Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по познавательному развитию на тему "Волшебная вода"»
Краевое государственное казенное учреждения «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Уссурийск»
Методическая разработка
по познавательному развитию для детей подготовительной группы
на тему: ВОЛШЕБНАЯ ВОДА
составила: Вершинина Светлана Викторовна
89510012924
84234332624
Уссурийск, 2017
Цель:
углубить знания детей о значении воды в нашей жизни;
формировать представление о разнообразии состояния воды и видах её существования;
развить познавательную активность детей;
познакомить детей с процессом поступления воды в кран;
закрепить понятие «Круговорот воды в природе».
Материал:
Глобус, схема поступления воды в кран, разрезная мозаика реки, голубые ленточки разной ширины и длины, диск с музыкой звуков воды, шапочки для игры: «Тучка» - 1 шт., «Солнышко» - 1 шт., «Капелька» - на всех детей, пластиковые стаканчики по 2 на каждого ребенка, два стеклянных стакана, блюдце, прозрачная бутылка, трубочка для питья, сок, молоко, две чайные ложечки, прозрачный графин, карточки с правилами пользования водой.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус и скажите мне, что он нам напоминает.
Дети: Нашу планету Земля.
Воспитатель: Правильно! Расскажите стихотворение о Земле.
Ребёнок:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живет в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли зовется этот дом.
Воспитатель: Кто знает, что на глобусе обозначено голубым цветом?
Дети: Вода.
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о воде. Я начну, а вы продолжите:
Где солнце пригреет, там и примелет.
Дети:
Где много воды, там жди беды.
С гуся вода, с молодца худоба.
Силен как вода, а глуп как дитя.
Огонь чистит, а вода моет.
Вода – то близко, да ходить склизко.
Хлеб да вода здоровая еда.
Под лежачий камень и вода не течет.
Тихая вода берега подмывает.
Чужая слеза, словно вода.
Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку – земля.
Скоро огонь горит, да вода бежит.
Воспитатель: Молодцы! Нет на Земле ни одного организма, который может прожить без воды.
Вода – это настоящая волшебница. Она умеет превратиться и измениться.
Ребёнок:
Вы слышали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает.
В лес туманом заползает.
На плите у вас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё вам умываться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
Воспитатель: Дети, а что вы знаете о воде?
Дети:
Вода очень нужна людям, животным и растениям.
Её пьют, добавляют в пищу и без неё нельзя обойтись.
Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды всего три дня.
Воспитатель: Дети, а вам известно, что внутри человека тоже есть вода?
Дети: Да.
Воспитатель: Гле же она содержится?
Дети:
Вода находится в крови.
Вода помогает переваривать пищу.
С помощью воды увлекаются вредные вещества из организма человека.
Воспитатель: А какая бывает вода?
Ребёнок: Вода бывает дождевая, речная, морская.
Воспитатель: Чем же отличается речная вода от морской?
Ребёнок: В реке вода пресная, а в море она солёная.
Воспитатель: Как вы думаете, какая воды больше и почему?
Ребёнок: Я думаю, что соленой, потому что на Земле много морей и океанов.
Воспитатель: Знаете, я он прав. Солёной воды на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает пресной воды даже для того, чтобы утолить жажду. Именно мы с вами как хозяева природы может её беречь и охранять. Воды – ведь так мало!
А сейчас давайте мы посмотрим, что представляет собой вода и разберем свойства воды.
Опыты с водой
1. Посмотрите, пожалуйста, на бутылку с водой, обратите внимание на её форму. Сейчас мы перельем воду в стакан, а затем в блюдце. Что вы можете сказать?
Вывод детей: Вода не имеет форму.
2. Вот стоят два прозрачных стакана один с водой, другой с молоком. В оба стакана положим чайные ложечки. В каком стакане ложка видна, а в каком нет? Почему?
Вывод детей: Вода бесцветная, прозрачная, а молоко нет.
3. Перед вами стоят стаканчики с водой и соком. Определите пожалуйста по запаху где вода, а где сок.
Вывод детей: У воды нет запаха, а у сока есть.
4. Теперь в стаканчики с водой и соком опустите трубочки для питья. Потребуйте поочерёдно воду и сок. Определите, есть ли у воды вкус.
Вывод детей: У воды вкуса нет.
5. А сейчас в стакан с водой положим сахар. Давайте посмотрим, что получилось.
Вывод детей: Сахара не видно, а вкус остался.
6. Здесь стоят два одинаковых стакана с водой. Давайте рукой определим, чем они различаются.
Вывод детей: Вода может нагреваться.
7. Ребята, обратите внимание на графин с водой. Скажите, пожалуйста, какая в нём вода?
Дети: Чистая, прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Серёжа, брось, пожалуйста, вот этот мусор в воду. Давайте сравним, какая была вода? Какая стала?
Вывод детей: Вода стала грязная.
Воспитатель: Мы с вами ребята, конечно же, мусор бросать в воду никогда не будем, потому что мы будем её беречь.
Воспитатель: Наши дети приготовили для нас загадки, давайте послушаем их внимательно и попробуем отгадать.
Ребёнок:
Голубая карета
Едет всё лето,
Зима настанет –
Карета встанет
(река)
Ребёнок:
Без ног, а спешит
Ветер дунет, задрожит,
Нет рта, - а смеётся,
И бежит, и льётся.
(река)
Воспитатель: А как же рождается речка? Хотите узнать?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте соберем свою реку (дети собирают реку из мозаики).
У нас с вами получилась большая река, она образуется из множества маленьких речек и ручейков. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку.
Сейчас мы у нашей реки порезвимся.
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись!
Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно.
Воспитатель: Ребята, а почему река такой интересной формы? Сначала узкая, потом – широкая? Кто нам расскажет?
Ребёнок:
Из недр Земли забил родник,
Ручьём хрустальным ставшим вмиг…
Спешат ручьи, вперед бегут,
И вот рекой уже текут!
Река течёт не как – ни будь,
А прямо к морю держат путь,…
И море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольёт!
Ну, а потом их помнит сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой.
Воспитатель: Дети, скажите мне пожалуйста, откуда поступает вода в наш кран?
Дети: Из реки.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как же вода поступает в кран и, что с ней происходит дальше. (Все подходят к схеме). Мы с вами пользуемся речной водой. Речную воду очищают в специальном месте, которое называется водоочистительным сооружением. Сначала вода проходит через специальные решётки, которые задерживают рыб, водоросли. Дальше мелкая сетка, еще дальше – фильтры, где вода становится совсем чистой. Чистую воду насосы качают в подземные трубопроводы. Вода по трубам попадает в наш кран. Затем использованная вода по другим трубам и водоочистительным сооружениям проделывает свой путь назад в реку.
Повтори Рома, как вода попадает в кран?
Ребёнок: Речная вода из реки попадает в водоочистительные сооружения, где становится чистой, а затем насосы качают воду и она по трубам попадает в наш кран, потом по другим трубам возвращается в реку.
(Воспитатель по схеме показывает круг)
Воспитатель: Дети, на что это похоже?
Дети: На круг.
Воспитатель: Это один круг, а есть ещё один волшебный круг, который так и называется круговорот воды в природе. Давайте посмотрим, как он выглядит.
(Путешествие по схеме)
Когда над землёй образовываются большие тучи, и там, где капли уже не могут удержаться в воздухе, идёт дождь. Дождливая вода проникает в землю, попадает в ручьи и реки, а из них – в моря. Когда начинает греть солнышко вода с поверхности полей, лесов, рек, морей испаряется и пар поднимается вверх. Высоко над землёй холоднее, чем у её поверхности. Там пар охлаждается, из него образуются облака, из облаков тучи. Из туч весной, летом, осенью выпадает дождь, а зимой – снег. Так из года в год происходит круговорот воды в природе.
Итак, что такое круговорот воды в природе? Кто нам расскажет?
Ребёнок: Из большой тучи вода дождём льётся на землю, попадает в реки, потом солнышко греет и капли испаряются. Когда капель собирается очень много – образуется большая туча. И всё повторяется.
Воспитатель: А сейчас нас ждёт увлекательная игра, в которой мы обыграем круговорот воды в природе, а называется она «Ходят капельки по кругу».
(Всем детям раздаются шапочки «капелек», одна шапочка – «солнышко», воспитателю – «тучка»)
Воспитатель:
Я, мама «тучка», а вы все мои детки – «Капельки», и вам пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя, «капельки» прыгают, разбегаются, танцуют. Мама «тучка» подсказывает, что им делать)
Полетели Капельки на Землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан. (Дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует). Стали Капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка, вернулись к маме Тучки.
Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять.
В заключении давайте вспомним правила пользования водой (на каждое правило показывать карточку):
1. Закрывать кран с водой.
2. Не пускать воду сильной струёй.
3. Набирать столько воды, сколько необходимо.
4. Содержать реки, озёра, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоёмы.
Список использованной литературы
Т.М. Бондаренко «Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада».
В.Н. Волчкова, Н.В. Степаненко «Комплекты занятий в подготовительной группе детского сада».
С.Н. Николаева «Юный эколог».
В.И. Королева «Давайте, люди, беречь планету».
Л.В. Журавлева «Солнечная тропинка». Занятия по экологии и ознакомления с окружающим миром.