Просмотр содержимого документа
«Научить своё сердце добру.»
Научить свое сердце добру
Цель : учить своё сердце добру, слышать его голос; развивать кругозор, умение слушать и слышать; воспитывать любовь к природе, защищать её.
Оборудование: карточки со словами: интеллект, нравственность, мораль; 3 высказывания; 4 видеосюжета; музыка: И. Матвеенко «Не рубите, мужики!», А. Пахмутова «Раненая птица в руки не давалась»; музыкальная заставка «В мире животных»
Ход мероприятия
Н а доске слова:
Интеллект Какое слово вам хорошо знакомо?
Мораль, нравственность
Что оно означает? (нравственность)
Нравственность - это правила поведения, необходимые человеку в обществе.
А кто сможет объяснить значение слова интеллект?
Мыслительная способность ( т.е. способность мыслить) . А мораль? Подумайте, соответствует ли это правилам поведения?
«Природа дала в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу «как оружие против близких» (Аристотель)
Через некоторое время другой философ (ученый –мыслитель) Гегель разовьет эту мысль таким образом:
«Когда человек совершает тот или другой нравственный поступок, то это еще не высоконравственный добродетель; добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой. (Гегель)
Учитель: Всё верно, человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания. Качества эти не врожденные, и их нужно воспитывать.
Учитель: И наше мероприятие называется «Научить свое сердце добру»
Ученик: А могу ли я чувствовать чужую боль, как свою собственную, могу ли я делать добро, не раздумывая, не рассчитывая получить что-то взамен? Вот мы сейчас и узнаем. Из душного города мы выезжаем на природу.
Видеосюжет 1 (природа своего края)
Песня
Солнце светит
Ярким светом
Над Аткарском и вокруг
Почему же люди летом
Отправляются на юг?
А в Аткарске водятся лещи
Водятся грибы, ягоды, цветы
Лучше места даже не найти.
Видеосюжет 2(лес)
Природа встречает нас радушно. А как радушно она нас встречает?
Здравствуй, лес дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовой?
Что ты шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Заходите в лес!
Лес не только для нашей забавы,
Он-богатство нашей страны
Все деревья в нем, люди, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Ученик: И вот из леса мы вышли на полянку. Да, полянка, ничего себе, вся в цветах
Видеосюжет 3.
Представим простую ситуацию. Она будет своеобразным тестом на человечность. Только я уверен, все кинутся рвать их.
(Разбросаны цветы по полу. (дети рвут) И действительно так и вышло.
Мы в букет собрали
Маки жаркие,
Много незабудок голубых,
А потом цветы нам
Стало жалко
Снова в землю посадили их
Только ничего не получается
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
ВСЕ: Без корней они расти не станут!
Учитель: Да, ребята, цветы всегда трогательны и беззащитны.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад-
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
К.Жанэ.
Учитель:Срывая цветок без надобности, помните, что цветы, как люди плачут, и доверчиво на них глядят.
Видеосюжет 4 (полянка, на которой берёзки)
Ученица: Ребята, отгадайте, что это?
Стоит красавица на поляне
В белом сарафане,
В зеленом полушалке
Летом она цветет, зимой греет,
Настанет весна, потечет слеза
(Береза)
Ученик: Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Ты до того , березонька, красива
И в полдень жаркий, и в час росы
Что без тебя немыслима Россия
И я не мыслим без твоей красы.
Танец: «Во поле березонька стояла»
Ученик: Но как бывает на природе, нас охватила жажда.
И что же? Мы кинулись на березовый сок.
Кору березы рассекли
Глазком живым чернела ранка,
И слезы чистые текли
В поставленную кем-то банку.
Ученик: И вот отведав березового сока, мы возвращаемся в город. И что же осталось после нас?
Все так изранено в лесу,
Как после войны,
Здесь уцелевших не найти
Ни ели, ни сосны
Березу ножиком пырнул
Какой-то живоглот
Мне кажется из-под коры
Моя слеза течёт.
Учитель:Вернувшись с природы, какой ы сделали вывод?( под музыку Любэ «Не рубите, не губите деревца»
Вы услышали крик души певца:
Не рубите , не губите деревца
Рады гнёздышка грача
Не рубите сгоряча
Мне себя совсем не жаль
За Россию печаль.
Ученица: Хорошо, когда человек слышит голос своего сердца, самого точного и беспристрастного свидетеля наших поступков.
Учитель: Ребята, вспомните последние строчки из сценки «Белая черемуха»
Птицы на родину мчатся уверенно, зная, что помнит их каждое дерево. Но не только дерево, но и мы с вами.
Ученица: А замечали ли вы , какой радостью наполняется наше сердце, когда в морозное утро вы сыплете на подоконник теплые крошки, а воробьи и синички с удовольствием их клюют?
Дощечка и четыре планки
Кормушка есть, к чему вопрос?
Насыпал зернышки вразброс
Клюёт, стучит лесов беглянка
А, может, это SOS морзянки
О том, как гибелен мороз?
Ученик: Говорят, одна и та же птица в разное время может быть то полезной человеку, то вредной. А по – моему, все пустое, мне кажется, что самая маленькая птаха-это теплый кусочек Родины. Как же не любить её? Мысль о небе заставляла уральских шахтеров брать с собой под землю весёлых канареек. Петр I, когда строил северную столицу, велел наловить певчих птиц в средней полосе России и выпустить их на берегах Финского залива. Пусть люди радуются пению родных птиц. Красота-она всем нужна.
Странные вещи происходят на белом свете: с одной стороны, мы хвалимся достижениями науки и техники а с другой –вынуждены говорить о поступках безнравственных и позорных, которые не должны иметь место в жизни.
Я предал пса,
Что был ко мне,
Как добрый человек
И друг большой.
Я подарил его
Как дарят вазу, забыв, что он с понятьем и душой.
Своей судьбе он покорился молча,
Но глянул мне в глаза с тоской!
А у чужих всю ночь он выл по –волчьи,
Бросая вызов совести людской.
Он звал меня. И я его услышал,-
Я тоже был с разлукою знаком,-
И вот он у меня под боком дышит
И руку лижет вязким языком.
Но что тут скажешь?-
Рабская натура!
Давно ли от обиды голосил?
Но хоть бы раз в отместку или сдуру
Меня по - зверски укусил.
Учитель: Да, собака – это друг человека. Да, а что интересного вы могли ещё добавить про четвероного друга?
Ученик: Собаке за верную службу не раз ставили памятники. В Санкт-Петербурге есть такой монумент.
Ученик: Цена жестокости это рубль, доллар? И да, и нет! Её нельзя вычислить на счетах.
Сценка: «Помни, мы в ответе за нашу природу» (на фоне музыки)
Мне вспоминать об этом горько,
Но я не вспомнить не могу:
Гнедая кобылица Зорька
Паслась на пушкинском лугу.
Вокруг нее, такой же масти,
Играл и путался у ног
Смешной, глазастый, голенастый
С волнистой шерстью сынок.
Она густой травы наелась,
Стряхнула гриву с головы.
Ей поваляться захотелось
В прохладной свежести травы.
Весь день она возила сено,
Звеня колечком под дугой,
Согнув точеное колено
Одной ногой, потом другой.
В истоме легкости и лени
Предзакатного тепла
Она склонилась на колени
И на бок медленно легла.
Заржала радостно и сыто,
Собой довольная вполне,
Над брюхом вскинула копыта
И закружилась на спине.
Откуда знать было кобыле,
Что на некошеном лугу
Вчера здесь гости были. Пили.
И пели в дружеском кругу.
А кто-то с «мудрою» ухмылкой,
В хмельной беспечности удал,
Бутылки бил пустой бутылкой
И в воздух горлышки бросал.
Дрожит кобыла стертой холкой,
Всей кожей с головы до ног.
И конюх ржавою карболкой
Ей заливает красный бок.
Стекает кровь из рваной раны
В мою горячую строку.
И ребра, как меридианы,
Сквозь кровь белеют на боку.
М. Дудин
Учитель:«Помни , мы в ответ за нашу природу!»
Раненая птица в руки давалась(музыка)
Раненая птица птицей оставалась
Этот сон давнишний до сих пор мне снится-
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы; рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц-не небо!
Ведь море без рыб – не море!
А земля без зверей- не земля!
Люди –исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди - человеки, страны и народы.
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться.
Пусть расправит крылья раненая птица!
Учитель: Ребята, сделайте вывод.( Жестокость всегда приводит к трагедии. А от неё, к сожалению, гибнет все живое).
Ученик: Я думаю, сегодня мы сумели подняться на целую ступень выше зверей и птиц. Мы воспитали в себе человеческие чувства: душевную отзывчивость, сознание своей ответственности перед другими, готовности прийти на выручку.
Ученик: Люди, берегите добро в своем сердце! Не дайте злу взять верх над добром, загубить его.
Учитель: Помните: от того, куда приведет эта борьба, зависит не только чья-то жизнь, но и ваша судьба.
Ученик: А мне кажется, если человек хоть раз от души сделал добро незнакомому человеку – это уже человек. Значит, доброта- это средство совершенствования человека, это оружие, страхующее нас от грядущих бед, гарантия процветания всей планеты.
Ученик: Да, от нас с вами пока мало что зависит. Но ведь мы порой решаем вопрос: пожалеть, к примеру, лягушку или растоптав её спокойно пойти дальше? Лягушка мыслит не умеет… Что о ней беспокоиться?
Ученик: У каждого живого существа есть свое законное место. Истребив ту же лягушку, планета будет больна. Так же точно, как заболел бы каждый из нас, если бы у нее в крови пропали какие-нибудь ферменты. С этой точки зрения вообще любое существо точно так же ценно, как и человек.
Такова жизнь, человек не может отменить её законы - так он отменил бы самого себя.
Учитель: И мне, ребята кажется, что у вас сегодня получилось научить свое сердце добру. Наши сердца сегодня учились быть добрыми. Сохраните этот урок в своей памяти!
Звучит музыкальная заставка из программы «В мире животных»