Все мы разные мальчики и девочки, большие и маленькие . Но всех нас объединяет разум и умение общаться . А любое общение(при встречи, в письме, по телефону) начинается с ………… приветствия
Вот давайте и мы поприветствуем друг друга . Я буду говорить ,а вы, если это относится к вам, поднимайте руку.
Здравствуйте ,мальчики!
Здравствуйте, девочки!
Здравствуйте ,гости!
Здравствуйте те, кто хорошо позавтракал!
Здравствуйте те, кто рад наступлению весны!
Здравствуйте те , кто рад встречи! Молодцы!(если в классе много детей, и они сидят рядом ,можно пустить приветствие на ушко по цепочке).
2. Тема занятия.
Кто догадался ,о чём мы будем сегодня говорить!
Правильно мы поговорим об общении , составим правила разговорного общения . ( на доске открывается тема занятия)Нам всем приходиться задумываться ,что у кого- то всё хорошо: много друзей ,с взрослыми хорошие отношения ,а у меня не очень. Часто наши неудачи от того, что не умеем общаться. А ведь от нашего общения зависит многое: успехи, настроение и даже удача. Вспомните, с кем вы сегодня утром общались?
Изменилось ли настроение от этого общения? Ответы детей.
Общение способно стать источником проблемы, стеной, разделяющей людей, или, наоборот, радостью, стимулом к добрым делам.
Мы с вами порой и не замечаем взаимодействия с другими. Но ,когда нас обидят ,мы задумываемся ,почему это произошло . Общение между людьми – целое искусство. Одни умело владеют им, притягивая к себе окружающих, и дарят радость общения . Другие, наоборот, отталкивают от себя своими колючими словами. Что бы быть успешными ,радостными ,нужно научиться правильному общению с окружающими. Есть два вида общения:
-позитивное (хорошее, приятное)
-Негативное (плохое)
На доске закрепляются новые слова .
Работа с картинками
На нашем столе лежат картинки, рассмотрите, обсудите и расположите на доске в две колонки. Дети после обсуждения вывешивают картинки на доску.
Молодцы мы прекрасно можем оценить общение других людей, как и другие, оценивают наше. И если наше общение будет негативным, захотят с нами общаться? Правильно, нет!
А вот сейчас, давайте выясним, что нам самим нравится или не нравится .
3.Работа с анкетами (диагностика общения в данном коллективе).
(Учитель помогает понять вопросы- первоклассникам )
1. Всегда тебе нравится, как общаются с тобой одноклассники?
Да
Нет
2. Что тебя не устраивает в общении?
Говорят громко, кричат
Перебивают
Грубят, обзываются
Меня не замечают
Мне всё нравится
3. Что нравится в общении?
Когда слушают
Весёлая информация
Доброе отношение
Когда не ссорятся.
4. Игра «Пантомима» (По окончании гости подсчитывают проценты ответов).Пока наши гости считают ваши ответы , мы с вами сыграем в игру «Пантомима».
Встаньте в круг и повторяйте за мной действия и слова.
Привет, ребята!
Яс вами дружу, смотрите, что я вам, покажу (учитель первый показывает любое движение, дети повторяют).
Продолжаем по очереди.
Молодцы!
Озвучивают результаты диагностики. По нашим ответам можно судить ,что мы с вами умеем общаться и в нашем коллективе нет обиженных детей. Общение всегда строится, как игра по определенным правилам .А вот какие они эти правила ,мы сейчас узнаем .
5. Мы посмотрим урок на канале Бибигон «Про правильное общение». Смотрите внимательно и запоминайте все правила общения.
Какие правила общения были рассказаны в ролике? (обсуждение ролика).Молодцы .
6.Работа с предложениями.( На столе лежат карточки с предложениями). Приветствовать собеседника
Поддерживать разговор на различные темы
Слушать другого
Участвовать в беседе
Не прерывать на полуслове
Не показывать, что мнение собеседника не правильное
Не повышать голос
Не сплетничать
Доказывать свое мнение вежливо
Громко кричать
В скучном разговоре отвернуться от собеседника
Если обозвали, ответить тем же
Громко смеяться(Дети читают и выбирают правила позитивного общения).
Давайте соберем наш цветок ,где лепестками будут правила общения. Давайте прочитаем их ещё раз. Посмотрим ,какие лепестки остались на столе .Можно ли их использовать в общении .
Что может зависеть от правил общения? Какие слова помогут нам сделать общение более приятным ,в дополнении к данным правилам? (вежливые слова).
7.Работа с рифмой.
Послушайте стихотворение и помогите мне подобрать вежливые слова.
ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
(Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)
( Автор Олеся Емельянова)
Про общение можно говорить очень много .Сегодня мы говорим про правила общения во время разговора ,но ведь существует общение жестами, мимикой и письменное общение .В данных общениях тоже есть определённые правила, но об этом и о многом другом мы продолжим в следующий раз. 8.Подведение итогов.
Молодцы! Вот и наше занятие подходит к концу, и я хочу узнать понравилось оно или нет. Выберите любую картинку и разукрасьте светлыми и яркими красками, если вам понравилось занятие и общение. Если же вам не понравилось ,то разукрасьте темными красками . Вывешиваем рисунки на доску и оцениваем занятие . Так о чем мы говорили ? Что нового мы узнали сегодня ?
9.Упражнение «Аплодисменты другу» .
Давайте представим ,что испытывает артист после выступления ,слушая аплодисменты. (Правильно, радость, приятное волнение). У нас с вами замечательный коллектив. Сегодня все заслуживает аплодисменты за дружную работу на занятии . Я хочу предложить игру . В ходе, которой аплодисменты звучат тихо в начале и сильнее и сильнее в конце. Встанем в круг .Я подхожу к одному из вас и приветствую аплодисментами .Затем тот, кого я выбрала, вместе со мной выбирает другого участника. Мы ему аплодируем уже вместе . Самому последнему ребенку достаются не только аплодисменты , но и слова «Самые бурные аплодисменты». Игра заканчивается ,если все дети находятся в центре круга.
Спасибо всем. До новых встреч !
Литература:
Журнал «Классный руководитель» Москва 2001;
Сборник Фопель Клаус «Как научить детей сотрудничать?».