Просмотр содержимого документа
«Занятие по экологии «Осенняя сказка» (для учащихся 1-2 классов)»
ГБОУ РМ «Краснослободская общеобразовательная
школа-интернат»
Занятие по экологии
«Осенняя сказка»
(для учащихся 1-2 классов)
Провела: Козина Т. В.
2016 г.
Описание методической разработки занятия
Учебный предмет
Воспитательский час
Категория учащихся, на работу с которыми ориентирована разработка
Ученики 1 класса (с речевым недоразвитием)
Форма учебной работы
Внеурочная
Дата проведения
2016 г.
Краткая аннотация (содержание) проекта
Дети с нарушениями резвития речи имеют объективные проблемы в развитии и обучении:пассивное восприятие информации, заниженная самооценка, эмоционально-поведенческие расстройства, низкий уровень работоспособности, пргоблемы общения со сверстниками и взрослыми.
Коррекционная направленность на преодоление и коррекцию имеющихся у детей нарушений: речевых, интеллектуальных, коммуникативных навыков общения, недостаточности развития высших психических функций, благотворно влияет на интеллектуальное и речевое развитие «особых детей», а также способствует развитию творческой активности обучающихся, воспитывает любознательность и повышает интерес к учебным занятиям.
Младшие школьники с нарушением развития имеют поверхностные неотчетливые представления о природных объектах и явлениях, часто смешивают признаки времен года, долго не усваивают названия месяцев, путают их с названиями времен года. Дети 1 класса знакомятся со многими понятиями на уроках «Окружающего мира». Но эти знания чаще всего ограничиваются рамками классной комнаты. Расщирить рамки работы по ознакомленю с явлениями в природе можно на занятиях группы продленного дня.
Педагог-воспитатель способствует формированию экологически грамотного и бесопасного для природы поведения.
Цели и задачи:
- Коррекционные. Развитие речи детей, обогащение словарного запаса, коррекция эмоционально-волевых регуляций.
- Воспитательские. Воспитание любви к природе, обогащение знаний детей о природе.
- Общеразвивающие. Формирование у детей интереса к познавательной деятельности. Выявление и развитие творческих способностей у детей.
Занятие является обобщающим в цепи занятий по экологии и творчеству детей. Проводится как путешествие по станциям в осеннем царстве: «Грибная», «Овощная», «Лесная», «Осенняя». В зале оформляются уголки-«станции», в них рисунки, осенние листья, поделки из овощей и природного материала, выставка даров осени.
Ход занятия.
Звучит мелодия П. Чайковского «Осенняя песня». Праздник начинается. В класс входит Осень со своей свитой: педагог в красивом длинном платье с аппликацией из осенних листьев, рябиновыми бусами, венком из цветов; у свиты на головах короны с изображением овощей.
Осень.
Хожу я по равнинам
Тихой светлой сказкой,
Расписываю рощи
Солнечной краской.
Здравствуйте, друзья! Спасибо, что пришли в гости в мое красочное царство. Познакомьтесь с моими тремя сыновьями (входят осенние месяцы). Как их зовут, отгадайте?
Осень. Вот и прибыли мы на станцию «Осенняя», а хозяевами в ней будут братья-месяцы.
Сентябрь. Я, ребята, припас людям много подарков: и ягоды, и грибы, и овощи, на и лес разукрасил. Смотрите, сколько красок!
Октябрь. У меня тоже найдется, чем похвалиться. Взгляните, какие кругом ковры из листьев, а урожай – просто загляденье. Жаль только, что скоро истекает мой срок. Мне еще так много всего хочется сделать.
Ноябрь. Не грусти. Ровно через год ты опять будешь творить свои чудеса. А я должен подготовить всю природу к зиме. И совсем уже скоро закружатся над лесом и полями первые снежинки – предвестники Царицы Зимы.
Осень. Спасибо, месяцы. Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете?
1. Какой месяц называли листопадником, грязником, позимником, свадебником? (октябрь)
2. Почему сентябрь называли заревником? (за яркость красок)
3. Какие вы знаете пословицы об осенних месяцах?
Холоден сентябрь, да сыт.
В сентябре и лист на дереве не держится.
Сентябрь покажет: посеешь жито наспех – оно родит на смех.
Октябрь – капустник, пропах капустой.
Октябрь - ложка воды, ведро грязи.
В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льёт и снизу метёт.
Ноябрь – ворота зимы.
Ноябрь – сентября внук, октября сын, зиме – родной батюшка.
В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
Осень. Ответьте, дети, кому нравится осенняя пора? А что в осени не нравится?
Правильно, мало кто любит моросящий осенний дождь. Давайте, превратим его в весёлый дождь. Предлагаю всем поиграть.
Игра. «Дождик».
Игра «Кто быстрее убежит от дождика».
Осень.
Лес пахнет дубом исосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
И. Бунин
Осень. Эти стихи написал поэт И. Бунин. Красота осени не оставляла равнодушным ни одного поэта.
Ребёнок.
Осень!
Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются,
Там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. Толстой
Ребёнок.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера...
Ф. Тютчев
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча, еще бежит за мельницу ручей...
А. Пушкин
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора.
А. Пушкин
И мы с вами вступаем в лесное осеннее царство. Мы на Лесной станции. Лучше Бунина, наверно, ине скажешь.
Ребёнок
Лес, точно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин
Осень
Лес осенью не только красив, но и сказочно богат. Назовите все осенние лесные богатства. (Детиназываю ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения. Для зверей — шишки, желуди, орехи, грибы и т. д.)
А какие загадки о деревьях, о лесе вы знаете? (Детизагадывают загадки.)
В шубе летом, А зимой раздетый. (Лес)
Листья каких деревьев осенью краснеют?
(Рябина, осина, клён)
Белый передник, Зеленая коса.
(Береза)
Никто не пугает, А вся дрожит.
(Осина)
Весной зеленела, Летом загорела,
Осенью надела Красные кораллы.
(Рябина)
В костяном горшочке каша сладенькая
На солнце варилась.
(Орех)
Зелены кусточки, алые цветочки;
Когти - коготочки стерегут цветочки.
(Шиповник)
Весной — беленая, летом — зеленая,
Осенью — каленая, зимой — хваленая.
(Калина)
По округе славится
Зеленаякрасавица.
Сарафан — как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка — с опушечкой,
С острою макушечкой.
(Ель)
Осень. Сейчас мыкаждому из вас дадим по листочку различных растений (кустарников, деревьев). Определите свое растение. (Дети называют растения.)
Конкурс «Угадай дерево»
Осень. Наше путешествие продолжается. Мы прибываем на станцию «Грибная». Объявляется конкурс стихово грибах.
Появляются грибы-дети в шапочках-шляпках грибов.
ПОДОСИНОВИК
Он в осиннике родится,
Как в траве ни притаится
Все равно его найдем:
Шляпа красная па нем.
БОРОВИК
Смотрите, вот он, белый гриб,
Грибной военачальник!
К атласной шляпке лист прилип
Пожухлый и печальный.
подберёзовик
Не спорю, не белый-
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
МАСЛЕНОК
Весь на виду, возле сосен стоит он,
Ростом с вершок,
Словно подсолнечным маслом пропитан,
Желт корешок.
МОХОВИК
Он выглянул несмело
Из кочки моховой,
Цепочку клюквы спелой
Подняв над головой. –
опята
Нет грибов дружней, чем эти,-
Знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
Осень. Ответьте на мой вопрос: как нужно поступать в лесу с ядовитыми и старыми грибами? Выберете правильный ответ (затаптывать, срывать и выкидывать, беречь)
Грибы. Выполните наше задание. Разложите в два кузовка грибы: съедобные и несъедобные. (Детям дают грибы — нарисованные или вылепленные из пластилина — и они раскладывают их в кузовки.)
Осень. А теперь я вам хочу представить мою свиту. Они загадают вам загадки, и вы поймете, как их зовут. (Когда загадка отгадана, Осень надевает детям короны с изображением овощей.)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать стали под осень-
Не одну нашли, а восемь.
(Картофель)
Стоит матрешка
На одной ножке,
Закутана, запутана.
(Капуста)
Я — красная девица,
Зеленая косица!
Собой горжусь,
Для всего гожусь!
И для сока, и для щей,
Для салатов и борщей,
В пироги и винегрет,
И... зайчишкам на обед!
(Морковь)
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки- дробинки.
(Горох)
Девица белая на вкус пряная
Живёт в темнице, везде сгодится.
(Петрушка)
Я кругла и крепка,
Темно-красные бока,
Я гожусь на обед,
И в борщи, и в винегрет.
(Свекла)
Осень. Вы догадались, что мы попали на станцию «Овощная». Слово нашим овощам.
Инсценировка песни «Спор овощей»
Осень. В лесу выросли грибы,
В огороде – бобы,
В поле ячмень.
В саду – зелен хмель.
А что ещё осень припасла?
Хорошо ли вы их знаете? Тогда выполните задания и ответьте на вопросы:
Какие овощи солят и маринуют?
Какие овощи жарят, сушат?
А без чего не сварить щей и борща?
Осень. А сейчас конкурс: Собрать картинку и назвать её одним словом.
Осень. Спасибо, дорогие ребята. Я вижу, вылюбите осень и много о ней знаете. Я прощаюсь с вами до следующего года. Угощайтесь моими дарами!