Просмотр содержимого документа
«Обзорная экскурсия Тема: «Историческое место моей Родины» »
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий
г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Конкурс юных экскурсоводов «По малой родине моей»
Обзорная экскурсия
Тема:
«Историческое место моей Родины»
Автор работы: Максимова Мария Анатольевна ученица МОБУ СОШ с. Верхний Авзян
Руководитель: Серегина Ольга Петровна учитель начальных классов МОБУ СОШ с. Верхний Авзян раб. тел.77087
Белорецкий район с. В. Авзян 2014 год
Технологическая карта экскурсии
Тема экскурсии: Историческое место моей Родины
Продолжительность (ч): 2 часа
Протяженность: 7 км
Автор работы: Максимова Мария ученица 8 класса
Краткое содержание экскурсии:Знакомство с историей Авзяна, с
обычаями и традициями населения,
также с положением поселка в
настоящее время.
Маршрут экскурсии: ул. Калинина - ул. Коммунистическая- плотина- ул. Советская – гора «Катушка» церковь ул. Блюхера- Центр
План схема
Вас приветствует экскурсионное бюро МОБУ СОШ с. Авзян. Меня зовут Мария, и именно со мной вы проведете ближайшее время. Готовы вы преодолеть расстояние и, оказаться на моей малой Родине? Да! Тогда я приглашаю вас на хлебосольную Авзянскую землю. В путь, друзья…
Неприметный уголок России С неприметным именем – Авзян. По утрам туман ложится синий, С гор спускаясь, плачет по полям…
Ничего приметного здесь нету: Церковь, школа, колокольный звон. Сотни их разбросаны по свету, Понимаешь, сотни… только он
Всем авзянцам самый-самый нужный, Здесь их дом, история, погост, Здесь народ: веселый, щедрый дружный, Он талантлив, терпелив и прост.
Испокон веков у нас в Авзяне Собирались бабы у ворот, И меха раскинув на баяне, Баянист мелодию ведет.
А за ним, как птицы на деревья, С буя ветром будто нанесло! Друг за другом пляшет вся деревня, Стройным хором все поет село.
Наши парни крепки да плечисты, Обжигают душу, как огонь, Залихватской песней гармонисты! И жива Тимошкина гармонь!
Не приметный уголок России
Ждет частички вашего внимания.
Как в сказке как в тумане синем
Посетим Авзянские края.
Мы на месте. Авзян… Раннее утро, солнце еще не взошло, и улицы пока не проснулись. Жители досматривают свои сказочные сны, а те, кто уже не спит, ютятся в скромненьких домишках около теплой печки, хотя на сегодняшний день это большая редкость. Вот идет женщина в темном платке и скромной одежонке. Она ходила за водой и встретилась с полными ведрами – это добрый знак, значит, путешествие будет интересным и занимательным. В ходе экскурсии нам предстоит познакомится с историей возникновения и развития поселка Верхний Авзян, панораму которого вы видите, кроме того , я поведаю вам о некоторых интересных фактов жизни поселка, без которых его история была бы очень бедной. Сегодня в нашей экскурсии лишь одна остановка Казанская Богородская церковь, приметная с первого взгляда. Очень уж отличается вид храма от обычных зданий. Строгая прелесть и грация линий светлая и радостная раскраска строения, а высоко вверху сверкает, отражая небесный свод, нарядный купол. Этот храм виден издалека. Его не объедешь, не обойдёшь. Куда ни кинь всюду дорога в храм. В своё время даже атеисты говорили: «Если бы здесь не было храма, то его надо было бы построить». В нем гвоздь Верхнеавзянской архитектуры. Музыка в камне или застывшая музыка – так очень часто называют архитектуру.
Возможно, эти слова появились именно тогда, когда человек глядел прекрасный, величественный храм.
Об истории возникновения нашего храма и о его значении в жизни авзянцев я расскажу чуточку позже, а пока еще одно сказочное превращение. Внимание!..
