kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наследие казахского просвещения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выдающийся представительказахского просвещения, педагог, филолог, переводчик, этнолог Ыбрай Алтынсарин

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наследие казахского просвещения»

«Наследие казахского просвещения» - 2 ноября – 175 лет со дня рождения Ыбрая Алтынсарына (1841-1889) выдающийся представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образования, организатор ряда школ, переводчик: библиотечный урок-портрет Слайд №1

КГУ «Школа-лицей №14» отдела образования Абайского района

Презентация-конспект

Слайд №2

Цели: раскрыть биографический портрет выдающегося казахского просветителя, педагога, переводчика, фольклориста, этнографа Ы.Алтынсарина

Задачи: расширить кругозор юных читателей в области казахского литературного наследия


Библиотекарь: Сегодня вы приглашены на библиотечный урок-портрет, посвященный казахскому просветителю 19 века, составителю казахского алфавита, первому создателю киргизско-казахского учебника, организатору ряда первых школ в степных аулах, переводчику с русского и арабского на казахский язык – Ыбраю Алтынсарину, в этот юбилейный год ему исполнилось 175 лет со дня рождения.

«Песни Алтынсарына, его глубоко содержательные беседы и новеллы написаны на высоком художественном уровне и в истории казахской литературы явились новыми как по содержанию, так и по форме»

С.Сейфуллин Слайд №3


«Вся моя жизнь состоит в просвещении для киргизов»,- утверждал Ы.Алтынсарин

Биография:

Слайд №4

В три года, когда его отец погиб в бою с отрядом Кенесары Касымова, стал жить с дедом – бием Балгожа Жанбурчином, в нынешней Костанайской местности. Дед самостоятельно обучал мальчика арабской и русской грамоте. В девять лет стал учеником первой школы-интерната для казахских мальчиков, открытой в 1850 году в Оренбурге при Пограничной комиссии.

Самостоятельно изучил произведения классиков мировой литературы – У.Шекспира, И.Гёте, Д.Байрона, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, А.Фирдоуси, И.Низами, А.Навои и др.

Слайд №5

Брал частные уроки и пользовался обширной библиотекой известного ученого-востоковеда председателя Оренбургской Пограничной комиссии В.Григорьева, изучал русскую литературу и труды великих мыслителей Западной Европы.

Слайд №6

В 1857 г. Алтынсарин в шестнадцать лет окончил на «отлично» первую в степном крае русскую школу. Около трех лет работал писарем у своего деда, а затем в Оренбургском правлении в качестве переводчика. Правление поручило ему открыть начальную школу (1860) для казахских детей в Оренбургском укреплении (Тургай) и тогда Ы.Алтынсарин начал объезжать кочевья, объясняя цели и задачи обучения, собирал средства для открытия школы.

Слайд №7

В 1864 г. на средства меценатов была открыта школа. На учебу записались 16 мальчиков, для них при школе был создан интернат.

Слайд №8

С 1879 по 1889 годы Алтынсарин служил инспектором народных школ Тургайской области. По его инициативе начали работать 4 двуклассных русско-казахских училища с интернатами для казахских детей и 7 начальных волостных школ в Тургае, Актюбе, Иргизе, Троицке, первые школы для девочек-казашек, казахская учительская семинария в Орске.

Слайд №9

Совершенно новым и прогрессивным было создание ремесленных отделений при школах, самостоятельных ремесленных училищ, сельскохозяйственных школ. В них казахская молодежь обучалась кожевенному, мыловаренному, маслодельному, гончарному делу, столярно-токарному, кузнечно-слесарному ремеслам, земледелию и др. Он заботился о создании библиотек при каждой школе.

Слайд №10

Ыбрай Алтынсарин взялся за создание первого учебника на казахском языке, в котором соединилось занимательность с научностью: «Киргизская хрестоматия» (1879), где использовал новый казахский алфавит на основе русской графики. И книга для учителей «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку».

Отрывки из письма Н.И.Ильинскому, 1876г. 3 декабря

-«Вчера начал свою книжку для первоначального чтения на киргизском языке…

Для киргизских мальчиков, по моему мнению, более идут остроумные анекдоты, загадки, рассказы наставительного характера или о чем-нибудь таком, которое возбудило бы любопытство, например, вроде превращений шелковичных червей, бабочек. Устройства себе жилищ бобрами и тд. Песни я буду подбирать, если можно будет, из киргизских. Во второй же книжке я бы желал поместить рассказы о явлениях и силе природы, исторические, географические, одним словом, научные, но вместе занимательные… какой Ваш взгляд на мою объяснительную программу.»

Отрывки из письма В.В.Катаринскому, 1879г., 27 декабря

«Многоуважаемый Василий Владимирович!

… тревожусь относительно последствий нашего проекта о новых школах. Поначалу дело казалось успешным, но делается у нас в Областном-то правлении что-либо к устройству этих школ;… весь успех просвещения киргизов зависит от скорого по возможности исполнения… и поторопите с устройством предположенных училищ… Наши молодые учителя в Иргизе и Тургае ведут дело недурно; я ими доволен… .»

Одновременно с первыми литературными опытами И.Алтынсарин постигал основы научного исследования. В 1870 г. Слайд №12 Создал этнографические работы: «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства» и «О похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства»

Слайд №13 Тема просвещения, ей посвящены такие стихи: «Давайте, дети учиться!», «Строит дивные дворцы…» В них поэт высказал мысль, что истинное богатство человека – его знания.


Ученье даст вам счастье.

Оно озарит, как свет,

Каждое ваше желанье

Яркий оставит след…

Ученье схоже с алмазом.

Сила его растет.

К грамотному человеку

Булат на поклон идет.


Игорь ученик 9 «А» класса читает стихотворение «Кел, балалар, оқылық!» о просвещении для молодежи.


Размышления о смысле жизни человека, его нравственном облике привели поэта к созданию стихотворений, в которых даны советы, наставления молодежи.

Аяулым ученица 5 «В» класса читает отрывок из стихотворения – назидания молодежи о порецании взяточничества и бесчестия.

Ыбрай Алтынсарин очень любил природу своего края и восхищался ею день изо дня.

Увидел скрытое в самых обыденных явлениях:

«Лето»

(преобразования природы, связанные с временами года)

Всё примечает жадный слух и взгляд:

Игривый бег задорных жеребят,

Верблюда шаг медлительный вдали,

Отары отдыхающих овец,

Потоки вод в серебряной пыли…

В первой строфе весенний пейзаж, автор показал картину пробуждения.

Во второй появляется тема детства:

И, как ребенка, вставшего от сна,

Обвили землю нежные цветы.

Эта тема приобретает конкретное воплощение в третьей строфе:

Довольны дети. Бегают с утра

С горы к оврагу. Облепили склон.

И катится по склону детвора.


Четвертое шестистишие вновь объединяет природу и людей темой воздуха, дыхания. Дышит всё:

В рост рвется зелень, радостно дыша,

Трава и высока, и хороша.

И люди, и животные к ней льнут.

И, чтобы каждый славил бытие,

Из рая ветры бережно несут

Земле благоухание своё.

Слайд №13, 14

Творческое наследие Алтынсарына включает в себя более 115 произведений больших и малых форм, переводы басен И.А.Крылова и рассказов из «Азбуки» Л.Н.Толстого, учебно-методические труды, очерки по этнографии и письма.

«Долг каждого из нас - принести посильную лепту на пользу своей родине», - писал Ыбрай Алтынсарин.

Семья Ы.Алтынсарина. Слайд № 15

В 1991 году в Костанае был открыт областной мемориальный музей имени Ы.Алтынсарина. Слайд № 16

Слайд №17 Гостиная.

Слайд №18 Рабочее место,

Слайд №19, 20 Награждения

В 2013 году утвержден нагрудный знак для лиц работающих в области образования, за значительные успехи в деле воспитания и обучения подрастающего поколения.

Слайд №21 (картинка№1) Место дум и размышлений, (картинка№2) портфель Ы.Алтынсарина.

Большую роль в получении знаний, в изучении наук, в организации и открытии ряда школ разного направления сыграли эти выдающиеся и самоотверженные личности Слайд №22:

он поддерживал дружеские и деловые отношения с учеными-востоковедами В.Григорьевым, Н.И.Ильминским, с учителями языковедами В.Катаринским, А.Мазохиным, уездными чиновниками Яковлевым, Карауловым и др.

Слайд №23

Последователи современники образовательного и учительского дела Ы.Алтынсарина.


Слайд № 24

17 июля 1889 года после изнурительной болезни его не стало, захоронен в Костанайской местности.

Слайд № 25

Но память благодарных учеников и последователей не угасает.

Слайд №26

Бюст Ы.Алтынсарина в г. Костанае
школа-интернат им. Ы.Алтынсарина.

Слайд №27

В 1988 г. На месте первой казахской школы музей имени Ы.Алтынсарина

Слайд №28

Школьная библиотека располагает следующей литературой:

Слайд №29

1. Казахская ССР. Краткая энциклопедия в 4-х томах. / Гл. Ред.: Р.Hургалиев.-1991
Т.4: Язык. Литература. Фольклор. Искусство. Архитектура.- 688с.
С.- 122 Алтынсарину памятник

Слайд №30

2.Джумалиев К. Очерки по истории казахской дореволюционной литературы.- Алма-Ата: Мектеп, 1968.-С.173-182.

Слайд №31

3. Караганда. Карагандинская область: Энциклопедия.- Алматы: Атамұра, 2006.- 584бет.
С.- 128-129 Алтынсарин Ибрай

Слайд №32

4.Алтынсарин И. Рассказы/ Пер. с каз. Н.Кальменева.- Алма-Ата: Жазушы, 1971.-60с.

Ученики 6-го класса выступают с устным отзывом о прочитанном рассказе из сборника:

Милана ученица 6 «А» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Невежество», Влад ученик 6 «А» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Ворона и червяк», Полина ученица 6 «В» класса выступает с устным отзывом о прочитанном рассказе «Щедрый».

Слайд № 33

5. Софья ученица 5 «В» класса делиться своими впечатлениями о рассказе «Чистый родник», делает определенные выводы, чему учит данное произведение.

Слайд №34

6. Стихи поэтов дореволюционной России 19- начала 20 веков.- М.: Дет литература, 1987.-

С.192-... Ы.Алтынсарин. Кто это? Река.

Слайд №35.

7. Повести и рассказы писателей –классиков народов дореволюционной России 19- начало 20 веков / пер. с каз. Кальменского.- М.: Дет. Лит-ра, 1984.- Биб-ка мировой детской литературы.

Слайд № 36

8.Мәнерлеп оқу шеберлiгi.-Алматы Шың-Қiтап, 2006.-82б. Б. 68-74

Для закрепления материала библиотечного урока, предлагаю беседу в вопросах: 1.Что, на ваш взгляд, является важным и интересным в просветительской деятельности Ы. Алтынсарина?

2.Какие качества личности Ы.Алтынсарина кажутся вам наиболее привлекательными?

3.Какие проблемы волновали его?

4.Расскажите о «Киргизской хрестоматии».

5.Можно ли стихотворения о природе считать патриотическими, какими звуками, образами наполнены они?

Спасибо всем за внимание! Слайд №37


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Наследие казахского просвещения

Автор: Ушакова Татьяна Владимировна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок по самопознанию в 6 классе на тему: «Времен связующая нить» "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-po-samopoznaniiu-v-6-klassie-na-tiemu-vriemien-sviazuiushchaia-nit"
    ["file_id"] => string(6) "212114"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431761686"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Чокан Валиханов – Великий казахский ученый"
    ["seo_title"] => string(44) "chokan_valikhanov_velikii_kazakhskii_uchenyi"
    ["file_id"] => string(6) "528027"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1574328677"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "История реферат по теме Биография Шокана У"
    ["seo_title"] => string(44) "istoriiariefieratpotiemiebioghrafiiashokanau"
    ["file_id"] => string(6) "329123"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463822465"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) ""Быть поэтом - это значит...""
    ["seo_title"] => string(22) "byt-poetom-eto-znachit"
    ["file_id"] => string(6) "255285"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447907285"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация "Быть поэтом - это значит..." С.Есенин"
    ["seo_title"] => string(49) "priezientatsiia-byt-poetom-eto-znachit-s-iesienin"
    ["file_id"] => string(6) "255287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447907774"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства