Мастер – класс по развитию мелкой моторики рук у детей.
Цель: показать педагогам приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Рука – это вышедший наружу мозг человека.
Н.Кант
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет фундамент умственного развития. Это, прежде всего познание окружающей действительности: исследование предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции, цвет, положение в пространстве). Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
У учащихся школы VIII вида наблюдается замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами, особенно это проявляется у детей с глубокой умственной отсталостью. У многих детей отмечаются нарушения координации движений глаз и рук. Перечисленные особенности сочетаются с общей моторной недостаточностью.
В старину наши предки пели детям песенки – потешки, играли в «Ладушки», «Идёт коза», «Сорока», «Этот пальчик дедушка» и т.д,, сопровождающая речь движениями рук. А современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают: уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкально-исполнительных, конструктивных и трудовых умений, овладения языком, развитию первоначальных навыков письма
Работу по развитию тонкой моторики провожу в системе коррекционных занятий, индивидуальной работы. Овладение тонко координированными движениями рук осуществляется путем специальных упражнений и игр. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, развитие тонких двигательных координаций, необходимых для полноценного