(Все встают. Звучит запись песни в исполнении И. Кобзона «Поклонимся великим тем годам!)
Учитель. Мы узнали о войне из и писем, из рассказов родственников.
К нам в гости пришел человек, который сам воевал и видел ужасы войны своими глазами.
(Выступление участника Великой Отечественной войны.)
Учитель. Что такое война?
Ученик 1. Война-это разруха.
Ученик 2. Война - это когда плачут дети и старики.
Ученик 3. Война-это очень страшно.
(Встает Маленький Принц, выходит на сцену.)
Маленький Принц. Я понял, Что такое война. Война-это смерть, но я не хочу умирать.
Ведущий 1. И твой друг писатель Сент-Экзюпери тоже не хотел умирать. Он очень любил свою землю, которую топтали сапоги генералов фюрера.
Ведущий 2. Он хотел, чтобы смеялись мальчишки и девчонки, смеялись, словно 500 миллионов бубенцов, и поэтому он отправился в тот полет, который продолжается уже 50 лет.
(Звучит запись песни «Журавли»)
Маленький Принц. Я помогу людям! Люди, слушайте! Я дарю вам звезды-500 миллионов смеющихся бубенцов! Я хочу, чтобы везде был мир!
(Продолжает звучать песня «Журавли». Дети встают, покачивая в руках макеты журавлей.)
Используемая литература
1. Никифорова И. Поклонимся великим тем годам // Воспитание школьников.- 1995.- №2.- С 49.
2. Пашинина И. Русская воинская доблесть // Воспитание школьников.- 1996.- №2.- С 50.
3. Слово о полку Игореве / Вступ. ст. и подготовка древне-рус. текста Д. Лихачёва. – М.: Худож. лит., 1987. – 222 с.
1. Журавлика начинаем складывать с базовой формы Квадрат; 2. Раздвигаем слои бумаги по бокам и делаем три сгиба: загибаем и разгибаем правый и левый края, после чего загибаем и разгибаем верхушку фигуры. Переворачиваем, повторяем то же самое с другой стороной; 3. Аккуратно поднимаем верхний слой ромба и загибаем его кверху. Проделываем это, нажимая по бокам. 4. Переворачиваем фигуру, повторяем то же самое с другой стороной; 5. Раздвигаем по бокам слои бумаги и загибаем бока лицевого слоя фигуры к центру; 6. Переворачиваем фигуру другой стороной и проделываем то же самое, что и в прошлом пункте; 7. Теперь раздвигаем слои бумаги по бокам фигуры и заворачиваем кверху острые нижние концы. Нажимаем по бокам, выравниваем фигуру и отгибаем в стороны, как вы уже догадались, нос и хвост журавлика; 8. Загибаем журавлю нос, расправляем крылья.