Угадайте, где мы? Правильно, мы перенеслись в прошлое. Прошлое – очень важная деталь для любого храма, здания, для страны в целом, и вообще, для каждого человека. Не зная прошлого, невозможно строить будущее. Вы спросите: «А где же церковь?» Да в старые времена на этом месте находилось кладбище, или городок, «городище». Похоронены здесь первые жители этих мест, работавшие на строительстве Авзянского завода
Возникновение поселка В. Авзяна неразрывно связано с возникновением Авзяно Петровского завода, постройка которого началась в 1753 году с устройства примитивных жилищ и воздвижения плотины. Основателями завода или, так сказать, задумщиками были купец Иван Борисович Твердышев и известный горный промышленник Урала Иван Семенович Мясников. Но скоро они продали начавшийся строиться Авзянский завод графу Петру Шувалову. Дело шло: на дикой земле, загроможденной горами и густо заросшей лесом, началась каторжная строительная работа. По неезжеными дорогам было нелегко добраться до места, доставить припасы, а еще труднее в таёжной глуши сам завод. Требовалось большая рабочая сила. На строительстве Авзянского завода использовались крепостные крестьяне, беглые люди, а также башкиры. Но их не хватало. Тогда Шувалов и Твердышев стали покупать крепостных крестьян в центральных губерниях. И потянулись на лошаденках в далекую Башкирию крестьяне из Пензенской, Рязанской, Нижегородской губерний – первые жители Авзяна. Время шло. Строительство завода продолжалось, рабочие почти обосновывались на новом месте. Своим чередом: люди женились, рожали детей, умирали, радовались и горевали вместе, вообщем уже считали себя одной большой семьёй, а рядом была церковь.
Церковь – это корабль, в котором верующие спасаются среди волн житейского моря. Церковь сопровождает верующего христианина всю жизнь. Здесь его во младенчестве крестят, сюда он постоянно несет свои радости и боли, здесь молится за своих близких, приносит покаяния несет свои радости и боли, здесь молится за своих близких, приносит покаяния в грехах и получает их отпущение. А главное, как считают верующие, через богослужение они входят в таинственное общение с Богом и получают благодатные силы для праведной жизни. Такие силы авзянцам дарила церковь, построенная в 1788 году. Поставить её решили на возвышенном месте, чтобы видно было отовсюду. Деньги строительство церкви выделил господин Демидов Василий Евдокимович. Отец его, Евдоким Никитич Демидов, стал владельцем завода в 1760 году, а затем передал его своим сыновьям Василию и Ивану. В то время церковь представляла собой здание с колокольнею, внутри и снаружи отштукатурено прочно. О её предшественнице известно немного, а именно следующее. Емельян Иванович Пугачёв, беглый донской казак, решил объявить себя царем Петром Федоровичем, и это решение нашло горячую поддержку яицких казаков. Ближайшим соратникам Пугачева было не столь важно, подлинный ли это царь или самозванец. Важно, что в манифесте провозглашённом перед походом, казаки награждались рекой Яиком с вершин до устья сенокосными угодьями, свинцом и порохом, денежным и хлебным жалованием, то есть тем, что или полностью или частично было утрачено. Но было лишь в одной руке у Пугачёва, а в другой – разорения, пожары, виселицы, сотни мертвых и раненых. В шестой главе произведения «История Пугачёва» А.С. Пушкин сообщает: «Пугачёв коего положение казалось отчаянным, явился на Авзяно Петровских заводах.» Из этого же источника мы узнаём, что «…в разных церквах были грабежи, а в некоторых и в царские ворота входили…, да сожжены церкви: на Саткинском заводе, в пригороде Осе…, в Авзяно- Петровском заводе», а также а также Пугачёвым будто бы повешены на улице Кукарка приказчики и шесть расходчиков. После визита в Авзян Пугачев начал действовать быстро и решительно».
Каменное же здание, красующееся перед нами, начали строить в 1850 году. И как заводы ставили по последнему слову техники, так и новое храмовое хозяйство устроили по высшему тогдашнему евростандарту. Храм в плане имеет вид креста, дающего вечное спасение. Церковь венчает глава с крестом, который говорит о том, что это храм христианский и в нем прославляется распятый на кресте Господь Иисус Христос. Над нашим храмом одна глава – в честь Господа Иисуса Христа. Проектировал церковь заводской архитектор Николай Захаров. Кирпич для строительства производили на небольшом заводе, находился он между Нижнем и Верхним Авзяне. Строили храм не торопясь, мастеровой не имел право перерабатывать норму. Логика подобного отношения к труду была следующей: перерабатывает норму – значит спешит – значит плохо работает. В 1877 церковь была достроена.
Колокольня достигала высоты 40 метров. Главный колокол, по воспоминаниям старожилов, было слышно аж за 15 километров. Тогда здесь служили два священника и один диакон. А население Авзяно – Петровского завода составляло около 11000 человек.
Заводом в то время владел отставной поручик, грек национальности, Дмитрий Егорович Банердаки; он купил его в 1859 год у Тимашева. В что говорит Ведомость о церкви Казанской Божией Матери, Стерлитаматского Уезда, Авзяно Петровского завода от 1912 года: « Здание каменное с таковою ж колокольней оградой, внутри и снаружи отштукатурено, внутри окрашено. Заведена опись церковному имуществу, хранится в целости Престолов в церкви три – главный в честь Казанской Божией Матери и придельные во имя Святого Чудотворца Николая и Великомученика Дмитрия Солунского.» Такой она стоя еще бы годы и годы. Но в советский период белокаменной красавицы наступили черные дни.
В 1923 году власти попытались закрыть Казанскую церковь, однако верхнеавзянцы не позволили сделать это. Но уже 14 февраля следующего года церковь была все-таки закрыта. На эту дату указывает «Протокол заседания церковного совета в Авзяно-Петровском приходе», который хранится в архиве у нынешнего настоятеля.
Согласно этому «протоколу» церковники сами, якобы, высказались за закрытие церкви и передачу церковного имущества сельсовету.
Это, конечно же, чепуха, потому что под «протоколом» нет ни одной подписи членов церковного совета.
Понятно, что этот «документ» был сотворён самими же властями для того, чтобы придать факту насильственного закрытия церкви и грабежа церковного имущества этакий «законный» характер: мол, сами попросили. Такую тактику большевики использовали довольно-таки часто.
Долгое время при Советской власти в здании церкви распологался клуб. Колокольня и купол были полностью разрушены, уничтожены фрески, переделаны на мирской лад оконные проёмы и нарушена совершенно уникальная система отопления храма.
В подвальном помещении церкви сохранилась относительно небольших размеров печь, которая, трудно поверить, отапливала весь храм. Рядом с печью находится чугунный котёл, из которого нагретый воздух поступал в так называемые тепловые ходы, проложенные внутри стен и под полами. Ходы эти «окнами» выходили под огромный купол, наполняя его горячим воздухом. Остывая, воздух уже по другим ходам возвращался в котёл. Так, совершенно естественно, без каких-либо вспомогательных механизмов работала эта система отопления, и авзянцы вспоминают, что зимой в церкви было очень тепло («Босиком на службе стояли!»).
Когда в здании церкви расположился клуб, власти посёлка распорядились соорудить там аж четырнадцать голландских печеё… Любят же у нас, однако, всё переделывать на «заморский манер»!.. Кстати, зимой в клубе всегда было холодно.
Последним настоятелем нашей церкви перед самым ее закрытием был отец Матфей Яковлевич Федоров.
Старожилы вспоминают, что это был добрый, красивый и весёлый человек. Жена о.Матфея – Мария Георгиевна – была родной сестрой белорецкого священника, настоятеля Свято-Троицкого храма о.Вячеслава Евфорицкого. У о.Матфея и Марии Георгиевны было семеро сыновей. Жили они около церкви.
Вот что говорится о Матфее Яковлевиче в «Ведомости о церкви Казанской Божией Матери за 1912 год»: «Настоятель – священник Матфей Яковлевич Федоров, от роду 31 год, награждён в 1910 году 12 апреля набедренником, образование получил в Уфимской Духовной Семинарии, в каковой и окончил курсы в 1905 году».
А вот, что вспоминает про батюшку Н.А.Лисовский, который в тридцатые годы жил в Верхнем Авзяне: «На моей памяти бессменным священником у нас был добросердечный отец Матфей, с достоинством выполнявший свой пастырский долг, потому и пользовался признанием и любовью прихожан. Он был награжден наперсным серебряным крестом.
Помню, с каким, бывало, трепетным чувством говорила мама, возвращаясь из церкви: «Ах, какую сегодня батюшка проповедь читал!»
Жена отца Матфея была городской, и среди ее приданного было пианино. В тридцатые годы за неуплату индивидуального обложения к сроку пианино у них было конфисковано. Его поставили в избе-читальне. Однажды зимним вечером посетители читальни, среди которых был и я, были свидетелями прихода туда о.Матфея и матушки. Они попросили разрешения у библиотекаря поиграть на пианино. «Пожалуйста, пожалуйста», - ответил тот. Матушка развернула ноты и стала играть. Потом за инструмент сел батюшка. Он залихватски сыграл «Вдоль по Питерской», потом тихо-тихо «Вечерний звон». Этот музыкальный вечер был для него прощальным. Вскоре его, как говорили тогда в народе, забрали и увезли туда, откуда возврата уже не было.
Ну а пианино перевезли в школу, потом в клуб. Никто на нем не играл – не умели. И стояло оно, как мебель».
Как гласит вышеуказанная «Ведомость», в Верхнем Авзяне было две церковноприходские школы. Одна находилась на Базарной площади. Школу так и называли – «базарная». В ней учились только мальчики. Открыта она была в 1896 году. Чуть выше этой школы распологалась ещё одна, где учились только девочки. Эта школа открылась в 1895 году.
Было в Авзяне и двухклассное училище Министерства народного просвещения (так называемая «министерская школа»). До пожара в этом здании распологается музыкальная школа.
Старожилы вспоминают, что рядом с церковью находилась ещё одна церковно-приходская школа. В этом здании сейчас распологается детский сад.
Лет 50 этого бриллианта откалывались куски и пускались на ветер. Форменным образом так и поступали то кусок купола, то колокол , то камни из основания если смогли отбить сбрасывали по склону холма вниз, а там их народ подбирал и пускал на всякие нужды. Спасибо победила лень. Умаялись разрушители, слишком много сил отнимала дурная работа. Не придумали большевики такое кайло, что раз и готово. Старая режимная кладка оказалась крепче. А пущай стоит, есть, и пить не просит: И стояла почти полвека на верхушке самого высокого авзянского холма эта разутая, раздетая, с непокрытой головою гордая храмина, помня прежних и будущих хозяев. И дождалась …
С 1992 года это опять церковь. Несколько лет назад одна строительная компания построила колокольню и купол. Восстановление церкви пытались проводить наиболее целесообразного её использованию с непременным соблюдением главных условий: сохранение архитектурного облика и историко – художественной значимости, создания оптимального режима использования. Вид церкви после восстановления изменился. Несмотря на самые лучшие намерения, возможности реставраторов оказались не безграничными и из-за досадного просчета в здании появилась трещина. В результате этого вместо планируемых трёх колокольных ярусов возвели только два, от постройки последнего отказались в целях безопасности , да и денежные средства отсутствовали. Последнее условие явилось также причиной недоработки внутренней отделки храма. Войдем в церковь. Как известно, христианский храм внутри делится на три части: алтарь, собственный храм, где стоят молящиеся, и притвор. У нас же, как видите большая часть храма пока не задействована. Служба проходит вот в этом небольшом отгороженном помещении. Алтарь является главной частью храма, в нем важнейшие церковные богослужения, прежде Божественная Литургия. Алтарь устраивается выше других частей храма, он знаменует особый горный мир, где особенное приветствие Бога. Самая главная часть алтаря, самое святое и таинственное место в храме – святой Престол, знаменующий собой Престол Невидимого Бога, место таинственного присутствия Самого Иисуса Христа. Престол также называют жертвенником, потому что на нем приносится жертва весь мир – Святое Тело Христово. В нашей церкви только один престол в честь Иконы Казанской Божьей Матери.
Как вы думаете, куда, прежде всего любой человек в церкви обращает свой взор ? Правильно, к иконам. Большие и маленькие, яркие и нарядные, новые потемневшие от времени , они украшают приделы храма и иконостас. Но не в размере и в не нарядности ценность иконы. Часто оказывается, что самая неприметная с виду самая чтимая. А ведь любой верующий ценит икону не за её древность или цену. Она, занимающая почетный красный угол в доме, для него - воплощение Бога или его учеников. Перед нею он молится, обращаясь к Спасителю , Богоматери , святым, поверяя им свои беды, помыслы, желания. А сколько жарких, из сердца идущих молитв слышат каждый день образа в любой церкви! В переводе с греческого «икона» означает образ - образ Иисуса Христа, Богоматери и святых. Не сам Бог, а его изображение. Поэтому люди молятся не иконе, а тому кто на ней изображен. Находящие в церкви или дома иконы освещаются святой водой. Считается, что через это освящение иконе сообщается благодать Святого Духа, и она числится как святая. А теперь рассмотрим иконы нашего храма. Над Царскими вратами – икона Тайной вечери. По правую сторону от Царских врат Спасителя, по левую – Божьей Матери. В ряду иконостаса изображены двенадцать главных праздников: Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения Господня, Крещения Господня, Вход Господня в Иерусалим , Преображение Господня, Вознесения Господня, Святой Троицы, Успения Пресвятой Богородицы Воздвижения Честного Креста. Несмотря на такое обилие икон, на службу ходят не многие, авзянский приход бедный.
Солнышко заходит и темнеет день; От горы упала на селенье тень. Лишь церковный купол солнцем озарен, И открыта церковь и несется звон. ..
Звон колоколов – предвестник будущего возрождения. В жизни церкви являются необходимейшей принадлежностью. Колокольный звон призывает верующих к богослужению, а не присутствующим в храме возвещает время совершения особо важных частей богослужения. В давние времена вечевой колокол сзывал новгородцев псковитян на вече- народное собрание. «Всполошным» или набатным звоном поднимали людей в случае пожаров или нашествие врагов. В трагические для Отечества дни колокольный звон призывал народ на защиту Родины. При победе над неприятелем, при возвращении войска с поля брани обычно били во все колокола. Удары колокола указывали заблудившимся в ненастье путникам. Выполняя особо важные функции, колокола являются неотъемлемой частью церкви. Колокольный звон имеет глубокий духовный смысл и значение: он приготовляет нас к богослужению, благодатно воздействует на душу, отрывает мысли от земли, наполняет христианина радостным и светлым чувством небесной гармонии.
Колокольный звон, таким образом, является основной частью Православного Богослужения
Видно вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола
Сколько вынес, пережил сотворил наш поселок, сколько радости и бед им было познато, а это чудо продолжает жить , похожее на чистой воды бриллиант на телогрейке промотавшегося дурковатого и спившегося наследника, который непонятно почему получил такое богатство, а цены и применения ему не знает.
Люблю я службу в сельском храме. Открыты окна, воздух льет; По лику образа, по раме Тихонько бабочка снует.
Вот и прошло наше путешествие. Вы познакомились с моим селом, подробно узнали о истории нашего бриллианта. Ещё много и много можно говорить об исторических местах, памятниках моего родного села. Ведь в этом году 260 лет со дня основания. День рождения Верхнего Авзяна отмечался 22 июня в день Казанской иконы Божией Матери – покровительницы села с давних времен. Ну, а это уже совсем другая история!
Список литературы
Петров Г.Н. Из прошлого Авзяна
Прозаические жанры русского фольклора. Москва, Высшая школа, 1983 г.
Пушкин А.С., История Пугачёва, Москва, 1983 г.
Русские свадебные песни сел Башкирии Магнитогорск 2000 г.
Историческое прошлое и настоящее с. Верхний Авзян материалы школьного архива.
Интернет источники.
И явь, и старые предания видио материалы БТК, И Калугин 2001 г.
Топонимика родного края. Исследовательская работа В. Авзянской средней школы.