kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Народные символы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Содействовать росту уважения к культурному наследию России, гордости за свою страну, патриотических чувств, сознания посредством знакомства с ценностями отечественной истории и культуры.
  2. Активизировать творческий потенциал учащихся, стимулировать их интерес к исследовательской работе в области отечественной истории и культуры путем вовлечения в подготовительную работу.
  3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к государственным символам России, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Народные символы России"»


«Наша добрая матрёшка»

Россия! Она всегда славилась своими промыс­лами, изделиями народных умельцев. Игрушки делали из глины, ткани, дерева, кости. Самой лучшей была матрешка. Это на­стоящее чудо, которое вносит в нашу жизнь тепло и радость!

И расписана каждая по-разному, розами да узорами, одна краше другой.

«Шли подружки по дорожке, было их немножко:

Две Матрены, три Мат­решки и одна Матрешечка»

Делают матрешек из традиционного материала — дерева. Это липа. Мастерят матрешек мужчины. Вставляют в станки липовые длин­ные кругляшки, включают моторы и вытачивают фигурки. Мастер придир­чиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещины. Сначала точит самую маленькую матрешку, порой она бывает совсем крошеч­ной, меньше ногтя, затем больше, больше... Иногда число таких матрешек превышает пятьдесят. Потом эти фи­гурки попадают в руки к женщинам. Сначала они их обмазывают крахмалом и сушат и фигурки становятся белее снега. Затем перышками и кисточками начинают их разрисовывать. Делали матрешек в разных дерев­нях и разрисовывали по-разному. У матрешек из горо­да Семенова — многоцветная роспись и обильный изощ­ренный узор с густыми изогнутыми ветками, цветами, ягодками, завитками на светлом фоне. Семеновские мастера придали матрешке своеобразную форму. Она более стройная, вытянутая, относительно тонкий верх плавно переходит в утолщенный низ.

Есть в России село под названием Полховский Майдан. Вокруг села раскинулись леса и поля, и лесов боль­ше, чем полей. И все они светлые да просторные, дре­мучих нет. Лес

трогать нельзя, его рубят только в осо­бо отведенных местах.


За каждым домом в огороде обязательно стоит еще миленькая избушка — мастерская. Внутри все в белой пушистой деревянной пыли.

Под ногами толстый пружинистый слой слежавшихся стру­жек. Медово пахнет липой. Везде развешан столярный инструмент, а у окна — большой верстак и прилажен­ный к нему токарный станок. Вот на этих станках и рождаются деревянные фигурки матрешек. Женщины-мастерицы расписывают их и перво-наперво выво­дит на каждой традиционные большие розово-малиновые цветы шиповника. Матрешки Полховского Майдана отличаются крас­ками: малиновыми, зелеными, синими, красными. Соч­ные цветные пятна полыхают в крупных орнаментах и росписях.

Может, это кажется удивительным, но человек, придумавший матрешку, известен. Это не крестьянин, а русский художник. Жил он в прошлом веке. Путешествуя по Японии, увидел там подобную куклу (фукурума), только одетую по-японски. Кукла так понравилась ему, что он представил ее в русском костюме. Пошел к народным умельцам: «Можно ли вы­точить такую забавную куклу?» Выточили, расписали и назвали русским именем Матрешка. И начали на Руси расписывать этих удивительных красоток, да в каждой местности по-своему. Жаль, ма­ла матрешка и плохо издалека видна ее красота

Наша русская матрёшка

Не стареет сотню лет.

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.






«Русь моя деревянная…»

«Русь деревянная — края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют»...

А знаете, почему Русь называли деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. Из дерева не только строили дома, лодки, амбары и сараи. Все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Изба встречает гостей красивыми деревянными резными воротами. А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку, в которой хранились мелкие предметы, украшения. Или могли сделать комод, отделанный витыми де­ревянными планками. А на деревянном ткацком станке долгими зимними вечерами женщины ткали разноцветные половики для того, чтобы в избе было уютно и тепло ходить по полу, чтобы меньше скрипели деревянные половицы.

Из дерева также делали короба, лавки, скамейки, столы, изготавлива­ли многочисленную и разнообразную деревянную посуду. Посуду делали из березы, осины и липы. Из березовой коры — бересты делали туески и кружки: большие и маленькие. В больших туесках хранили соленья, молоко, квашеную капусту. Еще березо­вую кору нарезали длинными лентами и из них плели короба и корзины. Корзины и короба также плели из ивовых веток и кор­ней хвойных деревьев. Из тонких дощечек славяне изготавливали кадки, бочки, ведра. Изготавливать бочки и кадки было сложно, не у каждого это получалось. Поэтому постепенно среди славян появились мастера, которые

только и занимались тем, что мастери­ли бочки и кадки. Этих мастеров называли бондари. Для изготовления деревянных изделий использовали топор и нож.


Зимой мужчины заготавливали деревья для строительства но­вых хозяйственных построек и изб. Были среди славян и мастера, которые выдалбливали из целого дерева лодки — ладьи. Таких мастеров называли ладейщиками.

А чудо деревянного зодчества - Кижи! Когда приезжаешь в Кижи, как будто отрешаешься от всего, чем жил и волновался там, за кромкой кремнистого берега. Иное время шумит над головой, иные картины возникают перед взором. Шаг за шагом мы вступаем в Древнюю Русь с её бревенчатыми избами, часовенками, амбарами, крылатыми мельницами. С Кижами связано множество легенд и поверий. Венец Кижского ансамбля – двадцатидвухглавая, 37-метровая Преображенская церковь была построена в 1714 году, а вторая церковь – Покровская – спустя полвека. Северное деревянное зодчество, с крестьянского амбара до

исполинского храма – яркое проявление народного таланта, высокого вдохновения и мастерства.

Все работы по возведению Преображенского храма заонежские плотники «справляли» топором. Старинные мастера применяли такие способы креплений, что необходимость в гвоздях попросту отпадала: их незачем и некуда было вбивать. Известно, что автором Преображенской церкви был плотник Нестер. Есть такая легенда: закончив постройку, Нестер выбросил топор в Онего-озеро и сказал: «Не было нигде такой церкви и не будет!»






В гостях у городецких мастеров

Русский народный художественный промысел; существует с середины XIX в. На реке Волге есть старинный-старинный городок Городец. А за ним леса... Большие-большие, есть и дре­мучие. Когда-то очень давно в Городце строили кораб­ли. Это когда они были еще парусными. Для всей Волги строили. Да не простые, а дивно разукрашенные. Дивными фигурками и узорами. На носу — русалки, их называли Берегинями. А на корме улыбчивые львы, морды этих львов были иногда совсем как человечьи и очень добрые

Дома в Городце украшали и украшают богатой резьбой, я они похожи на сказочные терема. Народные мастера Городца делают из дерева игрушки, мебель, по­суду, прялки и очень красиво их расписывают: яркие цветы, бутоны, жар-птицы, чудо-кони украшают эти изделия. Характерная особенность городецкого промыс­ла — рисунки на цветном фоне: желтом, зеленом, го­лубом, синем, красном. Предметы расписывают ярким узором, а поверх него обязательно покрывают лаком.

Вешалка для полотенец или одежды, кухонная разделочная доска, короб, сундучок, тарелки. И детей не забывали: «конь-качалка», «кресло-качалка», скаме­ечка для кукол.

Самое примечательное в городецкой росписи — это конь, красивый гордый конь с сильной шеей и тон­кими пружинистыми ногами.

«Конь копытом бьет,

Удила грызет».

Прекрасные изделия сделали на­родные мастера, славно потрудились.

«Каков мастер, такова и работа».

«Уменье работать дороже золота».

«К большому терпенью придет и уменье».


Яркая, лаконичная Горо­децкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цве­точные узоры), выполненная свободным мазком с белой и чер­ной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использо­вались яркие сочные краски - красного, желтого, зеленого, чер­ного цветов, замешанные на жидком столярном клее.

Помните о народных умельцах, которые прославили свою Родину — Россию. Не забывайте и народные тради­ции — в каком народе живешь, того обычая держись.






«В старину едали деды»

Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добротой, а это очень важно в наши дни. В иной деревушке и сегодня можно отведать кислых щей, сваренных в русской печке, или на Масленицу уго­ститься блинами, или отведать у монахов в Печорском мона­стыре русского кваса, капусты с луком в Великий пост.

Да, из того, что и сегодня растет, бегает и порха­ет, наши прадеды умели готовить нечто необыкновенное. Каза­лось бы, чем можно удивить А. С. Пушкина, знакомого с кухней Петербурга?! Ан, нет! Отведав однажды деревенского пирога с яблоками у своих соседей в Тригорском, Пушкин стал подписы­ваться в письмах к ним: «Ваш яблочный пирог».

Русское кушанье вкусное, аппетитное укре­пляет здоровье человека, как хлеб насущный, действует благо­творно, как лекарство. В каждом доме должна быть кулинария Отечества, кулинария родного края, кулинария своего рода и своей семьи».

- Забывать мы стали, что главное в доме - печь. Русская печь отапливает жилье, в ней приготавливается пища, выпекается хлеб, варится квас, сушатся продукты и одежда, в ней даже мылись.

Приготовленные в русской печи кушанья отлича­ются особым вкусом и ароматом. Русская печь определила приемы приготовления гусей, уток, кур, поросят. Их жарили це­лыми тушками. Окорока запекали целиком.

А какие угощения дарит нам печь! Каша, щи, пи­роги самые румяные- В старину говорили: «Печь нам что мать род­ная...» И сейчас без печи словно чего-то не хватает.

«Печь нам мать родная всем,

На печи все красно лето, у печи и сплю, и ем!»



- А еще так говорили: «Все, что в печи, - на стол мечи». Про хлеб говорили так: «Хлеб - всему голова».

Славится он первым на селе,

Славится он первым на столе,

Ветер его холит, холят его степи.

Он лежит сейчас парной,

Ситный, белый и ржаной. Выбирай, тебе - какой?

- В 1638 году состоялось первое чаепитие в России. Когда испробовали этот напиток, то оказа­лось: «Питье доброе, и когда привыкнешь - гораздо вкусно».

- В 1679 году появились в России самовары. О чае пошла молва, что он усиливает дух, смягчает - сердце, удаляет усталость, будит мысль, облегчает и освежает тело.

- По русской традиции чай - лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают ли­мон, варенье, мед, печенье, бублики, пряники.

Есть в природе нашего народа

Вечные, особые черты

-Не берут ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреной моды,

От души они, от доброты.

Гость, войди, традиций не нарушим.

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье:

Хлебосольство и открытый дом



Дымковская игрушка

В селе Дымково, что возле города Вятка, издавна занимались лепкой да раскраской глиняной игрушки - петушков, всадников, лошадок, оленей,

Эти игрушки отличались своей нарядностью: по белому фону их расписывали геометрическим орнаментом из кружочков, полосок, клеток, волнистых линий.

Но самой известной дымковской игрушкой была фигурка - барыня, водоноска, девушка в кокошнике. В женских фигурках больше всего деталей - нарядные прически, красивые уборы, оборки, передники, муфты, зонтики, сумочки. Дымковские кони, индюки были одновременно, и настоящими, и фантастическими. А вот - белый конь раскрашен ярко-синими яблоками-кругами, а у оленя рога красные с золотом.

Во всех этих красочных образах так и видятся при­сущие русскому народу удаль, оптимизм, склонность к сказкам и песням.

А как изготавливают дымковские фигурки?

Сначала их лепят из глины, затем высушивают при комнатной температуре. Сушат по-разному - от 2-3 дней до 2 недель, в зависимости от размера. Затем игрушки обжигаю в печах.

Игрушки накаливают и оставляют прямо в печи для просушки. А затем покрывают ослепительно-белым слоем мела разведенного на молоке.

А уже потом прямо по этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. Для раскраски одной фигурки применяют от 4 до 8 цветов. Особенно ярко и нарядно расписывают юбки барышень. В селе Дымково особенная глина, из которой игрушки выходят неповторимыми. Но, кроме того, что дымковская игрушка нарядна, она еще и полезна. Дымковскую глину еще называют музыкальной, потому что на Руси, как известно, живет самый


музыкальный народ. Если у нас нет музыкальных инструментов, их делают из того, что найдется под рукой. Даже целые ярмарки устраивали, на которых сви­стульки продавали, так они и назывались - ярмарки-свистуньи. Проводились они в мае и длились по 3-4 дня. К этой ярмарке умельцы всегда старались приго­товить свой лучший товар - наиболее яркий и веселый.






Добрых рук мастерство

Жил в древние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награ­ждал за труд. Любил мастер свое ремесло, но больше всего лю­бил он вольную жизнь. И поэтому однажды тайно покинул цар­ский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал о таком искус­стве, которое стало бы родным всем, как русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. К нему приезжали люди полюбоваться его мастерством. Дошла слава и до царя. Повелел он своим стрельцам найти беглеца и привести. Узнал мастер о своей беде, собрал людей, раскрыл им свои секреты. А утром увидели, как горит ярким пламенем изба чудо-мастера. Изба сгорела, а мастера так и не нашли. Исчез мастер, но его мастер­ство живет и до сих пор, ярким пламенем горят хохломские краски.

Хохломские краски, алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, солнечные всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

У красы точеной сарафан парчовый,

По волнам узора яхонты горят.

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный, праздничный наряд?!

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама,

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома!

А знаете ли, что на лож­ках можно сыграть?

Обновите мои ложки, молодцы-удальцы!

Молодо - зелено, погулять велено.




Золотая Хохлома,
Ею не налюбуются,

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется.


Без березы не мыслю России!

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз... (Н. Рубцов)

Ты до того, берёзонька, красива,

И в полдень жаркий, и часы росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

(П. Балацкий)

...На поляне, на пригорке, под окном среди полей

Белокорая берёзка — символ Родины моей. (М. Ероха)

Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. Со времен глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие березки

Люблю березку русскую, то светлую, то грустную,

Люблю ее, нарядную, родную, ненаглядную.

Россия и берёза! Эти два слова как бы слиты воедино.

«Какое русское, какое очаровательное дерево — берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений» Берёзки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках тянущиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминают девичью стать с гибкой талией, с русыми косами.

Нет дерева в России, которому так повезло бы и в фольклоре, и в литературе, и в жизни, и в музыке. Нет на свете больше дерева белого, как летнее облако в синеве, как

ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал и ещё непривычен для глаз, смотревших до сих пор на черную, ненастную землю!

Имя берёзы неразрывно связано со святостью Земли русской.

Береза... Сколько стихов и песен посвяще­но этой красавице! А сколько картин написано живописцами!


Каждый стремился излить перед ней свои чувства: любовь и вос­хищение.

Часто о березе мы говорим: стройная, вы­сокая, кудрявая. Но для того чтобы это дерево стало таковым, требуется не один десяток лет. Много силы и упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдержать все невзго­ды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяж­ную засуху.

О белоствольной березе можно говорить еще дол­го: тема эта неисчерпаема. Пройдут сотни лет, но береза не по­теряет своей значимости: как и в былые времена, она будет сим­волизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой РОССИЯ. И где бы ни росла русская берёзка, везде она людям в радость, везде она людям — свет! Стоит она, красавица русского леса, ветерок шелестит её ветвями, благодарный дождик поливает её листья, живительное солнце греет её, а зимой снежная шуба прячет от мороза. Какое сердце не отзовётся радостью, глядя на нашу берёзку? Это же сама Россия, милая Родина наша, гордыми и светлыми очами смотрит в мир! И будет стоять она вечно, как наш народ, как наша русская Земля!

У нас в каждой песне - береза,

Береза - под каждым окном.

На каждой весенней поляне

Их белый живой хоровод



Вологодские кружева

Мы попали в славный русский город Вологда. Но что это? Может быть, это постарался чудесник-мороз, и это он вывел на наших окнах такие чудесны узоры? Нет, эти изделия - результат работы мастериц-искусниц из города Вологды. И называются вологодские кружева. Смотрите, какие нарядные вещи связаны нашими мастерицами. Какие из них созданы совсем недавно, а какие-то - уже несколько десятков лет назад. Этот промысел возник в незапамятные времена и передавался из поколения в поколения, от бабушки к внучке. Вологодские чудеса много лет хранились в сундуках, а теперь попали к нам в музей.

Представьте себе долгий зимний вечер на Вологодчине. Горит лучина, и при ее неярком свете девичьи руки творят настоящие чудеса. Кружева эти особенные еще тем, что их, создавали не с помощью крючка или вязальных спиц, а при помощи специальных палочек, которыми перебрасывали нитки с одного места на другое. Называются эти палочки коклюшки. Сначала на твердом матерчатом валике мастерицы прикалывали булавки в тех местах, где начиналось плетение узоров, потом на эти булавки на­девали нитки, которые перебрасывались друг на друга с помощью коклюшек. Вологодские кружева неоднократно получали на между­народных выставках самые высокие награды.



Каргопольская игрушка

Когда и как зародилось это ремесло в дремучих, затерянных и глухих северных лесах? В такую отдаленную древность уводит этот вопрос, в такую полусказку-полубыль, что и говорить бы об этом не стоило, не докажи нам русский Север уже стократно, как глубоки тут корни народные, сколь бережно хранят древний дух утопленные в землю черные срубы крестьянских домов, какая немыслимая старина хоронится под серебря­ным лемехом потаенных в лесной глуши часовенок.

«...Лепятся различного рода игрушки, неизменно бывающие на базаре: лошадки на воле, в упряжи и с верховым; солдатики, куры, фигуры баб (эти последние фигуры скорее напоминают изделия людей каменного века), утушки для свистания и наигрывания (эта детская свистулька имеет за собой порядочную давность, черепки ее находятся даже при разработке давным-давно нетронутой почвы).

«Наряду с круглыми и ромбическими ямками встречаются овальные (часть с острыми концами), приближающиеся к квадратной или прямо­угольной форме, а также прямоугольные и неправильной формы, в виде овала, как бы обрезанного с одной стороны... Присутствие их в орнаменте придает такой своеобразный облик каргопольской керамике, что ее без труда можно узнать.

Так вот, если внимательно познакомиться с нынешней каргопольской игрушкой, то окажется, что все эти слова, сказанные применительно к черепкам четырехтысячелетнеи давности, можно в известной мере отнести к современным изделиям. В числе любимых образов— барышни. Вроде бы и похожи они между собой, а двух одинаковых не найдешь.

Игрушку я по-своему каждый раз делаю,— рассказывает мастер,— на свой вкус, и крашу тоже по-разному. Когда барышню делаю, хочу, что­бы представляли, какими они раньше были. Я знаю, что барышни хо­дили в кокошниках, в перевязках, в старинных платьях, длинных са­рафанах. Современную одежду мы и так видим, а вот в старину-то как одевались, не все знают. У каждой игрушки свое что-то. Мишку с гармош­кой делаю так, чтобы видно было, что веселый он, не загорюнился.







Богородская игрушка

Есть в России такое село – Богородское и делают там богородские игрушки, да не простые. Живут в том селе умельцы, которые наловчились делать деревянные игрушки - фигурки людей, медведей и разных других животных. Самая знаменитая богородская игрушка так и называется - мужик и медведь.

Как-то шел мужик с работы и зашел в дремучий бор.

Подобрал мужик полено, снял он с пояса топор,

А из темного из леса Мишка бурый прибежал.

Увидал он незнакомца и сердито зарычал.

Говорит мужик медведю: «Не пугай, зверушка.

Я тебя сейчас потешу, вот тебе игрушка».

Разрубил мужик полено, стукнул топоришком –

И сработал он игрушку, удивился мишка:

Что за добрая игрушка получилась славно.

Деревянная потешка смотрится забавно.

А на ней мужик с медведем, словно дровосеки,

Топорами бьют полено в меленькие щепки.

Над землей века промчались, только, видно, с этих пор

Два веселых дровосека помнят мирный уговор.

И едва мы их увидим, сразу без ошибки

Богородская игрушка дарит нам улыбки.

Сначала из куска дерева мастер намечает контуры будущей скульптуры, затем обтачивает все части фигурки стамесками, а за­тем окончательно отделывает детали, снимая специальным богородским ножом тонкие стружки, чтобы передать шерсть животных или оперение у птиц. Фигурки обычно выполняют из мягкой древесины липы, осины, ольхи. Богородские игрушки обычно не окрашиваются, а сохраняют свой естественный цвет.






Девичья коса – русская краса

Всем в мире известно, что самые распрекрасные красавицы живут у нас, в России. Все в них прекрасно - и по­ходка, и осанка, и улыбка. Недаром про таких красавиц сказал А.С. Пушкин:

А сама-то величава,

Выступает, словно пава.

Русская коса у девушки является одним из символов России, потому что с древности девушки кос не обрезали, ухаживали за ними. Обрезать косы было позором.

У всех русских девушек в старину были длинные пышные волосы. А были они красивыми, благодаря бане.

По праву наши красавицы гордятся своими волосами. Недаром про девичьи косы даже прибаутка в народе вложена:


Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосики в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Краше наших длинных

кос

Видеть вам не довелось.






Баня моет, баня правит и здоровья нам прибавит.

Эх, русская банька, деревянная шайка!

Веник да мыльце, приходите мыться!

Приходите париться мишки да зайцы,

И ребенок-егоза, и девица-краса!

Я веник славный, я веник полезный,

От хвори избавлю, коль ты болезный!

В России люди чистоплотные, стремящиеся к здоровому образу жизни. Поэтому у каждого крестьянина на участке возле дома обязательно стоял отдельный сруб - персональная банька. Вот и ходили люди в бани, парились целыми семьями, выгоняли болезни и наводили чистоту да красоту. В старину, ежели брали замуж девицу, то родители обязательно в ее приданое вносили мыло, веник да пятак денег, чтобы было с чем в баню сходить. А в бане веники приятные и пахучие. И лавочка, и шайка, и конечно, веник имеют отношение к бане. На деревянной лавочке люди в бане парились. Шайкой назывался специальный банный тазик, который тоже делали из дерева. Ну, а про веник и говорить не приходите, его и так все знают.

В баню ходили по пятницам - конец недели, чтобы субботу и воскресенье встречать чистыми. По словам врачей, русская баня гораздо эффективнее финской сауны.

Ее влажный пар не может принести вреда верхним дыхательным путям, в отличие от сухого пара сауны. Но самое главное в бане, это Веник. Венику, несколько тысяч лет от момента создания. Вот какой он старый.

И зовётся не просто веником, а веником маховым. Какой веник выбрать в бане зависит от того, каким ароматом насыщен банный пар. Например, если пар насыщен липой, то в данном случае подойдет березово-дубовый веник.



Если банщики забросали (как они выражаются) в пар анисовый аромат, то лучше выбрать хвойный веник.

Главное, чтобы веник был широкий и длинный, тогда им как веером, будет удобно раздавать тепло по всему телу.

Веник из рябины подходит людям с низким давлением, придаёт бодрость и свежесть. Веник из ольхи - хорош при ломоте суставов и усталости мышц, дубовый веник подходит людям с плохой кожей. Он оказывает противовоспалительное действие, успокаивает нервную систему, снижает давление. Смородиновый веник хорош для косметических процедур, полезен для кожи.

А вот еще говорят, что в бане можно любую болезнь вылечить. Но пользоваться баней нужно осторожно, посоветовавшись с врачом.

  1. Банный день, что праздник.

  2. Банный денек все хвори уволок.

  3. В баню шел усталый, а из бани бравый да румяный.

  4. После банного веничка душа добреет.

  5. Баня свое дело знает - больному да хворому здоровье в вращает.

  6. Кто в баню ходит, тот живет вторую молодость.

  7. Банные умельцы - что бальзам для сердца.

  8. После бани придешь - душа поет!

Ай да русская банька! Только русская душа может понять и воздать тебе должное! Недаром говорят, что от бани и здоровеет, и душа добреет. Поэтому-то на Руси и добрякам и здоровякам не перевестись.


Жостовская роспись

В начале XIX века в Мытищинском районе Подмосковья стала развиваться декоративная роспись подносов. Подносы из­готовляли в селах и деревнях - Жостово, Троицком, Новосель­цеве. Букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты были главными украшениями подносов. Роспись выполняется на раз­ном фоне, но чаще всего пишут на черном. Для завершения композиции по краю поля делают золотой орнамент.

Под Москвой деревня Жостово стоит,

Промысел народный очень знаменит.

На подносах жарко зацвели сады,

Солнечного лета вечные следы...

В жаркие букеты собраны цветы,

Сколько здесь прекрасной, буйной красоты!...

Розы, георгины, скромный василек,

Маки и тюльпаны, астры завитки,

Красотой волшебной радуют цветы.

Чувствуем живой мы трепет лепестков,

Вечно любоваться ими я готов.

Жостовская роспись, как костер, горит,

Промысел народный очень знаменит.

Вот какой чудесный жостовский цветок,

В нем красив и ярок каждый лепесток!

Черные подносы с жостовской росписью

Сразу покоряют нас колдовскою росписью,

Увлекают яркой, буйной красотой,

Все букеты вымыты утренней росой,

Лепестки нежнейшие дышат и живут,

Пышные соцветия сказкою цветут.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Народные символы России"

Автор: Вишневецкая Ольга Ивановна

Дата: 08.11.2015

Номер свидетельства: 249827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Внеурочная деятельность на тему "Символ России" "
    ["seo_title"] => string(51) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-na-tiemu-simvol-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "110229"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1405703128"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Народные промыслы России".Разработка классного часа."
    ["seo_title"] => string(48) "narodnyiepromyslyrossiirazrabotkaklassnoghochasa"
    ["file_id"] => string(6) "300111"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456667045"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект НОД «Родина моя – Россия » в средней группе"
    ["seo_title"] => string(49) "konspekt_nod_rodina_moia_rossiia_v_srednei_gruppe"
    ["file_id"] => string(6) "575360"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1615647910"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Картотека бесед "Государственные и народные символы нашей Родины - России""
    ["seo_title"] => string(71) "kartoteka_besed_gosudarstvennye_i_narodnye_simvoly_nashei_rodiny_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "617008"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1667979166"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Методическая разработка открытого  урока по дисциплине "Английский язык"  -"Народная культура России и Великобритании" "
    ["seo_title"] => string(122) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-distsiplinie-anghliiskii-iazyk-narodnaia-kul-tura-rossii-i-vielikobritanii"
    ["file_id"] => string(6) "123265"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414436924"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства