Просмотр содержимого документа
«Открытый воспитательский час "Научите свое сердце добру"»
Научите свое сердце добру.
Цели:
-формировать у детей представление о доброте, как важном нравственном качестве человека;
-помочь детям разобраться в самих себе и научить, лучше понимать других людей;
-научить ценить добро и самим делать добро по отношению к окружающим.
Оборудование: музыкальный клип Барбарики «Что такое доброта; изображение сердце группы, ларец добродетелей, мультимедийная презентация, запись песни «Дорогою добра» сл. Ю.Этнина, муз. М.Минкова.
Словарная работа:
Доброжелательность- желать добро;
Добросердечность- доброе сердце;
Добродетель- делать добро.
Добрый день! Когда произносим мы эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, и мира, и радости. И ваше сердце открывается для искренних и добрых людей. И так наш воспитательский час называется
«Научите свое сердце добру»
Сердце я тебя люблю,
Сердце, я тебя молю,
Дай мне света и тепла,
Дай мне счастья и добра.
У меня есть волшебные бусинки. Я подойду к каждому ,и вы выберите ту бусинку, которая вам больше нравится. Берегите эту бусинку, до конца нашего занятия. А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза, улыбнитесь обязательно от души, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверно, потому, что здесь собрались добрые сердечные люди. Мы знаем, как от добрых слов возникает прекрасное человеческое чувство-ДОБРОТА. Ведь мы знаем, что доброта-это солнце, которое согревает душу человека.
Давайте все вместе прочитаем слова известного русского писателя М.Пришвина.
«ВСЕ ХОРОШЕЕ В ПРИРОДЕ-ОТ СОЛНЦА, А ВСЕ ЛУЧШЕЕ В ЖИЗНИ-ОТ ЧЕЛОВЕКА»
Почему все хорошее в природе от солнца?
Солнце дает тепло и свет, а все живое (растение, птицы, бабочки животные) стремится к теплу
Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, то есть солнце дает жизнь на земле. А все хорошее, что существует на земле, создано хорошими людьми и зависит от нас, от нашего отношения к близким и незнакомым людям, от нашей доброжелательности и добросердечности .Ребята, внимательно прочитайте эти слова. Доброжелательность… подумайте, из каких двух слов оно образовано? Добро желать. А слово Добросердечность - доброе сердце.
Чтобы делать людям хорошо, какими положительными качествами нужно обладать? (Слова ,характеризующие настоящего человека: смелость, скромность, вежливость, справедливость, честность, внимательность, трудолюбие, искренность, доброта).
Мы можем называть много положительных качеств человека, но на первое место ставим ДОБРОТУ.
Как вы думаете, что же это доброта?
В своем словаре Сергей Иванович Ожегов дает такое определение: «Доброта-это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.»
То есть каждый должен иметь доброе сердце, добрую душу, добрые слова, добрые дела.
А как вы думаете, где живет доброта?
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос ,где можно услышать такие добрые слова.
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по комнатам доброта,
Утро доброе у нас,
Добрый день, добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты?
В доме столько доброты?
А где можно услышать часто эти слова? ( а где вы живете? Здесь вы чувствуете доброту по отношению к вам? А именно в чем?)
Ребята, Надежда Дмитриевна ничего доброго для вас не делает? Вкусно кормят в столовой, купили новую мебель, коврики, паласы, на все этажи телевизоры, сколько новых красивых вещей у вас, всего не перечислишь, что делает доброго и хорошего для вас Н.Д. Что делают доброго и хорошего для вас воспитатели и учителя. А как к вам относятся наши воспитатели, учителя, Анастасия Семеновна и Татьяна Владимировна?! Ведь, все взрослые заботятся о вас, любят и желают только добра. А в ответ, что вы должны делать? (Хорошо учиться, не нарушать правила поведения учащихся, слушаться взрослых, не обижаться на них, уважать их и никогда не проявлять злобное отношение к ним.)
Ну, конечно же, доброта живет в нашем интернате.
А теперь послушайте такую историю и постарайтесь ответить на вопрос «Прав ли Саша?»
Саше всегда покупали все, что он попросит. Но однажды Саша попросил в магазине плеер, но мама сказала: «У меня сейчас на это нет денег! Деньги нужны бабушке на операцию». А Саша обиделся и сказал: «Какая ты злая!»……
Прав ли Саша? Нет, он думает только о себе и не подумав, обидел маму и бабушку.
-Ребята, какие слова могут обидеть? -Злые, грубые, оскорбительные, которые иногда слетают и из ваших уст
Так вот, прежде чем что-то сказать окружающим, подумайте: не обидит ли их ваше слово?
Обидное слово сказать не спеши,
Не разобравшись в деле .
Душевная рана бывает больнее
Тяжелой раны на теле
Рана от занозы заживает, и следа не остается. А рана от обидных слов заживает , но глубокий след оставляет. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. А что в народе говорят по этому поводу? Какую пословицу здесь можно применить?
«Слово лечит, слово ранит».
Но ранить может только слово, но и поступок, поведение. Поэтому особенно надо быть добрым и внимательным к своим родителям. Ведь каждый родитель всю свою любовь дарит своему ребенку, хочет сделать его счастливым .
-А кто самый добрый и заботливый человек для вас в семье?
-Мама.
Как она заботится о вас?
-Почему говорят: «Около солнца – тепло, около матери - добро?
Около солнца никогда не бывает холодно, и около матери никогда не жди зла.
-А как вы заботитесь о своей маме? Как помогаете ей в домашних делах?
(До прихода родителей с работы можно выполнить очень много домашних дел: навести порядок в квартире, вымыть посуду, купить в магазине продукты, постирать рубашку или кофточку, почистить ботинки, сходить в детский сад за младшим братом или сестрой.)
-Какая радость отразится в глазах матери, отца, если вы, дети, своевременно и по собственной инициативе возьметесь выполнять часть домашних дел.
-Радость любви и благодарности.
Многим в жизни мы обязаны своим мамам. Почему? Потому что она дала нам жизнь, и у нее самое лучшее сердце, самые ласковые и добрые руки. И сколько бы нам не было лет, мы всегда будем помнить о ней. Берегите своих матерей и не забывайте поздравить с праздником и помогать, говорить добрые слова. Будьте добрым сыном, доброй дочерью до самой старости.
. Доброе слово, произнесенное от души,- это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение. Доброе слово, как весенний ветерок, разгоняет серые тучки. А как их надо произносить?
-Ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь.
-ДОБРОТА-вещь удивительная она сближает нас, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, от душевных ран и не прощенных обид. ДОБРОТА –это сказочный цветок, которое может расцвести в душе каждого человека. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.
-А как можно показать свое дружелюбие, согреть других своим поступком? Подарить хорошее настроение друзьям при встрече. -Улыбкой.
А сейчас, встаньте, пожалуйста, улыбнемся и подарим друг другу свои ладошки, вместе с ладошкой и частику своего сердца.(Воспитатель прикасается к левой ладонью со словами: «От сердца к сердцу всю свою любовь тебе передаю! » Это прикосновение ладони воспитателя , передается по кругу и возвращается вновь к воспитателю.) Это наш круг добра «от сердца к сердцу» Я сейчас передаю вам сердце нашей группы , а вы, передавая друг другу , будете говорить ваши добрые пожелания:
- желаю счастья и добра всем детям с самого утра!
-я желаю всем здоровья,
- я желаю всем радости,
-я желаю всем солнечного дня,
-я желаю всем веселых игр,
-я желаю всем хорошего настроения,
-я желаю добрых друзей,
-я желаю быть всем красивыми душой,
-я желаю всем счастья,
-я желаю всем любви,
-я желаю добрых снов,
- я желаю добрых поступков,
-я желаю мирного неба над головой,
-я желаю иметь свой дом .
Чувствуете, как по - особенному ,тепло и уютно стало в классе. Это вы своими добрыми взглядами , улыбками, добрыми пожеланиями согрели его. И так чем наполнилось сердце нашей группы.
Сердце нашей группы наполнилось вашими добрыми пожеланиями, улыбками и любовью.
А теперь повторяйте за мной:
Пусть наша добрая улыбка (руки к губам)
Согреет всех своим теплом, (руки к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед)
Делиться счастьем и добром (руку в сторону)
Молодцы! Как приятно чувствовать руку друга. Мне очень понравились ваши добрые, сердечные комплименты, и в знак благодарности хочу подарить вам сказку, садитесь на стульчики по удобнее, послушайте внимательно и постарайтесь дать совет жителям этого государства.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были дети: Катюшеньки, Андрюшеньки, Светочки и Сашеньки, Оксаночки и Наденьки и Сереженьки, Риточки и Ванечки, Женечки и Леночки. Жили, росли, многое знали, многое умели. Побеждали в соревнованиях, были замечательными артистами, дома были любимыми детьми. Но почему-то не было счастья в их царстве-государстве. Каждый день плакали девочки, плакали мальчики. Не могли справиться с руками своими: махали ими направо и налево. А с языков у них срывались слова нехорошие: обзывали друг друга, не прощали чужих промахов, не забывали чужих обид. И каждому казалось, что его боль важнее. Все ходили обиженные, и каждый просил : «Не обижай меня», но никто его не слышал.
-Ребята, что посоветуем этим детям? Что нужно изменить в этом государстве?
-Быть внимательным, чутким, терпимым друг к другу.
-Протянуть руки помощи другу.
-Научиться дружить друг с другом.
Надо ли брать пример с человека, у которого в душе грубость, эгоизм, злость, недоверие к людям?
-Нет, мы думаем, что они встанут на правильный путь и сделают верный выбор.
– Как вылечить этих детей?
Добрыми словами и добрыми поступками.
Ссоры и конфликты с товарищами, которые часто происходят из-за неумения договориться, желания обратить на себя внимание мешают жить дружно. – Что нужно для того, чтобы счастье поселилось в этом государстве?
- Доброта и понимание, дружелюбие. Нужно научиться делать добро другим. В этом царстве дети все разные, и у каждого есть свои достоинства, и свои недостатки. Кому то прекрасно дается учеба, у кого -то отлично получается любая ручная работа, кто то превосходно чувствует людей, и их настроение, умение помочь и утешить, кто то мудр своей добротой. Никого не нужно считать глупее себя, ни над кем не надо смеяться, и ни о ком злословить. Если кому-нибудь в другом человеке что-то не нравится, нельзя открыто проявлять к нему неприязнь, потому что человек будет чувствовать себе одиноким, отверженным. То, как мы будем воспринимать друг друга, зависит только от нас. Замечая в других только недостатки и ошибки, мы тем самым способствуем тому, что человек потеряет веру в свои собственные силы, что он станет еще хуже. И наоборот, подчеркивая хорошие стороны человека, мы помогаем ему стать еще лучше, добрее. Чтобы быть по - настоящему добрым, надо помнить одно простое правило: «НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО , ЧТО БУДЕТ НЕПРИЯТНО ТЕБЕ
Итак, ДОБРОТА-это лекарство от многого, и прежде всего, от грубости, от драк и жадности, от всего дурного. А нашей группе нужно такое лекарство?
-Да, очень нужно.
А теперь заглянем в наш ларец добродетелей ,то есть ларец добрых дел. Как вы думаете, что там?
-Кто желает произнести заветные слова: «ЕСЛИ Я ХОЧУ СТАТЬ ДОБРЕЕ, МНЕ НУЖНО НАУЧИТЬСЯ…?»
(По мере произнесение этих слов детьми из ларца вынимаются и прикрепляются к доске слова)
-помогать там, где нужна моя помощь;
-понимать другого;
-заботиться о близких;
-выручать друзей в беде;
-не ссориться;
-улыбаться тем, с кем общаешься;
-сочувствовать;
-уметь радоваться успехам товарищей;
-быть отзывчивым;
-охранять природу;
-заботиться о братьях наших меньших животных и птицах;
-научиться прощать,
-научиться дружить.
А для чего нужна доброта?
Доброта нужна для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
-Ребята, как вы думаете, легко ли быть по -настоящему добрым?
А сейчас, продолжите фразу-«Добрый человек- это тот;
-кто любит людей;
-готов в трудную минуту прийти на помощь;
-любит природу и бережет ее;
-вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим;
- кто всегда доброжелателен к людям;
-кто думает не только о себе, но и о других,
-добрый человек умеет дружить,
-добрый человек никогда не хвастается,
-никогда не обманывает
- кто способен чувствовать радость и боль другого человека как свою личную,
-учитывает чужие интересы,
-поддерживает в трудную минуту,
-не ударит слабого.
Итак, добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой- дурное.
- Действительно, быть добрым одновременно и легко, и совсем не просто. Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем воспитывать в себе доброту. Доброта начинается с любви к людям, к природе.
-Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добро не ищут»- гласит народная пословица. Хорошо бы научиться, искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды или награды. Если вы научитесь этому - вы настоящий человек. Но, к сожалению, среди нас есть и такие, которые делая добрые дела, ждут выгоды для себя, например, кому-то помогли донести тяжелую сумку и ждем при этом вознаграждения. Это разве добрый поступок?! Добрые поступки –это, когда ты это делаешь от души, от всего сердца.
-Вы должны помнить, что на все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к сверстникам, младшим, а также быть добрым по отношению к животным, к природе! Антон Павлович Чехов обратился к вам, к младшему поколению, с такими словами: «ПОКА ВЫ МОЛОДЫ, СИЛЬНЫ, И БОДРЫ, НЕ УСТАВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!»
Доброта делает человека, каким?
- Обаятельным, красивым.
Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.
- Приведите примеры доброго отношения людей.
( Люди здороваются друг с другом, помогают в беде, выражают сочувствие, поздравляют с праздником, дарят цветы, помогают пожилым, помогают животным.)
- Какие добрые поступки совершили вы?
(Помог донести тяжесть, ходил за хлебом для соседки, помог маленькому другу перейти дорогу, починил парту, ухаживал за цветами.)
Какие добрые дела вы можете сделать в группе?
-Не обижать других и не обзывать, помогать другим в учебе, не радоваться чужой двойке, чужому горю, не огорчать воспитателей, учителей.
Слайд. Наши добрые поступки.
-Вова, какое чувство ты испытал , когда поздравил Анастасию Семеновну?
-Делать добро очень приятно и радостно.
Делая добро ,человек чувствует радость, делая зла- страдает.
Всем приятно ваше внимание и уважение.
-Алена поливает цветы, она любит цветы и заботится о них.
-Все растения, животные и птицы нуждаются в вашей защите, им нужна ваша забота.
А здесь, что вы делаете?
Сажаем смородину , чтобы оставить добрую память , чтобы кто –то мог кушать ягоды и ему будет приятно.
-Очищая запасные выходы, мы заботимся о своей безопасности и безопасности всех, кто живет и работает в интернате.
Если человек делает добро не только себе, но и другим, то это добро обязательно к нему вернется.
ДОБРОТА- стремление человека дать счастье всем людям.
Сердце нашей группы наполнилось нашими добрыми поступками. Благодаря ,добрым делам мы становимся лучше и добрее. Значит, становится лучше и тем, кто с нами рядом живет, все самое красивое создано добрыми мыслями и руками.
.-Каким вы представляете себе сердце доброго человека?
-Сердце доброго человека большое, чистое, светлое, несущее доброту, дарящее ласку, идущее на помощь всем, любящее и сверкающее от любви ко всем людям и к природе, великодушное, отзывчивое.
Сердце доброго человека всегда отзывается на все, что происходит вокруг него. Это значит, что человек с добрым сердцем стремится помогать другим не только словом, но и делом. -А как вы думаете, что за ключики могут открыть ваши сердца? Слайд.
Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый? (доброта, улыбка вежливость , честность, скромность, дружелюбие.) Это и есть, ключики, которые открывают ваши сердца.
- Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?
-А как вы понимаете слова: «Красоту уносят годы, а доброту не унесут».
-С годами красота теряет свою силу, а доброта остается навсегда. Можно ли стать добрым на время? – Нет
То есть надо быть добрым человеком и не время от времени, а всегда в детские годы, в юности, в зрелом возрасте, в старости.
Если мы друг к другу будем добры, внимательны, будем творить больше добрых дел, то добро победит мир. Ведь основное назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З – "Земля", М – "Мыслите", Л – "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала.
Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!
Пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь.
Есть солнце большое - оно на небе. А есть маленькое солнце, это солнце спрятано в каждом из нас и согревает душу, надо помочь ему вспыхнуть. Это- наша доброта.
А где же на самом деле живет доброта?
Доброта живет в наших сердцах. Она очень нужна и вам самим, и вашим папам и мамам, и просто тем, кто вас окружает. Пусть в вашем сердце всегда живет доброта.
Добрые сердца - это сады
Добрые слова - это корни
Добры мысли - это цветы
Добрые дела -плоды
Так заботитесь о своем саде и не позволяете ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами добрыми делами..
Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите кулачок и приложите к сердце, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого воспитательского часа. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг другу, помогает находить то доброе, что есть в душе каждого человека. (Кто готов откройте глаза).
А теперь бусинки нанизываем на одну нитку. Посмотрите, какое чудесное ожерелье получилось. Пусть это ожерелье символизирует наш дружный коллектив, нас много, мы все разные и каждый из нас красив по своему Каждая бусинка существует отдельно, и в тоже время они связаны друг с другом , так и человек не может и не должен быть оторван от коллектива, от общества в котором он живет. У каждого своя жизнь, свой характер. А соединяет нас крепкая нить доброты, дружбы и взаимопомощи. Все мы нуждаемся в общении, поддержке, любви .
Я хочу, чтобы вы тоже были добрыми, сплоченными и дружными, как эти бусинки, чтобы эти отношения у вас остались надолго.
Давайте закончим наш воспитательский час в кругу радости следующими словами:
«Твори добро на всей земле,
Твори добро другим на радость!»
А нашим добрым воспитателям
Желаем счастья и добра
А я сегодня, благодарю всех за теплый доверительный разговор, за добрые умные мысли, за творческое отношение к работе. И всегда желаю идти по жизни «Дорогою добра»