« Научись себя беречь »
Цель: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности.
Форма: беседа с элементами практикума.
Участники: учащиеся класса, классный руководитель.
Подготовительный этап: классному руководителю необходимо подготовить памятки-рекомендации для учащихся, наглядный материал по различным аспектам безопасного поведения детей. Желательно пригласить на классный час представителя МЧС. Готовясь к классному часу, учащиеся получают задания начертить схему микрорайона проживания.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя:
Жизнь каждого человека бесценна. Начиная с раннего возраста каждого ребенка необходимо учить сознательному и ответственному отношению к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих людей. Потому правила безопасного поведения в школе, на улице, в быту, на природе должны стать неотъемлемой частью жизни детей.
Для того чтобы учащиеся смогли оценить отношение к себе и окружающим в вопросах безопасности, предложите следующий тест:
1. Можете ли вы без взрослых допоздна гулять на улице?
2. Пробовали ли вы сигареты, алкоголь?
3. Можете ли вы уйти из дома, не проверив, выключена ли вода, электро-, газовые приборы?
4.Считаете ли вы, что правила дорожного движения всегда соблюдать не обязательно?
5. Можете ли вы прогуляться по тонкому льду?
6. Можете ли вы искупаться в незнакомом водоеме?
7. Можете ли вы выполнить просьбу незнакомого человека принести в школу какой-нибудь неизвестный предмет?
8. Часто ли вы прогуливаете школу?
За каждый ответ «да» поставьте – 5 баллов, «нет» - «0».
Если вы набрали хотя бы 5 баллов, будьте уверены, что вы не научились ценить свою жизнь и жизнь окружающих людей.
Целесообразно объяснить учащимся смысл понятия «безопасность», которое дается в словаре С.И. Ожегова: «безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».
Существует 3 вида опасности:
- природные;
- техногенные;
- социальные.
Работа в микрогруппах
Учитель раздает карточки, на которых написаны названия:
Ураган
Наводнение
Терроризм
Войны
Солнечная радиация
Алкоголизм
Наркомания
Учащимся, необходимо самостоятельно определить, к какой группе опасностей они относятся, и объяснить свою точку зрения.
Рядом с человеком находятся потенциальные, т.е. возможные опасности. Чтобы потенциальные опасности не превратились в действительные, нужно учиться распознавать опасности, предотвращать их.
Далее логично предложить учащимся оценить с точки зрения безопасности микрорайон, в котором они живут и т.д.
Задание можно несколько усложнить, предложив ребятам на заранее начертанной схеме «Микрорайон, в котором я живу» отметить специальным значком места, представляющие опасность для детей.
Далее учитель предлагает обсудить учащимся памятки безопасности:
Правила поведения в общественном транспорте
- Ожидай транспорт только на остановках, которые обозначены указателями, не выходи на проезжую часть.
- Садись в автобус, троллейбус, трамвай и другие транспортные средства только после их полной остановки. Посадка обычно производится через задние двери, а высадка – через передние.
- Не прыгай в автобус, трамвай на ходу, не цепляйся за них сзади, не стой на выступающих частях и подножках машин.
- Войдя в салон, пройди в середину, не останавливайся на площадке.
- Если есть свободное место, займи его, не стой в проходе. Помни! Передние места отводятся пассажирам с маленькими детьми, инвалидам и пожилым людям.
- Не шути, не разговаривай громко. Не отвлекай от работы водителя. Не высовывайся из окон.
- Если нужно выйти на ближайшей остановке, заранее перейди поближе к выходу.
- Выходи из транспорта только после полной остановке.
- Трамвай обходи спереди, а автобус сзади.человеком находятся потенциальные, т.е. акой группе опасностей они относятся, и объяснить свою точку зрения.
м аспектам безопа
Правила пожарной безопасности
- Не применяй самодельные электрические приборы и предохранители, не пользуйся электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.
- Не включай в одну розетку большое число потребителей тока, не используй неисправную аппаратуру, не пользуйся поврежденными розетками.
- Не накрывай и не обертывай электролампы и светильники бумагой, тканью, не пользуйся электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов, не оставляй без присмотра включенные электрические приборы.
- Не загромождай коридоры, лестничные площадки и эвакуационные люки на балконе мебелью и различными материалами, не устраивай в квартире мастерскую и склад.
- Не оставляй без присмотра топящуюся печь.
- Не играй со спичками, зажигалками, бенгальскими огнями, петардами: может произойти пожар.
- Соблюдай осторожность при использовании предметов бытовой химии. Легко воспламеняющиеся и горючие жидкости храни в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов.
Если в доме пожар
- Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда они исходят.
- Вызови пожарную охрану по телефону 01.
- Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.
- Немедленно покинь помещение, иди в сторону, противоположную пожару.
- Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетке.
При выходе через задымленный коридор
- Накройся мокрой плотной тканью (полотенцем, одеялом).
- Дыши через мокрый носовой платок, ткань, одежду.
- Двигайся к выходу прогнувшись или ползком – внизу дыма меньше.
Если выйти из помещения невозможно
- Вернись и плотно закрой входную дверь.
- Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.
- Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.
- При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.
Правила пользования электроприборами
- Не прикасайся к оголенному, плохо изолированному проводу; не дотрагивайся до включенного электроприбора мокрыми руками.
- Не пользуйся неисправными электроприборами.
- Не пользуйся электроприборами в ванной.
- Не играй вблизи электроподстанций, на чердаках и в подвалах, около электрощитов.
- Не подходи к упавшим на землю проводам ближе, чем на 15 м.
Правила пользования опасными веществами и средствами бытовой химии
К средствам бытовой химии относятся моющие, чистящие, дезинфицирующие средства, средства борьбы с бытовыми насекомыми и защиты растений, клеи, лакокрасочные материалы.
По степени опасности препараты бытовой химии бывают:
Безопасные – на упаковке отсутствуют предупредительные надписи;
Относительно безопасные – на упаковке есть предупредительные надписи, например, «Беречь от попадания в глаза»;
Ядовитые – на упаковке есть надписи «Яд» или «Ядовито»;
Огнеопасные – на упаковке есть предупредительные надписи «Огнеопасно», «Не распылять вблизи открытого огня» и т.д.
Как избежать отравлений препаратами бытовой химии
- Никогда не пользуйся незнакомыми препаратами бытовой химии.
- Не пей жидкости из незнакомых бутылок и банок.
- Не пользуйся спичками и открытым огнем рядом с банками и бутылками с резким запахом.
- Храни химические вещества в закрывающихся шкафчиках.
- Увидев, что краску или лак перелили в другую бутылку, сделай на ней предупредительную надпись.
- Храни аэрозольные баллончики в вертикальном положении в прохладном месте. Не распыляй их содержимое вблизи открытого огня.
Как не стать жертвой преступника
- Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.
- Не соглашайся идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину, как бы он тебя не уговаривал и чтобы не предлагал.
- Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе.
- Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.
- О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.
Как не стать жертвой мошенников
- Никогда не принимай предложения совершить сомнительную, по твоему мнению, сделку, даже если она кажется очень выгодной.
- Приобретая дефицитный товар с рук, встречайся с продавцом там, где можно спокойно и без спешки рассмотреть или примерить приобретаемую вещь.
- При покупке, прежде чем отдать деньги, еще раз просмотри товар, расплачивайся, не выпуская его из рук.
- Не доверяй свои вещи посторонним людям.
- Не принимай участия в сомнительных розыгрышах призов и лотерей, особенно на улице, в переходах, у метро, на вокзалах, рынках.
- Никогда не играй в азартные игры, даже с друзьями.
- Не вступай в игру, правила которой тебе недостаточно хорошо известны.
- Никогда не соглашайся на нарушение этики и закона.
Как уберечься от падения и ушибов
- Не высовывайся из открытого окна: совершенно неожиданно у тебя может закружиться голова, и ты упадешь вниз.
- Когда быстро бежишь, не забывай смотреть под ноги, иначе ты не заметишь какой-нибудь предмет, о который можно споткнуться и упасть.
- Никогда не прыгай с большой высоты.
- Когда сбегаешь вниз по лестнице, держись за перила; если ты соскользнешь со ступеньки, перила не дадут тебе упасть.
- Прежде чем залезть на стул, позаботься о том, чтобы кто-нибудь стоял поблизости и мог подстраховать тебя.
Правила поведения на воде
Общество спасения на водах (ОСВОД) более 100 лет учит граждан России самым простым правилам безопасности поведения:
- не нырять в незнакомых местах; не заплывать за буйки;
- не выплывать на судовой ход и не приближаться к судам;
- не хватать друг друга за руки и ноги во время игр в воде;
- не плавать на надувных матрасах или камерах;
- не умеющим плавать купаться только в специальном оборудованных местах глубиной не более 1, 2 м;
При пользовании лодкой (катамараном, водным велосипедом) запрещается:
- отплывать далеко от берега;
- вставать, переходить и раскачиваться в лодке;
- нырять с лодки;
- залезать в лодку через борт.
Если тонет человек
Сразу громко зови на помощь: «Человек тонет!»
Попроси вызвать спасателей и «скорую помощь».
Брось тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.
Если хорошо плаваешь, сними одежду и обувь и вплавь доберись до тонущего.
Подплывай к тонущему сзади, хватай за шею или волосы и плыви с ним к берегу.
Не давай схватить себя утопающему.
Если утопающий ушел под воду – запомни ориентиры.
Если тонешь ты
Не паникуй.
Сними с себя лишнюю одежду, обувь, кричи, зови на помощь.
Ляг на спину, расслабься, сделай несколько глубоких вдохов.
Прочисти нос, проглоти воду, несколько раз сделай вдох-выдох.
Если зацепился под водой при нырянии – не рвись, постарайся освободиться от того, что мешает.
При судороге ноги:
Задержи дыхание, и ущипни сведенную мышцу несколько раз;
Расслабь сведенную конечность;
Плыви к берегу.
В заключительной части классного часа предложите учащимся сделать выводы по обсуждаемой проблеме.