Методика организации и проведения родительских собраний.
Методика организации и проведения родительских собраний.
Главным в работе любого образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методика организации и проведения родительских собраний.»
ано дпо «межрегиональный институт
повышения квалификации и
профессиональной переподготовки»
контрольная РАБОТА
по курсу «Теоритические и практические аспекты деятельности классного руководителя в школе с учетом ФГОС»
Вариант № 6
Выполнил (а):
Метелева Галина Александровна
Кемерово 2022
Методика организации и проведения родительских собраний.
Главным в работе любого образовательного учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Актуальность проблемы состоит в том, что школа – является важным вне семейным социальным институтом, образовательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Задачами являются: установление единства в воспитании детей, педагогическое просвещение родителей, изучение и распространение передового опыта семейного воспитания, ознакомление родителей с жизнью и работой образовательного учреждения. Также важной задачей является привлечение родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником. Для этого существуют различные формы работы с родителями - традиционные (родительское собрание, презентация, семинары и консультации, наглядный материал - информационные стенды, буклеты, памятки; педагогические беседы, посещение семей, дни открытых дверей и т.д.) и нетрадиционные (анкетирование, конкурсы и проекты, круглый стол с родителями) формы работы. Родителям необходимо помнить, что школа - только помощник в воспитании и обучении ребёнка, и поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитального и образовательного процесса. В законе Российской Федерации об образовании говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте. Виды родительского собрания:
Общешкольные родительские собрания проводятся два раза в год. Цель таких собраний – знакомство с нормативно – правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступает директор, его заместители. Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
Классные родительские собранияпроводятся, обычно, раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Цель классных родительских собраний – обсуждение задач учебно – воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На собраниях анализируют учебные достижения учащихся, характеризуют их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Родительское собрание условно делится на три части:
вступительная;
основная;
заключительная.
Структура подготовки к родительскому собранию включает в себя следующие моменты:
Определение цели.
Изучение научно – методической литературы.
Проведение микроисследований.
Определение вида, формы и этапов собрания, способов и приемов работы его участников.
Выбор формы приглашения родителей.
Разработка решения собрания, его рекомендации, памяток родителям.
Ведение протокола.
Оборудование и оформление помещения для собрания. Формы проведения родительских собраний:
Традиционные формы проведения родительских собраний:
педагогический ринг;
родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений и т.д;
родительское собрание в форме кафе;
пикник (родительское собрание в походе у костра);
деловая игра;
пресс-конференции (родительское собрание в форме пресс-конференции, когда, либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей);
родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов;
конференция отцов;
собрание-диспут;
родительское собрание – спектакль, в котором выступают их дети;
домашние посиделки.
Нетрадиционные методы проведения родительских собраний:
«Читательская конференция». За 2 недели родителям сообщается тема собрания, предлагается материал на данную тему. Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по заявленной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Педагог просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Предлагается несколько высказываний, и родители комментируют, обсуждают эти высказывания, делятся своим мнением по данному вопросу.
«Аукцион». Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме.
«Семинар – практикум». На собрании могут выступать воспитатель, учитель, родители и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты.
«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в вопросах правильного питания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по данной теме. Родители дают практические советы. В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде « Копилка родительского опыта».
«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, педагоги, специалисты.
«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения.
Этапы родительского собрания
1 этап. Организация родительского собрания.
Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.
При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие жизнь детей в детском саду. Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках. Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания.
2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.
Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;
Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.
Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна.
Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов".
Психолого-педагогическое собрание. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.
Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.
Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии.
Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".
3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.
Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать вывод, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это в последствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации. Правила подготовки родительского собрания. Правило 1. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. Правило 2. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время. Правило 3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям. Правило 4. Общение воспитателя и родителей должно быть тактичным и выдержанным. Правило 5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков. Правило 6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным. Советы психологов:
перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение; отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;
самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
не забудьте "золотое правило" педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
поблагодарите всех, кто нашёл время прийти (особенно отцов)
в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей. И ещё раз - будьте предельно корректны и тактичны!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Классному руководителю о классном часе / под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. - М.: Сфера, 2017.
Багдасарова С.К. Психология и педагогика / С.К. Багдасарова, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: ИКЦ "МарТ", 2019.
Зенина Т.Н. Родительские собрания в школа. Учебно-методическое пособие / Т.Н. Зенина. - М.: Педагогическое общество России, 2010. ОСОБЕННОСТИ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ
ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА
Ресурсы системы дистанционного обучения института:
Электронный учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» [Электронный ресурс]. – URL: http://tisirus.bget.ru
Конституция Российской Федерации : офиц. текст. – М. : Маркетинг, 2001. – 39 с. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР : [принят третьей сес. Верхов. Совета РСФСР шестого созыва 11 июня 1964 г.] : офиц. текст : по состоянию на 15.11.2001 / М-во юстиции Рос. Федерации. – М. : Маркетинг, 2001. – 159 с.