Просмотр содержимого документа
«Мероприятие "Подвижные игры на прогулке"»
Мероприятия «Подвижные игры на прогулке»
Проводится в два этапа.
Первый этап: Теоретический.
Второй этап: Практический.
Цели:
1) Сформировать умение самостоятельно организовывать подвижные игры на прогулке.
2) Расширить знания детей о подвижных играх.
Задачи:
1) Формирование нравственных понятий у учащихся.
2) Воспитание навыков культуры поведения на прогулке.
3) Развитие культурно-творческой деятельности
Первый этап: Теоретический
Агитбригада в составе пяти человек под девизом «Мы идем гулять» перед всеми классами начальной школы рассказывают стихи о подвижных играх, о правилах поведения на прогулке и в раздевалке. Каждому классу раздают книжечки с подобными заранее подвижными играми в соответствии с возрастом детей, которые будут проводиться на улице для самостоятельного изучения.
I. «Ода подвижной игре»
Хорошо, когда дети играют:
Будние серые в миг расцветают,
В тоже мгновение мир наступает –
Это игра забияк примиряет.
Здесь неловкий становится быстрым водящим,
А задира – котенком урчащим,
Робкий здесь игроков поведет за собой,
А застенчивый вам свою душу откроет.
Незаметно, не вдруг, но игра помогает
Шаг за шагом детей развивает,
Их мышление, память, внимание,
Углубляет и мира познание.
Ведь не просто играет ребенок
В игре он живет, и не знает границ его мыслей полет!
Лишь представит – и станет пожарным отважным
И ловцом обезьян побывает однажды
Сколько мгновения –
Столько ролей,
Кто их в игре подсчитает точней?
Главная роль, словно счесться кусочек
Каждый ребенок водящим стать хочет.
Нет у игры незаметных ролей,
Трудно понять, что ребятам важнее:
Всех догонят? От ловишки бежать?
Главная – правила все соблюдать!
Словно закон эти правила чтут, смысл игры заключается тут.
Трудно бывает порою сдержаться
И непременно сигнала дождаться –
Покажут здесь выдержку наши ребята,
Усилие воли проявят, где надо.
Маленький ты, но в игре не плошай –
Правила просто всегда соблюдай!
Честный в игре –
Ложь и в жизни увидит,
Слабого он никогда не обидит,
Будет внимателен к людям другим,
Всех обогреет он сердцем своим.
Корни добра прорастут из игры,
Из золотого детства поры.
Правила поведения в раздевалке
1) Ведите себя спокойно, не спешите, не балуйтесь, не шумите.
2) Аккуратно берите свою одежду и по порядку ее одевайте.
3) Не мешайте другим одеваться.
4) Не затевайте в раздевалке игр.
5) Увидел упавшую одежду – подними.
6) Будь вежлив с товарищами, помогай другим.
7) Свои вещи не забывай.
Правила поведения на прогулке
1) На прогулку выходи в строю.
2) Играй на спортплощадке.
3) Не играй с колющими, массивными предметами.
4) Не толкайся, не ставь подножки.
5) Не кидайся камнями, палками, различными предметами.
6) В туалет иди только с разрешения воспитателя.
7) С улицы заходи в строю.
Второй этап: Практический
К его проведению можно привлечь учащихся старших классов для нахождения и проведения подвижных игр на каждом этапе. Заранее обсудив с ними подвижные игры. Каждому классу выдается маршрутный лист с очередностью прохождения каждого этапа.
Все классы начального звена выстраиваются на спортивной площадке, организатор озвучивает цель мероприятия и раздает маршрутные листы. Затем все классы расходятся по своим этапам.
Этап 1. Третий лишний
Из общего числа играющих выбирают двоих: один из них — водящий. Остальные играющие становятся попарно друг за другом лицом к образовавшемуся кругу (круг можно начертить на игровой площадке диаметром 5—6 м).
Первый играющий отходит от водящего на 3—4 шага начинает убегать. Водящий должен догнать его и «запятнать», Чтобы не быть «запятнанным», убегающий игрок может стать впереди любой пары и сказать: «Третий лишний!» («Много троих, хватит двоих!»).
После этих слов стоящий последним в паре начинает убегать от водящего. Если водящему удалось догнать и «осалить» убегающего игрока, то они меняются ролями.
Правила игры:бегать можно только по кругу, но нельзя перебегать через него.
Этап 2. Классики
Для игры понадобится нарисовать мелом на асфальте фигуру с квадратами.
Верхний полукруг называется "котел". Также нужно найти биту - это может быть камушек среднего размера, баночка из-под крема для обуви или конфет (в них для весу можно насыпать песок или землю).
Игроки намечают очередь (кто за кем). Дальше первый игрок кидает биту на первый квадрат и прыгает туда.
"Простые" классики. Прыгаем на одной ноге на 1, потом 2, потом сразу двумя ногами на 3-4, одной на 5, двумя на 6-7, одной на 8, двумя на 9-10, поворачиваемся на 180%, при этом оказываясь вновь двумя ногами на 9-10, и обратно тем же ходом.
Дальше кидаем на 2 квадрат (это - "второй класс") и снова прыгаем сначала. И так далее, кидая биту все дальше и дальше, но всегда начиная прыгать с первого квадрата. На "обратном пути" нужно наклониться и поднять свою биту (если в этот момент игрок стоит на одной ноге, нужно все равно наклониться - тут главное не потерять равновесие). Если не попадаем битой в нужный квадрат, происходит переход хода - прыгает следующий игрок. Выигрывает тот, кто первый "осилит" 10 (десятку). Если бита вдруг попадает в "котел", то сгорает один "класс" (надо будет кидать биту на 1 квадрат меньше, чем до этого "набрали").
Этап 3. Резиночка
В процессе игры резиночка поднимается по ногам все выше и выше, достигая положение от самого простого – на уровне щиколоток, до самого сложного – на поясе. После безошибочного выполнения всех упражнений на первом уровне, играющий повторяет их на следующем. Если же играющий ошибается в выполнении упражнения, ход переходит к следующему игроку, а допустивший ошибку занимает место в резиночке. Возможен вариант, когда в резиночку играют не 3, а 4 человека – парами. В этом случае партнер может выполнить упражнение вместо допустившего ошибку. Набор упражнений и последовательность их выполнения в разных вариантах игры могут быть различны, на рисунках ниже приведем базовую схему правил игры в резиночку.
«Березка». Исходное положение: стоя к резиночке боком. Перепрыгиваем сначала через одну половинку резиночки, а затем через вторую таким образом, чтобы резинка оставалась между ногами. Выпрыгиваем за резиночку.
«Пешеходы». Исходное положение: лицом к резиночке. Прыгаем на резиночку таким образом, чтобы прижать каждую половинку к земле ногой, затем меняем ноги.
«Ступеньки». Исходное положение: лицом к резиночке. Прыгаем на ближнюю половину резиночки так, чтобы одна нога была под ней, а другая прижимала ее к земле. Перепрыгиваем на вторую половину резинки, меняя положение ног. Выпрыгиваем из резиночки и повторяем упражнение в обратную сторону.
«Бантик». Исходное положение: лицом к резиночке. Прыгаем на ближнюю половину резиночки так, чтобы одна нога была под ней, а другая прижимала ее к земле. Не отпуская резиночку, прыгаем на вторую половину, располагая ноги симметрично. Выпрыгиваем за пределы резинки.
«Платочек». Исходное положение: лицом к резиночке. Прыгаем на дальнюю половинку резинки, прижимая ее двумя ногами к земле. Ближняя половина резинки при этом должна зацепиться за ноги. Выпрыгиваем за пределы резиночки. В другом варианте необходимо не напрыгнуть, а перепрыгнуть через дальнюю половину резиночки.
«Конфетка». Исходное положение: внутри перекрученной, на подобие конфеты, резиночки. Подпрыгиваем, давая резиночке раскрутиться, и приземляемся ногами на половинки резинки.
Этап 4. Ручеек
В эту игру играть можно практически в любом месте: на поле, во дворе, в коридоре школы. Единственное условие - для игры нужно как можно больше детей (так интересней).
Количество играющих должно быть нечетным: все разбиваются на пары и встают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит в образованный коридор сзади, выбирает себе пару из играющих и встает в начало "ручейка". Освободившийся игрок становится водящим, идет в конец "коридора", проходит сквозь него и выбирает себе пару.
Прелесть игры состоит в том, что в процессе водящих становится все больше (все спешат как можно быстрее сами выбрать себе "пару"), а коридор все длиннее. Бывает и такое, что девочка (мальчик) из уже стоящей пары не хотят расцеплять рук и идти с водой, это тоже является поводом для насмешек.
Еще одна прелесть игры в том, что таким образом часто проявлялась "скрытая" симпатия мальчишек и девчонок.
У игры нет ни начала, ни конца, ни условий выигрыша-проигрыша - играют пока не надоест.
Этап 5. Караси и щука
Перед началом игры выбирают или воспитатель назначает из играющих «щуку». Остальные играющие дети делятся на две группы: первая группа, взявшись за руки и вытянув их в стороны, образует большой круг. Это пруд, в котором «плавают» (бегают) караси.
В начале игры «щука» находится за пределами круга.
Воспитатель подает сигнал или говорит: «Осторожно, щука!..» После этих слов «щука» быстро вбегает в «пруд» и старается поймать зазевавшихся «карасей». Каждый из карасей, стремясь спастись от «щуки», занимает место за спиной одного из играющих, стоящих по кругу. В таком положении «карася» ловить нельзя.
«Щука» ловит не спрятавшихся за спины других игроков-«карасей» и выводит их за пределы круга. Игра повторяется. Когда поймано 4—6 карасей, можно сменить «щуку», а пойманных «карасей» снова вернуть в игру.
Этап 6. Стой!
Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них (водящий) получает маленький мяч и выходит на середину круга.
Водящий сильно ударяет мячом о землю и называет чей-нибудь номер. Вызванный игрок бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Вызванный (новый водящий), схватив мяч, кричит: «Стой!» Все останавливаются и стоят неподвижно там, где их застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать и т. п.). Если водящий промахнется, то бежит за мячом, а остальные разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит: «Стой!» и кидает мяч в кого-либо из игроков. Осаленный мячом игрок становится новым водящим. Играющие окружают его, и игра начинается сначала.
Правила запрещают сходить с места после команды «Стой!», но пока мяч не в руках водящего, можно как угодно перемещаться по площадке.
Этап 7. Ловишка
Одна из самых популярных игр не только для детей дошкольного, но и школьного возраста, не требующая никакого дополнительного оборудования. Хотя сама игра имеет много разновидностей, изменений в правилах, но все сводится к одному: состязанию в скорости бега.
Цель игры: развитие способностей бега, опорно-двигательного аппарата, ловкости, координации движения, чувства спортивного соперничества.
На игровой площадке проводят две параллельные линии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста и физических возможности играющих детей).
Играющие дети стоят у одной линии. Между линиями — зона «ловишки». В начале игры роль «ловишки» выполняет воспитатель, показывая, как нужно ловить. Потом ловишкой становится кто-то из детей. Воспитатель подает сигнал: «Бежим!..» (это может быть свисток, хлопок в ладоши и т. п.). После этого дети стремятся перебежать от одной линии до другой, а «ловишка» в это время их ловит по одному, и пойманный ребенок отходит в сторону. Он больше не принимает участия в игре.
Таким образом игра продолжается несколько раз, до тех пор, пока на игровой площадке останется один ребенок или «ловишка» не переловит всех.
В то же время игру можно остановить в любой момент, объясняя это заменой «ловишки» на другого из играющих детей.
Варианты игры:
дети не перебегают от черты к черте, а у каждого из играющих на игровой площадке есть свой домик (камень, пенек, нарисованный круг и т. д.), в котором нельзя ловить;
можно оговорить, что нельзя ловить детей, успевших присесть или остановиться на одной ноге, поджав другую ногу и обхватив ее обеими руками. При смене положения — игра продолжается;
одним из вариантов является, что первый же пойманный играющий ребенок становится «ловишкой», а «ловишка» входит в число играющих детей.
Этап 8. Одиннадцать
Все игроки встают в круг и перебрасывают мяч друг другу. Первый ребенок, бросая мяч, громко говорит: «Один!». Дальше броски считают про себя. Тот, кому надо было бы бросать мяч одиннадцатый раз, мяч не ловит, а отбивает, «гасит» его о землю. При этом говорит: «Одиннадцать!». Если все получилось, то он подбирает мяч и начинает игру заново. Если же ребенок зазевался и поймал одиннадцатый мяч, то он садится на корточки в центр круга, а первый бросок делает его сосед справа. Следующий одиннадцатый должен не просто отбить мяч, а попасть мячом в того, кто сидит в кругу. Если это получается, то сидевший в кругу ребенок возвращается в игру, если нет, то неудачливый «стрелок» присоединяется к «сидельцу».
В заключении мероприятия после того как все классы побывают на каждом этапе учащиеся выстраиваются и подводятся итоги проведения подвижных игр.