На западном склоне Уральских гор, среди бесконечных лесов и полей Лысьвенского района уютно расположилась татарская деревенька Аитково на берегу реки Шаква. На самом видном месте красуется Аитковская средняя общеобразовательная школа, где обучаются наши дети. В ней как- то по-особенному тепло и уютно. В этой школе училась я сама, а теперь со своими коллегами - единомышленниками работаю, творю. Здесь работают замечательные педагоги по призванию. В ее стенах живет музыка, живут традиции нашего народа.
Мы живем в татарской деревне, поэтому чтим татарское культурное наследие. Глубокое и систематическое изучение духовной культуры татарского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой.
Наша школа многие годы работала над сохранением и возрождением национальных традиций, обычаев.
«… Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21 веке. Если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.»
Д.С. Лихачев.
Советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор.
У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились еще в древности – несколько столетий или даже тысячу лет назад. Все вокруг: деревни и города, вещи, одежды, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают и продолжают жить. Ибо праздники – это праздники сердца, души народа. Татарские праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг другу.
Живя в своей деревне, мы понимаем, что наш родной край – край песенный, поэтому стремимся формировать у детей устойчивый интерес к песенному и танцевальному народному творчеству, учим их исполнять на детских музыкальных инструментах несложные татарские мелодии, воспитываем желание принимать участие в народных праздниках. А у нас их немало. Это и «Сабантуй», «Казэмэсе» (Гусиная помощь), «Сюмбеля», «Навруз» и т.д.
Уже который год с школьниками проводится праздник «Навруз» с целью возрождения и сохранения национальных традиций в современных условиях, познакомить детей с одним из фольклорных праздников мусульман, его спецификой проведения, с музыкальным оформлением, песнями о весне, о труде, о тружениках, с народными танцами, пословицами, поговорками, играми.
В дни Навруза добрые ангелы - фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили - чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут. Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом Обязательно стирается одежда, особенно детская - ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть.
В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. Устраивают концерт, на улице организовываются игры, состязания, готовится вкусная каша. По традиции праздника на донышке тарелки оставляют кашу и бросают птицам (воронам), чтобы они были сыты, не трогали с полей зернышки и чтобы хороший уродилсяурожай.
Главная задача проекта – это пробудить интерес у детей к фольклорному празднику, посредством музыки показать всю красоту, многогранность культуры татарского народа.
Воспитать у ребенка уважение к людям труда, понимать события окружающей жизни, картины природы, как через выразительные музыкальные средства передаются чувства людей, их настроения, ритмы труда. Ведь музыкальный язык, обогащенный национальными интонациями легко воспринимается детьми и находит эмоциональный отклик в сердце ребенка. Это воспитывает у детей высокое чувства патриотизма, гордости за себя и за свою малую родину. Воспитать всесторонне развитого гражданина страны – это и есть актуальность проекта.
Сабантуй
Это народное гулянье имеет многовековую историю. Впервые об этом празднике упоминается в записках арабского посла от 921 г. нашей эры, который приезжал в земли башкир и татар для изучения их традиций, быта.
Слово "сабантуй" происходит от тюркских лексем "сабан" - плуг и "туй" - праздник. Отмечается он в июне в честь завершения весенних посевных работ. Это мероприятие является национальным и любимым, в его праздновании принимают участие и дети, и взрослые.
Сабантуй отмечается каждый год, он не проводился только в те периоды, когда шли войны или были тяжелые времена у народа.
На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. Самая любимая забава всех джигитов - куреш, борьба.Кульминация состязания - борьба между двумя непобежденными джигитами. Победитель куреша (батыр) получает главный приз – живого барана.
Еще одно основное состязание - конные скачки.Это праздник еще и веселый, поэтому довольно часто проводятся шуточные конкурсы, игры, состязания.
Народное гулянье захватывает всех, его любят и взрослые, и дети. Изначально, эта традиция сохраняется и сегодня, торжество начинали именно ребятишки. Они первыми принимают участия в состязаниях, с удовольствием играют в народные развлечения. Поэтому Сабантуй стали проводить еще и отдельно для детей в школе.Отмечают праздник в начале лета, когда начинаются школьные каникулы, кроме того, детский Сабантуй совпадает с Международным Днем защиты детей. Народные гулянья ребятни учитывают все традиции этого торжества:
•Накануне собирают подарки для победителей, обходя дома соседей, родственников, хороших знакомых. В качестве презентов выступают все те же платки и полотенца, а также могут быть игрушки, сладости и другие вещи.
•Основной праздник состоит из различных состязаний, игр, в которых мальчишки и девчонки соревнуются в ловкости и силе.
•Традиционно проводится конкурс талантов. Дети с удовольствием поют, танцуют, читают стихи. Всем участникам вручаются подарки.
Праздник Сабантуй находится под защитой ЮНЕСКО как шедевр устного наследия человечества, ведь он - настоящий драгоценный камень национального единства и дружбы.
Праздник «Сюмбеля» - это древний праздник Урожая. Дань не только богине плодородия, но и тем, кто с ранней весны и до черной осени работает на земле.
Праздник "Сюмбеля" отмечают в день осеннего равноденствия. В это время урожай убран, осенняя посевная уже закончена. Люди выходили в поле, играли, пели песни и плясали. С этим праздником связана красивая легенда: в деревне выбирали самую озорную, острую на язык светловолосую девушку, одевали её в национальной костюм, выводили в поле или на площадь и там задавали ей каверзные вопросы о предстоящей зимовке, о том, каким будет следующий год, чего ждать земледельцу. К предсказаниям Сюмбели прислушивались даже старейшины, за хорошее предсказание аплодировали со словами "Пусть твоё предсказание осуществится!". Считалось, что Сюмбеля обязательно должна иметь светло - желтые волосы, потому что они - символ осени и золотых колосьев.
Современная интерпретация праздника Сюмбеля – это знакомство местного населения, как детей, так и взрослых, с обычаями осеннего народного календаря и превратить обычный Праздник Урожая в национальный праздник с красивым названием «СЮМБЕЛЯ».
Каз эмэсе – Гусиные помощи
Фагит Габдурахимович Асанов, местный краевед, бывший директор школы и основатель школьного краеведческого музея, пишет: «Издавна татары любят разводить гусей, причем в больших количествах. Подушки, наполненные пухом, перины — символ достатка в семье, обязательная часть приданого невесты. Самым вкусным мясом у татар считается гусятина. Из нее делают самые всевозможные блюда. Ценится и гусиный жир, как кулинарный, так и лекарственный продукт при обморожениях и простуде. Если в доме живет молодой человек или девушка на выданье, то в хозяйстве оставляют пару гусей на свадьбу. Гусиные "помощи" являются значительными событиями в семье. Это общение, веселье, случай показать себя. Пришедшие на «помощь" женщины постарше присматриваются к девушкам, выбирая мысленно невест порасторопнее. Общипанных гусей девушки на коромыслах несут мыть на ближайший родник. Хозяйка дома ждет девушек с готовыми блинами на гусином жире. Вечером приглашают на кашу, сваренную на гусином бульоне. Поют, играют, веселятся».
В сфере досуга каждый народ имеет право выразить себя через национальные традиции, которые являются регуляторами поведения и деятельности человека. Татарское население Лысьвенского района, имея богатую историю, находясь далеко от исторической родины, сумело не потерять эти традиции, сумело где-то сохранить, где-то модифицировать этот интеллектуальный, духовно-творческий и нравственный потенциал народа и передать последующим поколениям.
Понимание культурного наследия и воспитания бережного отношения к нему необходимо развивать с дошкольного возраста. Приобщение молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.
Спасибо за внимание!