kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Основы гостеприимства и этикета"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитанность- качество личности,определяющее, прежде всего, в повседневном поведении человека, его отношение к другим людям. В основе такого отношения лежат уважение и доброжелательность к каждому человеку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Основы гостеприимства и этикета"»

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Му­ни­ци­паль­ное казенное об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ное учреждение

«Са­ле­маль­ская шко­ла-ин­тер­нат имени Володи Солдатова»















«Основы гостеприимства и этикета»


(Методическая разработка воспитательного занятия)









Автор: Салиндер Е.Н., воспитатель







Методическая разработка воспитательного занятия по теме:

«Основы гостеприимства и этикета»

Салиндер Елена Николаевна, воспитатель

«Салемальская школа-интернат имени Володи Солдатова»



Цель: Учить основам гостеприимства, познакомить с  правилами этикета.

Задачи: Развитие устной речи, обогащение словарного запаса.

Воспитание доброжелательности во взаимоотношениях детей, культуры  поведения.

Умение приглашать в гости, принимать гостей, развитие творческого воображения.

Формирование знаний о правилах хорошего тона гостеприимного хозяина.



Оформление и реквизиты: Напечатанные слова «гость -  гостеприимство -  хлебосольство»; напечатанные пословицы; музыка; толковые словари В.Даля - 3шт.; ватман; карточки в конвертах; клей;  трафареты чашек; листочки для рефлексии.



Участники:

- хозяева - обучающиеся 3 класса (поселок);

- гости - воспитанники интерната 2-ой семьи.



Ход занятия:

Звучит музыка. Дети сидят за столами. Входят гости.



Восп: Здравствуйте, люди добрые, ани торова.

Если величать, так на пороге встречать,

Добро пожаловать к нам в гости,

Милости просим.

(Гости рассаживаются по местам)

Восп: Ребята-хозяева, к вам пришли гости. Как вы думаете, о чем мы с вами будем говорить? О ком?

(ответы детей)

Правильно, ребята, сегодня наше занятие будет посвящено культуре приема гостей.

Во все времена разные народы любили ходить в гости. А вы знаете, что означает слово «гость»?

( ответы детей).

Восп: Я предлагаю вам найти значение слова «гость» в толковом словаре Владимира Даля.

(Дети работают со словарями)

В толковом словаре Даля дается толкование слова «гость» - это тот, кто навещает кого-нибудь с целью повидаться, побеседовать, вместе провести время. А это означает, если вы собираетесь к кому-то в гости, то должны настроиться на общение с друзьями, вести и поддерживать разговор.

Восп: Но на Руси не только ходили в гости, но и любили встречать гостей.  Гостеприимство - это готовность и желание принимать гостей, угощать их. Как вы думаете, из каких слов  оно образовано?

(ответы детей)

Восп: Правильно от слов «гость» и «принимать»

Хозяева красиво наряжались, украшали свой дом, готовили подарки и угощения. Встречали хлебом-солью. Усаживали в красный угол - самое красивое и удобное место.

Тогда же возникло и слово «хлебосольство». Как вы думаете, из каких слов  произошло это слово?

(ответы детей)

Восп: Правильно, хлеб и соль. В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особенных случаях, даже при царском дворе солонка стояла  ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной  из мер гостеприимства. Хлебосольный хозяин любит угощать своих гостей.  Обряд встречи гостей хлебом-солью означает, что они вступили в дружеские отношения и готовы вместе съесть «пуд соли» Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Недаром говорилось, что «от хлеба-соли» даже царь не отказывался. Обычай диктовал, чуть ли не насильно кормить и поить гостя. Хозяева становились на колени и слезно молили съесть и выпить еще хоть чуть-чуть. В те же времена возникают пословицы и поговорки об этих русских  традициях.

Ребята, а вы знаете такие пословицы и поговорки?

( ответы детей)

А я сейчас хочу предложить вам такую игру: На этих чайных чашках написаны пословицы, которые пришли к нам издавна. Они тоже о гостеприимстве, вы должны собрать половинки чашек, составить  и прочитать их вслух по очереди.

-Доброму гостю хозяин рад.

-Хоть не богат, а гостям рад.

-Не дорог обед - дорог привет.

- Умел гостей позвать, умей и угощать.

-Просим на избу: красному гостю красное место.

- Что есть в печи - все на стол мечи.

Вот вы увидели, сколько  интересного и поучительного в этих высказываниях, как хозяева ждали гостей, готовились к их приходу, даже если гость был нежданным.

Восп: А как вы думаете, откуда произошли эти традиции или правила гостеприимства русского народа?

(ответы детей).

Правильно, с давних времен. Как гласит история, еще древние славяне считали, что человека, вошедшего в дом, первым  делом необходимо радушно встретить, накормить и напоить, чтобы гость  не обиделся и не причинил зла хозяину и его семье. Древние люди считали, что обида и гнев создают вокруг человека, нечто вроде энергетического заряда. Поев в каком -либо доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина дома, но и сам не смел уже причинить ему зла. Таким образом, хлеб и соль, которым встречали и до сих пор встречают по русскому обычаю не что иное, как мирный договор межу хозяевами и гостями.

Восп: Ребята, вы ведь тоже, наверное, любите ходить в гости, а как же в наше время встречают гостей?

(ответы детей)

Восп: Молодцы, правильно, как и прежде, встречать гостя необходимо, как самого близкого человека.

Встречайте гостей не с лестью, а с честью - гласит народная мудрость.

Хорошее настроение, радость, улыбка у хозяев - самое главное при встрече гостей.

Восп: А теперь я предлагаю вам поучаствовать в создании проектов « Я гость» и «Я хозяин»

Наверняка все вы ходили в гости. А кто-то и приглашал гостей, давайте обсудим вместе, как это должно происходить.

Сейчас я вам дам 2 листа ватмана и конверты с карточками, на которых написаны правила поведения гостей и хозяев. Я предлагаю вам расположить их на бумаге так, чтобы всем стало понятно, как хозяин встретил гостей, пригласил их и угостил, чем занял, а потом проводил домой.

А « гость» пришел, как он подарил  подарки, как он вел себя в гостях, а в конце вечера ушел домой.

Вы, как радушные  хозяева, выберите те нормы и правила, которые общеприняты в обществе:

Как правильно пригласить гостей?

(Можно по телефону, письменно или лично  за несколько дней до торжества).

Как встретить гостей?

(Встречаем гостей  у дверей, приветливо, с улыбкой, помогаем раздеться, провожаем в комнату и рассаживаем удобнее, угощаем всем, что есть на столе).

Кто первым садится за стол?

(Первым за стол садится хозяин, т.к. его задача следить за тем, чтобы тарелки гостей не были пустыми).

Чем и как развлекаем гостей?

(Придумываем игры, конкурсы, сюрпризы, можно завести разговор, в котором может принять участие каждый)

Как правильно себя вести при уходе гостей?

(В обязанности каждого хозяина входит проводить гостей до дверей и помочь одеться).

А вы, как воспитанные гости, примените правила хорошего этикета, чтобы хозяева не пожалели о том, что пригласили вас к себе.

Правила поведения в гостях:

Что нужно сделать, если вас пригласили в гости?

(Поблагодарить и готовиться к визиту, готовить подарки и продумать свой наряд).

Прийти вовремя, приходить раньше или опаздывать – бестактно?

Что необходимо при вручении подарка?

Сказать несколько теплых слов?

Как правильно сидеть за столом и когда можно выйти из-за стола?

(Не следует садиться к столу, положа ногу на ногу, класть локти на стол, тянуться за едой через весь стол, выбирать лакомые кусочки).

(Не принято  за столом громко разговаривать, а так же разговаривать с полным ртом).

(Во время еды не следует громко прихлебывать, стучать ложкой по тарелке).

(Не есть ложкой то, что можно есть вилкой).

(Закончив еду,  столовые приборы положить на тарелку, рот и руки вытереть салфеткой).

Как правильно уходить из гостей?

(При уходе попрощаться  с хозяевами, поблагодарить  их за прекрасно проведенное время).

(Ребята наклеивают правила приема и правила поведения, и по 1 человеку рассказывают и показывают, что у них получилось).

Восп: Судя по тому, как вы сделали ваши проекты, вы у нас воспитанные и гостеприимные ребята.

И снова вернемся в те старые, добрые времена.

Как и в нашем проекте, гости за столами  тоже сыты. Но еще одной мерой гостеприимства считалось после угощения   - чаепитие. Считалось, что чем крепче чай, тем дороже гости.

Праздник закончился, хозяева устали, а гости медлят не уходят. Как быть?

Проводить гостей – тоже русское гостеприимство. В старые времена на прощание гостям раздавали пряники «разгоняи» или «Выгонцы». Хороши обычаи, не правда ли? И гости разошлись, и обиды на хозяев нет. На прощание гостю всегда говорили «скатертью дорога», что означает - удачно добраться до дома.

И так, ребята,  что же нужно, чтобы ваш дом считали гостеприимным?

Ответы детей:

Приглашать в дом друзей;

Уметь красиво накрыть стол;

Принимать гостей радушно;

Угощать, не забывать развлекать, чтобы всем было интересно.

Восп: Ребята, а теперь я предлагаю высказать свое мнение о нашей встрече. Мне бы хотелось узнать, что нового и полезного вы для себя возьмете от нашего занятия?

Рефлексия «Уборка в доме»
Цель: Выяснить, получить обратную связь от воспитанников от прошедшего занятия, определение каждым участником, что было полезным, а что было бесполезным.
Материал: три листа большого формата с рисунками, фломастеры.
Проведение:
К стене прикрепляются три больших листа: на первом нарисован чемодан, на втором - мусорная корзина, на третьем – мясорубка. Каждый участник получает три цветных листочка.
На «чемодане» участник пишет то, что он вынес полезного с занятия , заберет с собой и будет активно применять.
На втором листе то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину.
На третьем листе то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то, что нужно ещё додумать и доработать.

(Ребята прикрепляют свои листочки)

Восп: Спасибо вам, ребята.

Ах, как быстро время мчится!

День за днем, за годом год…

Сохранением традиций

Человечество живет.

В прошлом, в нынешнем, грядущем

Роль традиций велика.

И силен народ, несущий

Эту связь через века.

Есть традиции седые –

Мудрость вещей старины,

Есть традиции такие,

Что сегодня рождены.

Так давайте же стремиться,

Чтобы в веке скоростей

Стала лучшей из традиций –

Приглашение друзей!

До новых встреч! С удовольствием жду вас еще раз в гости.

Литература:

  1. А. Самолюк «Исследование традиций русского гостеприимства»

2. Слепцов М.Ф. И снова вечер, и снова вместе… Смоленский областной институт усовершенствования учителей. Смоленск.,1997. – 184с.

3.Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы. Игры, обряды. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 144с.(“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.1)

4. Кузнецова Э.Г. Игры. Викторины, занимательные уроки в школе. Пособие для учителей и родителей./ М.: Аквариум, 1998. - 128с.

5.Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. – 98с.

6.Горбунова Г.Н. “В начале жизни школу помню я” Сценарии. “Издат – школа” “РАЙЛ” М.,1997. – 96с.

  1. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. – 336с.

  2. http://takva.ru/?page_id=72

  3. http://shop.salon-debut.ru/catalogue/good_4084.phtml

  4. http://shop.salon-debut.ru/catalogue/good_4108.phtml

  5. http://900igr.net/kartinki/istorija/Russkij-narod/124-No-russkij-narod-tem-i-otlichaetsja-ot


8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Основы гостеприимства и этикета"

Автор: Салиндер Елена Николаевна

Дата: 05.06.2017

Номер свидетельства: 420443

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая ррограмма по литретатурному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia-rroghramma-po-litrietaturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224087"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438449949"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-kraieviedieniiu-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "224089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438451537"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-po-kursu-osnovy-dukhovno-nravstviennoi-kul-tury-narodov-rossii-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "124438"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414694604"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока по технологии "Подарок для Мухи" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-po-tiekhnologhii-podarok-dlia-mukhi"
    ["file_id"] => string(6) "178931"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424894322"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства