kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мой олений край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная игра "Мой олений край". Мы проживаем на Ямале, в Тазовском районе.У нас большая школа-интернат, где учатся дети коренной народности-ненцы.Для наших детей такие мероприятия, связанные темой о родном крае, о природе севера очень интересны.Ребята быстро увлекаются игрой, активно работают, показывают свои знания о Ямале, коллективно учавствуют в конкурсах. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Мой олений край" »

Тема: «Мой олений край!»

Форма: познавательная игра.

Цель и задачи:

  1. Проверить знания воспитанников по краеведению.

  2. В игровой форме выявить лучшую команду знатоков-оленеводов.

  3. Формировать коллективизм, умение работать сообща.

  4. Воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре своего народа, патриотизм.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор, тематические слайды.

  2. Жетоны в виде оленей.

  3. Загадки народов Севера.

  4. Четыре чистых листа бумаги, две ручки.

  5. Тексты стихотворений Л. Лапцуя (заранее даются для заучивания наизусть).

  6. Грамоты.

Ход мероприятия.

1. Вводная беседа.

- Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой Родной дом – это и детство в нём, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей малой Родиной - местом,

где родился и вырос.
Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт:

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

- Что у вас ассоциируется со словом «Родина»? как можете в нескольких словах описать свою малую родину, т.е.- место, где вы родились? (ответы детей)

Наша родина-Ямал, Тазовский район.


(слайд 1) Наш поселок лучше всех на свете – Стоит на берегу реки.

По Тазу ходят пароходы

И ловят рыбу рыбаки.

По тундре бегают олени

Растут брусника и грибы

И газ тут есть, и всех богатств не перечесть

Наверно, спросите меня:

- Где эти дивные края?

- Это, Тазовская тундра - это родина моя! (Салиндер Катя)

Мы живем на Ямале, который смело можно назвать оленьим краем. - почему?

Даже на символике (флаге и гербе) округа и нашего района изображен в центре - олень.


(слайд 2)

Это – охотники, рыбаки, оленеводы. Это удивительно дружелюбный, спокойный, отважный, трудолюбивый и выносливый народ, живущий одной жизнью с природой. Жизнь в тундре невозможна без оленей. Не случайно буквальный перевод дикого оленя илебць – средство для жизни.


(слайд 3,4)

Чем занимаются местные жители?



(слайд 5)

Олень – всему голова. Сами ненцы говорят: «Береги оленя, как мать-землю. Он тебя кормит, одевает, согревает. Он – смысл твоей жизни».




2. Проведение состязания.

Сегодня каждый из вас на короткое время станет оленеводом. Цель каждой команды – собрать в свое стадо как можно больше оленей. Откуда их взять? За каждый пройденный этап состязания команды получают по одному оленю, с каждым правильным ответом количество оленей в стаде увеличивается.


(слайд 6)

«Что дает олень человеку?»

(Каждая команда письменно отвечает на поставленный вопрос. Побеждает та, которая даст более полный ответ).

Ответ: Олень дает человеку все: пищу, материал для одежды, обуви и жилища, используется как транспортное средство.

Подведение результатов конкурса, выдача оленей.

Оленье стадо является разнородным не только по своему многоголосому хорканью, но и по масти: белый; дымчато-белый; пестрый; черный; серебристый и т. д.

Различают оленей и по возрасту, по степени прирученности, по рогам.

Слабых и больных оленят отдают детям, которые отогревают их в чуме и ухаживают за ними. – как зовут такого олененка в тундре? (авка)


(слайд 7)

Оленю посвящены многие стихи ямальских поэтов и писателей (обращаемся к выставке книг о северной природе, об оленях, о жизни оленеводов).


2. (слайд 8) Как же научились народы Севера использовать оленьи рога?

Сказка о том, как появились у оленя рога.

(Каждая команда письменно отвечает на поставленный вопрос. Побеждает та, которая даст более полный ответ)

Ответ: Панты спасали от страшной северной цинги. Когда рога костенеют, из них вытачивают рукоятки для ножей, наконечники для стрел, украшения для праздничных поясов, шило для мастериц, детские игрушки… остатки же отдают собакам зубы точить – на всё оленьи рога пригодны.

3.Конкурс. Но главное – перестали олени перед волками слабыми и беззащитными быть. Теперь не всякий волк на оленя-рогача набросится.

(слайд 9 о животных)

-Каких животных тундры вы знаете? (написать ответы)

Подведение результатов конкурса, выдача оленей.


(слайд 10)


Дополнительный балл:

-Закончились зимние олимпийские игры в Сочи, скажите какие животные стали талисманом этих игр (бел.медведь, заяц, леопард)

-в нашем поселке прошла окружная спартакиада по северному многоборью, какой представитель животного мира северного края встречал гостей, спортсменов? (бел.медведь-Лимбик)

Подведение результатов конкурса, выдача оленей.


4 Конкурс: «Подскажи словечко» (ведущий читает стихи-загадки, команды по очереди отвечают).

Как спастись от злой погоды? – думали оленеводы.

Натянули на шесты из оленьих шкур холсты.

Развели очаг внутри, доски положили –

В том жилище кое-как среди тундры жили.

Ты же вспомни дом из шкур и скажи, дружище,

Как назвали пастухи скромное жилище?   (Чум.)

Не по рельсам, не по шпалам

Поезд мчится разудалый.

Снежный наст, прогнувши тяжко

За упряжкою упряжка,

Нарушая тундры тишь,

Называется…   (Аргиш.)

Каюр величавый на нартах сидит,

Умело упряжкою руководит.

Едва прикоснувшись к оленям шестом

Как-будто на скрипке играет смычком

И лихо покрикивает: «Хэй, хэй!»

А шест называется просто… (Хорей.)

Бьет олень копытным боком,

Ищет корм в снегу глубоком,

Может, веточку, какую иль травиночку сухую.

Но не то и не другое

Его, в общем, не устроит –

Для него лишайник ценен!

Как зовется корм олений? (Ягель.)

Подведение результатов конкурса, выдача оленей.



5. (слайд 11 о растениях)

Конкурс: - какие растения тундры вы знаете? (кто больше даст ответов - тому олень).


(Слайд 12-песня)

Физкультминутка: (сбор ягод)

-пока жюри подводит итоги, чтение стихотворения на ненецком языке «Перелетные птицы» Юганпелик (Салиндер Ксюша)

Также в наших реках и озерах водится много рыбы.


6. (слайд13)

Конкурс: «Какая рыба водится в северных озерах и реках? (ответы детей)

7. (слайд14)

Конкурс: Перед вами изделия коренных жителей Ямала. Глядя на них, можно многое узнать о жизни и обычаях коренных народов. Большинство вещей сшито из оленьего меха и украшено необыкновенными орнаментами, каждый из которых имеет свое название и предназначение. И следующий конкурс:


8. Конкурс: «Тайна, сокрытая в орнаменте» вы должны написать название ненецких орнаментов

Самые первые орнаменты вырезала древняя бабушка-ненка. В них она выражала свою мысль, которую хотела передать своим детям, внукам, правнукам. В своих узорах ненки рисуют тундру и чум, ведь с чума начинается жизнь ненцев, и он является самым главным в тундре. Показ фотографии чума (рисунок 1) и орнамента “ Подобие чума”. А если есть чум, значит рядом должны быть люди. Людей в орнаменте древняя бабушка — ненка изобразила в виде узора “Головки”. Возле чума всегда должны быть олени. Вот узор “Оленьи рога”. Кто же охраняет оленей? Оленеводы, вся их жизнь связана с дорогой. Вот узор “Тропы оленьи”. В тундре, кроме людей живут птицы, звери, в озёрах - рыба, поэтому появились такие орнаменты, как “Уши зайца”, “ Медвежьи уши”, “След медведя”, “Красивые оленьи рога”, “Кости щуки”, “Вороны”.

(За правильное название 4-х орнаментов – 2 оленя, за истолкование – 1.) 

Подведение результатов конкурса, выдача оленей.


9. Подведение итога занятия.

Итак, наше путешествие-состязание по оленьему краю подходит к концу. Подсчитаем, какая команда стала обладателем самого многочисленного стада. Этой команде присуждается звание лучшего оленевода.

-о чем еще мы говорили на занятии? (об оленях, о тундре, о родине)



Вывод:

Вот видите, на какой удивительной и прекрасной земле выпало счастье вам жить. Велик и могуч наш Ямал. Под стать ему люди его населяющие – сильные духом и богатые сердцем. И нам, будущему этого края, очень важно сохранить все его удивительные краски и сделать всё, чтобы преумножить его величие и красоту.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
"Мой олений край"

Автор: Семенюта Светлана Петровна

Дата: 15.11.2014

Номер свидетельства: 130963

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Сценарий спортивно-познавательного досуга  для детей 6-7 лет  «ЯМАЛ - мой край родной!»"
    ["seo_title"] => string(77) "stsienariisportivnopoznavatielnoghodosughadliadietiei67lietiamalmoikrairodnoi"
    ["file_id"] => string(6) "260746"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448993766"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Мероприятие “ Дороже нет родного края ”"
    ["seo_title"] => string(43) "mieropriiatiie-dorozhie-niet-rodnogho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "288397"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454611219"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Интерактивная игра "Мой край" "
    ["seo_title"] => string(30) "intieraktivnaia-ighra-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "124538"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414724959"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Внеклассное мероприятие "Чудеса моей Республики""
    ["seo_title"] => string(55) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_chudiesa_moiei_riespubliki"
    ["file_id"] => string(6) "345241"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1474552287"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Презентация для урока по окружающему миру по теме: "Мой край" "
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-dlia-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-tiemie-moi-krai"
    ["file_id"] => string(6) "152147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420810608"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства