kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наследие казахского просвещения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выдающийся представительказахского просвещения, педагог, филолог, переводчик, этнолог Ыбрай Алтынсарин

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наследие казахского просвещения»

«Наследие казахского просвещения» - 2 ноября – 175 лет со дня рождения Ыбрая Алтынсарына (1841-1889) выдающийся представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, организатор ряда школ, переводчик: библиотечный урок-портрет Слайд №1

КГУ «Школа-лицей №14» отдела образования Абайского района

Презентация-конспект

Слайд №2

Цели: раскрыть биографический портрет выдающегося казахского просветителя, педагога, переводчика, фольклориста, этнографа Ы.Алтынсарина

Задачи: расширить кругозор юных читателей в области казахского литературного наследия


Библиотекарь: Сегодня вы приглашены на библиотечный урок-портрет, посвященный казахскому просветителю 19 века, составителю казахского алфавита, первому создателю киргизско-казахского учебника, организатору ряда первых школ в степных аулах, переводчику с русского и арабского на казахский язык – Ыбраю Алтынсарину, в этот юбилейный год ему исполнилось 175 лет со дня рождения.

«Песни Алтынсарына, его глубоко содержательные беседы и новеллы написаны на высоком художественном уровне и в истории казахской литературы явились новыми как по содержанию, так и по форме»

С.Сейфуллин Слайд №3


«Вся моя жизнь состоит в просвещении для киргизов»,- утверждал Ы.Алтынсарин

Биография:

Слайд №4

В три года, когда его отец погиб в бою с отрядом Кенесары Касымова, стал жить с дедом – бием Балгожа Жанбурчином, в нынешней Костанайской местности. Дед самостоятельно обучал мальчика арабской и русской грамоте. В девять лет стал учеником первой школы-интерната для казахских мальчиков, открытой в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии.

Самостоятельно изучил произведения классиков мировой литературы – У.Шекспира, И.Гёте, Д.Байрона, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, А.Фирдоуси, И.Низами, А.Навои и др.

Слайд №5

Брал частные уроки и пользовался обширной библиотекой известного ученого-востоковеда председателя Оренбургской Пограничной комиссии В.Григорьева, изучал русскую литературу и труды великих мыслителей Западной Европы.

Слайд №6

В 1857 г. Алтынсарин в шестнадцать лет окончил на «отлично» первую в степном крае русскую школу. Около трех лет работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. Правление поручило ему открыть начальную школу (1860) для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай) и тогда Ы.Алтынсарин начал объезжать кочевья, объясняя цели и задачи обучения, собирал средства для открытия школы.

Слайд №7

В 1864 г. на средства меценатов была открыта школа. На учебу записались 16 мальчиков, для них при школе был создан интернат.

Слайд №8

С 1879 по 1889 годы Алтынсарин служил инспектором народных школ Тургайской области. По его инициативе начали работать 4 двуклассных русско-казахских училища с интернатами для казахских детей и 7 начальных волостных школ в Тургае, Актюбе, Иргизе, Троицке, первые школы для девочек-казашек, казахская учительская семинария в Орске.

Слайд №9

Совершенно новым и прогрессивным было создание ремесленных отделений при школах, самостоятельных ремесленных училищ, сельскохозяйственных школ. В них казахская молодежь обучалась кожевенному, мыловаренному, маслодельному, гончарному делу, столярно-токарному, кузнечно-слесарному ремеслам, земледелию и др. Он заботился о создании библиотек при каждой школе.

Слайд №10

Ыбрай Алтынсарин взялся за создание первого учебника на казахском языке, в котором соединилось занимательность с научностью: «Киргизская хрестоматия» (1879), где использовал новый казахский алфавит на основе русской графики. И книга для учителей «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку».

Отрывки из письма Н.И.Ильинскому, 1876г. 3 декабря

-«Вчера начал свою книжку для первоначального чтения на киргизском языке…

Для киргизских мальчиков, по моему мнению, более идут остроумные анекдоты, загадки, рассказы наставительного характера или о чем-нибудь таком, которое возбудило бы любопытство, например, вроде превращений шелковичных червей, бабочек. Устройства себе жилищ бобрами и тд. Песни я буду подбирать, если можно будет, из киргизских. Во второй же книжке я бы желал поместить рассказы о явлениях и силе природы, исторические, географические, одним словом, научные, но вместе занимательные… какой Ваш взгляд на мою объяснительную программу.»

Отрывки из письма В.В.Катаринскому, 1879г., 27 декабря

«Многоуважаемый Василий Владимирович!

… тревожусь относительно последствий нашего проекта о новых школах. Поначалу дело казалось успешным, но делается у нас в Областном-то правлении что-либо к устройству этих школ;… весь успех просвещения киргизов зависит от скорого по возможности исполнения… и поторопите с устройством предположенных училищ… Наши молодые учителя в Иргизе и Тургае ведут дело недурно; я ими доволен… .»

Одновременно с первыми литературными опытами И.Алтынсарин постигал основы научного исследования. В 1870 г. Слайд №12 Создал этнографические работы: «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «О похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства»

Слайд №13 Тема просвещения, ей посвящены такие стихи: «Давайте, дети учиться!», «Строит дивные дворцы…» В них поэт высказал мысль, что истинное богатство человека – его знания.


Ученье даст вам счастье.

Оно озарит, как свет,

Каждое ваше желанье

Яркий оставит след…

Ученье схоже с алмазом.

Сила его растет.

К грамотному человеку

Булат на поклон идет.


Игорь ученик 9 «А» класса читает стихотворение «Кел, балалар, оқылық!» о просвещении для молодежи.


Размышления о смысле жизни человека, его нравственном облике привели поэта к созданию стихотворений, в которых даны советы, наставления молодежи.

Аяулым ученица 5 «В» класса читает отрывок из стихотворения – назидания молодежи о порецании взяточничества и бесчестия.

Ыбрай Алтынсарин очень любил природу своего края и восхищался ею день изо дня.

Увидел скрытое в самых обыденных явлениях:

«Лето»

(преобразования природы, связанные с временами года)

Всё примечает жадный слух и взгляд:

Игривый бег задорных жеребят,

Верблюда шаг медлительный вдали,

Отары отдыхающих овец,

Потоки вод в серебряной пыли…

В первой строфе весенний пейзаж, автор показал картину пробуждения.

Во второй появляется тема детства:

И, как ребенка, вставшего от сна,

Обвили землю нежные цветы.

Эта тема приобретает конкретное воплощение в третьей строфе:

Довольны дети. Бегают с утра

С горы к оврагу. Облепили склон.

И катится по склону детвора.


Четвертое шестистишие вновь объединяет природу и людей темой воздуха, дыхания. Дышит всё:

В рост рвется зелень, радостно дыша,

Трава и высока, и хороша.

И люди, и животные к ней льнут.

И, чтобы каждый славил бытие,

Из рая ветры бережно несут

Земле благоухание своё.

Слайд №13, 14

Творческое наследие Алтынсарына включает в себя более 115 произведений больших и малых форм, переводы басен И.А.Крылова и рассказов из «Азбуки» Л.Н.Толстого, учебно-методические труды, очерки по этнографии и письма.

«Долг каждого из нас - принести посильную лепту на пользу своей родине», - писал Ыбрай Алтынсарин.

Семья Ы.Алтынсарина. Слайд № 15

В 1991 году в Костанае был открыт областной мемориальный музей имени Ы.Алтынсарина. Слайд № 16

Слайд №17 Гостиная.

Слайд №18 Рабочее место,

Слайд №19, 20 Награждения

В 2013 году утвержден нагрудный знак для лиц работающих в области образования, за значительные успехи в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

Слайд №21 (картинка№1) Место дум и размышлений, (картинка№2) портфель Ы.Алтынсарина.

Большую роль в получении знаний, в изучении наук, в организации и открытии ряда школ разного направления сыграли эти выдающиеся и самоотверженные личности Слайд №22:

он поддерживал дружеские и деловые отношения с учеными-востоковедами В.Григорьевым, Н.И.Ильминским, с учителями языковедами В.Катаринским, А.Мазохиным, уездными чиновниками Яковлевым, Карауловым и др.

Слайд №23

Последователи современники образовательного и учительского дела Ы.Алтынсарина.


Слайд № 24

17 июля 1889 года после изнурительной болезни его не стало, захоронен в Костанайской местности.

Слайд № 25

Но память благодарных учеников и последователей не угасает.

Слайд №26

Бюст Ы.Алтынсарина в г. Костанае
школа-интернат им. Ы.Алтынсарина.

Слайд №27

В 1988 г. На месте первой казахской школы музей имени Ы.Алтынсарина

Слайд №28

Школьная библиотека располагает следующей литературой:

Слайд №29

1. Казахская ССР. Краткая энциклопедия в 4-х томах. / Гл. Ред.: Р.Hургалиев.-1991
Т.4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура.- 688с.
С.- 122 Алтынсарину памятник

Слайд №30

2.Джумалиев К. Очерки по истории казахской дореволюционной литературы.- Алма-Ата: Мектеп, 1968.-С.173-182.

Слайд №31

3. Караганда. Карагандинская область: Энциклопедия.- Алматы: Атамұра, 2006.- 584бет.
С.- 128-129 Алтынсарин Ибрай

Слайд №32

4.Алтынсарин И. Рассказы/ Пер. с каз. Н.Кальменева.- Алма-Ата: Жазушы, 1971.-60с.

Ученики 6-го класса выступают с устным отзывом о прочитанном рассказе из сборника:

Милана ученица 6 «А» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Невежество», Влад ученик 6 «А» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Ворона и червяк», Полина ученица 6 «В» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Щедрый».

Слайд № 33

5. Софья ученица 5 «В» класса делиться своими впечатлениями о рассказе «Чистый родник», делает определенные выводы, чему учит данное произведение.

Слайд №34

6. Стихи поэтов дореволюционной России 19- начала 20 веков.- М.: Дет литература, 1987.-

С.192-... Ы.Алтынсарин. Кто это? Река.

Слайд №35.

7. Повести и рассказы писателей –классиков народов дореволюционной России 19- начало 20 веков / пер. с каз. Кальменского.- М.: Дет. Лит-ра, 1984.- Биб-ка мировой детской литературы.

Слайд № 36

8.Мәнерлеп оқу шеберлiгi.-Алматы Шың-Қiтап, 2006.-82б. Б. 68-74

Для закрепления материала библиотечного урока, предлагаю беседу в вопросах: 1.Что, на ваш взгляд, является важным и интересным в просветительской деятельности Ы. Алтынсарина?

2.Какие качества личности Ы.Алтынсарина кажутся вам наиболее привлекательными?

3.Какие проблемы волновали его?

4.Расскажите о «Киргизской хрестоматии».

5.Можно ли стихотворения о природе считать патриотическими, какими звуками, образами наполнены они?

Спасибо всем за внимание! Слайд №37


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Наследие казахского просвещения

Автор: Ушакова Татьяна Владимировна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок по самопознанию в 6 классе на тему: «Времен связующая нить» "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-po-samopoznaniiu-v-6-klassie-na-tiemu-vriemien-sviazuiushchaia-nit"
    ["file_id"] => string(6) "212114"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431761686"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Чокан Валиханов – Великий казахский ученый"
    ["seo_title"] => string(44) "chokan_valikhanov_velikii_kazakhskii_uchenyi"
    ["file_id"] => string(6) "528027"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574328677"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "История реферат по теме Биография Шокана У"
    ["seo_title"] => string(44) "istoriiariefieratpotiemiebioghrafiiashokanau"
    ["file_id"] => string(6) "329123"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463822465"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) ""Быть поэтом - это значит...""
    ["seo_title"] => string(22) "byt-poetom-eto-znachit"
    ["file_id"] => string(6) "255285"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447907285"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация "Быть поэтом - это значит..." С.Есенин"
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-byt-poetom-eto-znachit-s-iesienin"
    ["file_id"] => string(6) "255287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447907774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства