kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного занятия по детской литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного занятия посвящена творчеству Н.А.Заболоцкого. Методический материал будет полезен и учителям начальных классов, и учителям словесности. Разработка содержит описание целей и задач проведения мероприятия, методы, содержание подготовительной работы с детьми, а также и сценарий проведения. Рекомендуется проведение внеклассного занятия в форме литературной гостиной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного занятия по детской литературе »

Степакова Светлана Александровна,

преподаватель детской литературы с практикумом по выразительному чтению
ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»


«НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ…»


Количество учебных часов в программе по литературе на изучение произведений и творческой деятельности этого замечательного русского поэта-философа ХХ века, самобытного художника слова, талантливого переводчика мировой поэзии отводится крайне мало – в рамках раздела «Русское литературное зарубежье 40-90-х гг. ХХ века». Вместе с тем, преподаватели русской словесности не могут обойти молчанием литературное наследие Н.А.Заболоцкого по причине особого положения в русской литературе, которое занимает этот поэт и его произведения. Поэтому, знакомство с творчеством и личностью Н.А.Заболоцкого было предложено в целях воспитательной работы с подрастающим поколением перенести на общеколледжный классный час в форме литературной гостиной. Использование этой формы в синтезе трех видов искусства позволило добиться последующего за проведением классного часа, желания студентов обратиться к творчеству поэта.

Цель: Познакомить студентов с поэтическим творчеством одного из выдающихся советских российских поэтов.

Задачи:

- расширить мировоззренческий диапазон, углубить знание программного материала обучающихся в области отечественной поэзии;

- показать взаимосвязь таких видов искусства как поэзия, музыка и живопись;

- формировать духовно-нравственные, эстетические идеалы;

- воспитывать любовь к отечественной культуре.

Методы:

Аналитический, информационно-сообщающий метод; метод эмоционального воздействия.

Предварительная подготовительная работа:

- организация творческой группы из числа студентов;

- сбор информации о творчестве и биографии Н.А.Заболотского;

- создание презентации, подбор стихотворений, музыкального оформления, живописных полотен – творческая группа студентов

Действующие лица:

два ведущих, три чтеца, исполнительница песни, Поэт (внешнее сходство с поэтом).

Оборудование:

  • аудиозаписи:

  • песня «Признание», (муз. М.Звездинского, сл. Н. Заболоцкого);

  • лирической музыки и грустной мелодии (по выбору организаторов);

  • картины русского авангардиста Павла Филонова: «Формула весны», «Масленица», «Победитель города»

Структура мероприятия

Ход мероприятия

(На экране портрет Н.А.Заболоцкого)

(1903 — 1958)

Первый ведущий: Николай Алексеевич Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в творческую пору жизни уже после Октябрьской революции 1917 года. В его биографии поражает удивительная преданность поэзии, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции мироздания и мужественное преодоление барьеров, которые судьба воздвигала на его жизненном и творческом пути.

(Свет в зале притушается. Луч направлен на портрет.)

Поэт: Заболоцкий был румяный блондин среднего роста, склонный к полноте, с круглым лицом, в очках, с мягкими пухлыми губами. Крутой северорусский говорок оставался у него всю жизнь, но особенно заметен был в юности. Манеры у него смолоду были степенные, даже важные. Знакомые говорили, что у него есть врожденный талант важности - талант, необходимый в жизни и избавляющий человека от многих напрасных унижений. Нужно было лучше знать его, чтобы понять, что важность эта картонная, бутафорская, прикрывающая целый вулкан озорного юмора, почти не отражающегося на его лице и лишь иногда зажигающего стекла очков особым блеском.

Первый ведущий: Николай Алексеевич Заболоцкий родился 7 мая 1903 года в Казани в семье агронома. В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пестрые книжные влияния, в том числе влияния господствующих течений предреволюционной поэзии – символизма, акмеизма. Любимыми поэтами его были тогда Блок, Ахматова. В 1920 году будущий поэт приехал в Москву и стал студентом историко-филологического факультета Московского университета, а в 1921 году переехал в Петроград и поступил в Педагогический институт имени А.И. Герцена на отделение русского языка и литературы.

Второй ведущий: Период ученичества и подражаний кончился в 1926 году, когда Заболоцкому удалось найти оригинальный поэтический метод и определить круг его приложения. Основная тема его стихотворений 1926-1928 годов - зарисовки городской жизни, вобравшей в себя все контрасты и противоречия того времени. Недавнему сельскому жителю город представлялся то чуждым и зловещим, то привлекательным особой причудливой живописностью. Первая книга стихов Н.А. Заболоцкого вышла в Ленинграде в 1929 году. Называлась она «Столбцы». Осмысливая свое отношение к городу, Заболоцкий пытался связать социальные проблемы с представлениями о взаимосвязях и взаимозависимости человека и природы. В стихотворениях 1926 года "Лицо коня", "В жилищах наших" четко просматриваются натурфилософские корни творчества тех лет. Предпосылкой сатирического изображения пошлости и духовной ограниченности обывателя ("Вечерний бар", "Новый быт", "Ивановы", "Свадьба"...) явилось убеждение в пагубности ухода жителей города от их естественного существования в согласии с природой и от их долга по отношению к ней.

Поэт (с томиком стихов):

Животные не спят. Они во тьме ночной

Стоят над миром каменной стеной.

Рогами гладкими шумит в соломе

Покатая коровы голова.

Раздвинув скулы вековые,

Ее притиснул каменистый лоб,

И вот косноязычные глаза

С трудом вращаются по кругу…

(«Лицо коня»)

Первый ведущий: Через четыре года выходит поэма Николая Заболоцкого «Торжество земледелия», в которой поэт стремился утвердить мысль о преобразующей силе человеческого разума, обуздывающего силы природы. Тема природы и её взаимоотношений с человеком с преобладает в его творчестве в 1930 – 1940-х годов. Из стихии, противостоящей человеку, несущей ему страдания, природа становится полем его деятельности, источником созидательной энергии.

Второй ведущий: В художественном мире Заболоцкого мир природы и человека слит в единое целое. Поэт не только слышит природу, вглядывается в неё, примечает мельчайшие детали, но и включается в диалог с природой, видит красоту этой жизни, иногда незаметную для окружающих.

Видеокадры русской природы. Звучат вариации народных мелодий

Поэт (с томиком стихов):

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твёрдый клинок…

( «Я воспитан природой суровой…»)

Первый ведущий: Поэзия Николая Заболоцкого необыкновенно лирична, прекрасно ложится на музыку. Всем нам хорошо известна очень популярная среди современной молодежи песня на стихи поэта ««Признание». Это стихотворение Заболоцкий посвятил своей жене Екатерине Клыковой. Давайте вместе ее послушаем.

Звучит песня «Признание» («Очарована, околдована…»)

На экране фотографии поэта с женой


Второй ведущий: Хочется рассказать о еще одной стороне поэзии Николая Заболоцкого- живописности стихотворных образов. Еще Леонардо да Винчи писал: «Живопись – это немая поэзия, а поэзия – это слепая живопись, и как посредством одной, так и посредством другой можно доказать много поучительных вещей». Заболоцкий еще в молодости увлекся живописью. На раннюю лирику Заболоцкого сильно повлияла живопись русского авангарда и, в особенности, П.Н.Филонова.

Поэт:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно. («Портрет»)

Первый ведущий: Необыкновенно часты случаи образных заимствований и совпадений у Заболоцкого и его учителя-живописца Павла Филонова. И в мире Филонова, и в мире Заболоцкого зооморфные, антропоморфные и предметные формы соприкасаются, заимствуя друг у друга те или иные элементы. Можно раскрыть «Столбцы» почти наугад – и увидеть очень близкие к филоновским нагромождения форм. Заболоцкий и в поздние годы часто воссоздавал картины природы как фрагменты филоновской живописи. Главное – в том, что Филонов научил поэта каким-то приёмам видения.

Второй ведущий: Давайте всмотримся в картину Филонова «Формула весны». Художественная ткань полотна состоит из множества мельчайших точечных мазков, из которых возникают узоры, напоминающие вид Земли с её реками, горами и лесами с высоты птичьего полёта, человеческий профиль или вид поверхности Солнца.

За хаотичным изображением образов, просматривается взгляд на мир как на «государство атомов», и вытекающий из такого мировосприятия способ создания произведений искусства путём выявления мельчайших первоэлементов их художественной ткани – «атомов».

Изображённый на картине мир воспринимается как обладающая цельностью и сложностью бесконечная система, имеющая неограниченное количество подсистем. Чтобы добиться этого эффекта, художник использовал ряд приёмов, среди которых – работа точкой, организация двигательной поверхности по принципу мозаики, многократное повторение в пространстве произведения композиционных лейтмотивов. Стихи Н.А.Заболоцкого также атомистичны. Атомистическое восприятие мира отразилось и в содержании стихов Заболоцкого, и в его поэтической технике. Стихотворение строится им из «атомов» поэтической речи – коротких афористичных фраз, отличающихся смысловой завершённостью. В теоретическом фрагменте 1957 года «Мысль – образ – музыка» Заболоцкий писал:

Поэт: «…Прежде всего – сочетания смыслов. Смыслы слов образуют браки и свадьбы. Сливаясь вместе, смыслы слов преобразуют друг друга и рождают видоизменения смысла. Атомы новых смыслов складываются в гигантские молекулы, которые, в свою очередь, лепят художественный образ…».

Я листьев солнечная сила.
Желудок я цветка.
Я пестика паникадило.
Я тонкий стебелек смиренного левкоя.
Я корешок судьбы.
А я лопух покоя.
Все вместе мы – изображение цветка,
Его росток и направленье завитка.

(Из поэмы «Деревья»)

Первый ведущий: Как и Филонов, Заболоцкий рассматривал предметы одновременно с различных позиций, «фасеточным» зрением. Например, в стихотворении «Сквозь волшебный прибор Левенгука» в поэтической форме выражается многомерное, многостороннее восприятие мира:

Поэт:

Но для бездн, где летят метеоры,

Ни большого, ни малого нет,

И равно беспредельны просторы

Для микробов, людей и планет.

Первый ведущий: В стихотворениях Заболоцкого сопоставляются макро- и микромир, в них соседствуют «Таинственная Волга» Млечного Пути и те «твари», которых открывает нам «волшебный прибор Левенгука», лебедь в зоопарке и противостояние Марса, ползущий червь и летящий над Кавказом самолёт. От любой, казалось бы, незначительной детали поэт непринужденно переходит к грандиозным, даже космическим масштабам.

Второй ведущий: Следующая точка соприкосновения творческих систем Филонова и Заболоцкого – динамика, движение, которым полны их произведения. Жизнь природы и человека Филонов понимал как вечное движение, непрерывный процесс роста и изменения предметов и явлений. Он в своей живописи пытался осмыслить один из главных элементов жизни – движение. Отличительной особенностью Филонова было желание исследовать движение изнутри, проникнув в тайные процессы зарождения формы.

На картине «Масленица». Пространственный центр занят изображением коляски с запряжёнными в неё лошадьми. У каждой из лошадей ноги написаны одновременно в нескольких положениях. Нанесение на холст нескольких изображений одного предмета поверх друг друга создает ощущение непрерывного роста предмета, возникновения его формы из хаоса на глазах у зрителя. Кроме того, в изображениях лошадей часто встречаются параллельные диагональные линии; перед бегущими лошадьми художник оставляет пустое пространство. По изображениям лошадей художник проводит яркие линии, схематично указывающие направление их движения.

Одно из наиболее известных стихотворений молодого Заболоцкого – «Движение» – возможно, навеяно именно картиной Филонова «Масленица»:

А бедный конь руками машет,

То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.

Первый ведущий: Еще хотелось бы сказать об одной из граней творчества Заболоцкого- он был замечательным мастером художественного перевода. Именно он познакомил русского читателя с «Витязем в тигровой шкуре» Ш. Руставели, произведениями И. Чавчавадзе, Д. Гурамишвили, современных грузинских поэтов, переводил стихи поэтов Германии и Венгрии. Ему принадлежит стихотворное переложение «Слова о полку Игореве».

Второй ведущий: Завершить наш вечер о творчестве поэта Николая Заболотского нам хочется словами его друга, выдающегося советского писателя Валентина Каверина: «Ощущение высокого призвания было для Заболоцкого эталоном в жизни. Он был честен, потому что он был поэтом. Он никогда не лгал, потому что он был поэтом. Он никогда не предавал друзей, потому что он был поэтом. Все нормы его существования, его поведения, его отношения к людям определялись тем, что, будучи поэтом, он не мог быть одновременно обманщиком, предателем, льстецом, карьеристом. Прекрасно понимая, что ложь и поэзия «две вещи несовместимые», он не мог писать то, чего не думал».

Первый ведущий: Как напутствие нам, молодежи ХХI века, звучат строки одного из последних стихотворений

Поэт: Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Заболоцкий Н.А. Меркнут знаки Зодиака. - М.: Эксмо-Пресс, 1998.-353 с.

2.Золоткова Ю.В. Творческий диалог П.Филонова и Н.Заболоцкого в свете натурфилософских идей рубежа ХХ – ХХ вв.[Электронный ресурс]-Режим доступа: URL: http://koryakovtsev.narod.ru/fil.htm




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка внеклассного занятия по детской литературе

Автор: Степакова Светлана Александровна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126623

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по произведению В.Жвалевского, Е. Пастернак "Время всегда хорошее""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_vneklassnogo_meropriiatiia_po_proizvedeniiu_v_zhvalevs"
    ["file_id"] => string(6) "602925"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1647942708"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "Методические разработки по преподаванию предпрофильного курса «Школа юного организатора досуга» с использованием информационно-методических ресурсов "
    ["seo_title"] => string(166) "mietodichieskiie-razrabotki-po-priepodavaniiu-priedprofil-nogho-kursa-shkola-iunogho-orghanizatora-dosugha-s-ispol-zovaniiem-informatsionno-mietodichieskikh-riesursov"
    ["file_id"] => string(6) "126857"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415216983"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Методическая разработка "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_khimiia_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "408739"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492000191"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Методическая разработка "Воздушный транспорт""
    ["seo_title"] => string(46) "metodicheskaia_razrabotka_vozdushnyi_transport"
    ["file_id"] => string(6) "557823"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1600499569"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Методическая разработка  интеллектуальной  игры «Всезнайки»"
    ["seo_title"] => string(58) "mietodichieskaiarazrabotkaintielliektualnoiighryvsieznaiki"
    ["file_id"] => string(6) "275749"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452615407"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства