Просмотр содержимого документа
«Нравственные отношения в коллективе»
«Нравственные отношения в коллективе»
Ход занятия:
I. Вступление.
- Этот мир многогранен и тесен, Человеку непросто в нём жить. Так, чтоб обществу был он полезен, Мог дружить и, конечно, любить. И какой бы он ни был натуры, В шутке, в юморе меру чтоб знал, Категории «долг», «честь», «культура» Без условий всегда понимал. А поможет ему разобраться И поверить в себя самого Наша ЭТИКА, - вдумайтесь братцы, Мы ж теперь изучаем её.
Ведущий: - Как вы поняли из стихотворения, о чём мы будем говорить сегодня на этой встрече?
Ответы детей.
II. Работа с понятиями
Ведущий: - Тема нашей встречи «Нравственные отношения в коллективе».
Прежде, чем мы перейдём к разговору по теме, давайте вместе подумаем над значением отдельных слов, похожих, но и не совсем понятных:
ОБЩЕСТВО
ОБЩЕНИЕ (слова вывешиваются на доску)
- По вашему мнению, что означает слово «общество»? (Ответы детей)
- Да, совершенно верно, общество - это окружающие нас люди. А кто нас в первую очередь окружает? (На доске постепенно в соответствии с ответами детей, оформляется следующая схема).
- Как понимаете смысл слова «общение»? (На доске оформляется схема)
- Итак, подведём итог, общество - это группа людей, чем-то объединённых;
Общение - процесс взаимодействия двух и более людей.
III. Беседа по основной теме
- Мы живём среди людей, и мы одни из всех живых существ имеем уникальную возможность говорить, слушать, спорить, шутить, т.е. общаться друг с другом при помощи речи. Это очень здорово, но в тоже время, и трудно. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
- Для чего люди общаются? (Ответы детей).
- В разговоре всегда участвуют как минимум двое- говорящий и слушающий. Нередко они меняются ролями. Для каждого из них существуют определённые правила, помогающие поддерживать интерес к беседе и собеседнику. Какие это правила могут быть?
- Общение начинается с установления контакта. Умение устанавливать контакт, находить «общий язык» с человеком, необходимо нам для приятного и полезного общения. Но с этим умением человек не рождается- это результат длительной и настойчивой работы над собой. В развитии этого умения мы сейчас и потренируемся.
IV. Практическая часть
1) Упражнение «Здравствуйте, мне очень нравится…»
- Вам предстоит сейчас проиграть в парах приветствие и установить контакт с соседом. 1 вариант в паре вступает первым в беседу со 2 человеком, при этом обязательно начинает разговор с фразы: «Здравствуй, мне очень нравится…». Беседуете потом 2 минуты.
- Затем по сигналу 2 вариант начинает разговор с 1 соседом, также начиная беседу с фразы: «Здравствуй, мне очень нравится…». И тоже беседуете 2 минуты.
Выполнение и обсуждение упражнения.
- Расскажите, как у вас начиналась беседа?
- Какие у вас сложились впечатления от одной и той же фразы?
- Легко ли было устанавливать контакт? Почему?
- Что вы поняли из этого упражнения?
- Не надо бояться начинать разговор первым- обычно такая активность не бывает наказуема. Правда, при условии, что тебе есть что сказать по делу и момент для разговора подходящий.
2) Просмотр и обсуждение ситуаций.
- О других правилах общения узнаем из школьных рассказов-зарисовок(инсценировки)
1 история «Давай-давай рассказывай».
За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У неё был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте?- громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай рассказывай!- подскочила к ней Наташа.
- Что случилось? Почему слёзы?- закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоумённо пожали плечами.
Обсуждение истории:
- В чём была их ошибка?
- Кто виноват в случившемся? Чем виновата?
- Что бы ты сделала на месте Кати?
- Какое правило общения можно извлечь отсюда? (Проявляй уважение и такт по отношению к людям).
2 история: «Чепуха, а не наклейки».
Папа подарил на день рождения Вове с подарком новые наклейки. Он показал их своему приятелю Славе и радостно сообщил:
- Вот какие наклейки. Редкие и красивые. Тебе нравятся?
- Да у меня таких навалом! - захохотал Слава. - Что в них такого особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх, ты! Тоже мне, коллекционер! И твой отец хорош - в наклейках не разбирается! Чепуха, а не наклейки! Вот хочешь, я тебе покажу мои?
Но Вова не захотел. И потом ещё три дня со Славой не разговаривал…
Обсуждение истории:
- Как вы думаете, почему?
- Какие ошибки допустил друг?
- Как можно было поступить, даже, если такие марки у тебя есть?
- Итак, верно, с собеседником нужно разговаривать и вести себя вежливо, доброжелательно и внимательно. В противном случае, получится как в пословице: «От одного слова да навек ссора».
- А вы знаете какие-нибудь пословицы на тему «Общения»? Расскажите, пожалуйста.
3) Упражнение «Пословицы» (в группах)
- У меня тоже приготовлены для вас несколько пословиц, но они рассыпались на части. Помогите мне их собрать. Собирать будете в группах по 4 человека. (Каждой группе выдаётся набор из разрезанных пополам пословиц). Время работы 4 минуты.
Говорил день до вечера, а слушать нечего.
Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
Не смейся над старым: и сам будешь стар.
Доброе слово лучше мягкого пирога.
- Почему так в народе говорят?
- О каких правилах общения, мы узнали из этих пословиц?
Дети выделяют правило из каждой пословицы, ведущий дополняет ответы.
1. Постоянно болтать без умолку (тем более о себе), не давая собеседнику вставить ни одного слова неприлично. Таких хвастунов, пустых болтунов в обществе не любят.
2. В беседе важно выслушивать людей, не перебивая. Нельзя с ходу отвергать всё или оспаривать каждую мысль собеседника. Всё, что говорит собеседник, для него очень важно, если даже вам это кажется второстепенным.
3. Нельзя смеяться и обсуждать пожилых людей, ведь неизвестно, каким ты сам будешь.
4. Старайтесь говорить собеседнику искренне добрые, приятные слова. Доброе слово, сказанное вовремя, продлевает жизнь человеку. И вам вернётся вдвойне добром.
4) Игра-инсценировка «Достань игрушку»:
- А теперь мы сами поучимся говорить приветливо в конкретной ситуации. Эту ситуацию мы сейчас разыграем, и для этого мне нужны 3 человека: 2 мальчика и 1 девочка. (Участники выбираются из детей неуравновешенных, резких.)
- Представьте такую ситуацию: «Вы гуляете с другом на улице и вдруг слышите, как кто-то плачет. Это девочка, младше вас, уронила куклу в яму».
- С какими словами можно обратиться к девочке? (Участники предлагают и проигрывают свои варианты, ведущий дополняет ещё своими).
Что случилось, девочка?
Мы можем тебе чем-то помочь?
- С какими словами девочка может обратиться за помощью?
Извините, пожалуйста, мне нужна ваша помощь.
Не могли бы вы мне помочь…
Помогите мне, пожалуйста.
- Как предложить помощь?
Да, мы можем помочь.
Да, мы сейчас поможем.
Это в наших силах.
- Какими словами можно поддержать девочку, пока товарищ достаёт куклу?
Я представляю, что ты сейчас переживаешь. Наверное, сильно испугалась?
Не волнуйся, Вася справится с этой задачей. Всё будет хорошо!
Можно отвлечь девочку от этой ситуации, заговорив с ней о других её любимых игрушках.
- Достали куклу. Как выразить благодарность и похвалить за труд, помощь?
Спасибо, вы спасли мою любимую куклу.
Спасибо, как здорово снова обнять свою куклу.
Здорово у вас это получилось. Вы - молодцы!
V. Подведение итогов
- Давайте вспомним все правила общения в коллективе, о которых говорили сегодня.
- Почему без правил никак нельзя обойтись и нужно их соблюдать?
- Эти правила - как дверь в общество, в котором вы будете всегда приняты и рады вам!
(Вывешивается на доску лист ватмана в форме дома, а основные правила общения напечатаны на отдельных листах, изображающих двери).
- Возьмите листок у вас на парте и напишите следующее предложение: «Сегодня я понял(а), что …».
- Дополните предложение самостоятельно и приклейте листок на наш дом. Он будет нам напоминать о нормах общения.
(Листок-стикер, вырезанный в форме лица мальчика и девочки заранее лежит у каждого на столе).
Пословица в крыше:
ПРИВЕТЛИВОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ - золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец.
Правила общения (на дверях):
Не бойся начинать разговор первым. При этом ВАЖНО выбрать подходящий момент для разговора.
С собеседником НУЖНО разговаривать и вести себя вежливо, доброжелательно и тактично.
Говорить только о себе неприлично.
Также НЕЛЬЗЯ говорить без умолку, не давая другому вставить ни одного слова.