Просмотр содержимого документа
«Откуда пришли наши имена»
Откуда пришли наши имена
Тема: Откуда пришли к нам наши имена.
Цель: Дать представление о ценности имени человека и рассмотреть его как часть культурного наследия человечества.
Задачи:
- познакомить детей с историей возникновения имен;
- на доступном уровне показать влияние на этот процесс различных культур, влияние отдельных эпох;
- воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и наследию прошлого.
Оборудование: презентация «Откуда пришли наши имена»; ТСО.
Предварительная подготовка: оформление словарика имен с указанием их происхождения и значения; создание слайд-шоу, сопровождающего все мероприятие.
Ведущий: Отгадав загадку, вы узнаете тему занятия.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет;
Никто ни у кого его не видел,
А у каждого оно есть. (Имя.)
Ведущий: Правильно. Сегодня у нас необычное занятие, тема занятия «Откуда пришли наши имена». У каждого из нас есть прекрасное имя, но не каждый знает его значение. Сегодня нам предстоит раскрыть тайну наших имен, получить больше знаний об именах. Мы будем играть в игры, угадывать викторины, послушаем тайну ваших имен. Родился ребенок. Родители дают ему имя. У каждого из присутствующих есть имя. А зачем оно вам?
(Ответы детей.)
Викторина «По сказкам, назовите героя сказки»
1. Она попала в страну чудес. (Алиса.)
2. У нее голубые волосы. ( Мальвина.)
3. Он попадал в снежное царство. (Кай.)
4. Он ездил на печке. (Емеля.)
5. Она самая прекрасная в русских сказках. (Елена.)
6. Он был на луне. (Незнайка.)
7. Имя самого сильного богатыря. (Илья.)
8. Кто самый мудрый в сказках. (Василиса.)
9. Имя Царевича в сказках. (Иван, Елисей, Гвидон.)
10. Ее брат превратился в козленочка. (Аленушка.)
Викторина «Назови имена сказочных героев»
Ведущий: Начнем занятие со сказок. Назовите имена сказочных героев.
Имя какой сказочной героини произошло от названия меры длины? (Дюйм – два с половиной сантиметра.)
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне и женился на царевне. (Емеля.)
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт. (Федора.)
Была она артисткой,
Прекрасной, как звезда.
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. (Мальвина.)
В Новый год до объеденья
Он ел конфеты и варенье.
Жил на крыше он, бедняжка,
Его звали Чебурашка. (Карлсон.)
Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Музыканта знает всяк,
Его имя… (Шапокляк.)
Ведущий: А вот как придумывал имена для своих героев Николай Носов в произведении «Незнайка и его друзья»: Винтик и Шпунтик – механики, Тюбик – художник, Пончик – повар, Знайка – учёный, Гусля – музыкант, Пулька – охотник, Цветик – поэт.
Игра- аукцион«Кто больше?»
Ведущий: Назвать как можно больше мужских имен, начинающихся с буквы С. (Ответы детей.)
Ведущий: Назвать как можно больше женских имен, начинающихся с буквы Н. (Ответы детей.)
Конкурс «Кто быстрее?»
Ведущий: Ребята у вас на столах карточки. Предлагаю из букв собрать имена.
А, Я, Н, С, Т. (Настя.)
О, Я, К, С, Т. (Костя.)
Дидактическая игра «Назовите полные имена»
Ведущий: Послушайте скороговорки, в которых упоминаются старинные сокращенные имена и, если догадаетесь, то назовите полное имя.
Скороговорки:
У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Семен, Александр.)
Дали Грише простокваши, а Глаше – каши. (Григорий, Глафира.)
Валин валенок провалился в проталинок. (Валентина.)
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки. (Тимофей, Трофим.)
Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку. (Валерий, Валентина.)
Съел Слава сало, да сала было мало. (Вячеслав.) Ест Федька кисель с редькой, ест редька с киселем Федьку. (Федор.) Везет Сеня Саню с соней на санках. Санки - скок! Сеню – с ног! Саню – в бок! Соню – в лоб! С санок все в сугроб! (Семен, Александр, София.) Неделю Емеле прясть короб кудели. А Емеленой дочке – прясть одну ночку. (Емельян.)Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьёт Пашка Тимошкину шавку. (Тимофей, Павел.) Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка и т.д. (Егор.)
Интерактивная игра «Тёзки с растениями»
Ведущий: Некоторые люди тёзки с растениями. Назовите эти имена и растения.
Таинственная страница
Ведущий: Вот послушайте стихотворение и попытайтесь разгадать еще одну загадку:
Сколько имен у подружки, у Оли? Как бы друзья не запутаться тут. Ольгой частенько зовут её в школе, Оленькой папа и мама зовут.
Олюшкой тетя её называет,
Олька — кричит озорник во дворе… Кто же, скажите-ка мне, подсчитает, Сколько имен у подружки моей?
Ведущий: А вы, ребята, догадались, сколько имен у Оли? (Ответы детей.)
Ведущий: Конечно, одно, только в разных вариантах. Одно имя называется полным, а остальные уменьшительными, ласкательными, домашними.
Ведущий: Какое имя полное? (Ответы детей.)
Ведущий: Назовите свои полные имена. (Ответы детей.)
Ведущий: Ребята, а почему «Олька», кричит озорник во дворе? Ведущий: Хорошо ли называть друг друга Юлькой, Петькой, Сашкой?
Дидактическая игра: «Подбери полное имя к сокращенному имени»
Ведущий:Подбери полное имя к сокращенному имени.
Вадя – Вадим, Алик – Альберт,
Саша - Александр, Леша – Алексей,
Леня – Леонид, Паша – Павел, Вова – Владимир, Яша – Яков, Коля – Николай и т.д.
Дидактическая игра «Продолжи…» Воспитатель. Я читаю начало, а вы заканчиваете именем, подходящим для рифмы:
1. Все ребята собирались, В спуске с гор соревновались. Всех быстрей спустился вниз Лучший наш спортсмен… (Денис, Борис). 2. Протекала крыша наша И помог нам мастер…(Саша, Паша), Починил он крышу быстро. Дело мастера боится.
3. Назавтра в школу в 3 класс Подняться надо рано. Ждет утра, не смыкая глаз, Отличница… (Татьяна, Светлана). 4. (Вася, Валя)…. – непоседа. Вертелся до обеда. Достукался, добился, Со стульчика свалился.
Обсуждение результатов исследования: «Почему вас так назвали?»
Ведущий: Ученики нашего класса провели небольшое исследование-опрос на тему: «Почему вас так назвали?». Предлагаю заслушать их выступление.
Выступление детей. Информация «Имена – на ромашке». Ведущий: Вот они – наши имена – на ромашке. Итак, что же они означают и откуда пришли к нам. Начнем по алфавиту (ученики сами рассказывают о своих именах).
Ресурсный круг
Ведущий: Встаньте в круг, передавая сердце (мягкая игрушка), назовите уважительно имя соседа, стоящего рядом.
Рефлексия. Ведущий: Если вам понравилось занятие, и вы получили удовольствие от проделанной работы, то выберите шары желтого цвета, если не понравилось - синего. Дети делают свой выбор.
Ведущий: Расскажете ли вы кому-нибудь о нашей встрече? Ведущий: Кому вы расскажете о ней? (Ответы детей.) Ведущий: Что вас обрадовало? (Ответы детей.)