«Люди – живая история. Я вырос здесь, и нет земли милей»
«Люди – живая история. Я вырос здесь, и нет земли милей»
Материал классного часа, посвящен изучению истории родного края, направлен на воспитание чувства патриотизма у детей, гордости за свою страну, малую родину.Материал будет полезен для учителей и воспитателей при подготовке мероприятий о Родине, малой родине.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Люди – живая история. Я вырос здесь, и нет земли милей»»
Конспект классного часа по краеведению в 8 классе
Тема: «Люди – живая история. Я вырос здесь, и нет земли милей»
Автор: Сарипова Роза Ерсаиновна, учитель истории.
Описание работы: Предлагаю вам конспект классного часа, посвященного изучению истории родного края, направленного на воспитание чувства патриотизма у детей, гордости за свою страну, малую родину.
Данный материал будет полезен для учителей и воспитателей при подготовке мероприятия по краеведению, уроков, посвященных изучению понятиям «Родина», «малая родина».
Тема: «Люди – живая история. Я вырос здесь, и нет земли милей»
Образовательная цель: формировать знания по истории родного края;
Развивающая цель: формировать образ родной страны, как Родины, расширить представления учащихся о своей малой Родине, о жителях своего посёлка.
Воспитательная цель:способствовать воспитанию патриотических чувств у детей, гордости за свою страну, малую родину, земляков.
Оборудование:
1.Выставка книг земляков –кушумцев;
2.Выставка работ талантливых мастеров п. Кушумский;
3.Презентация к уроку: «Я вырос здесь, и нет земли милей»
4.видеофильм о скульпторе Мельникове Ю.С. «Чудеса рукотворные»
5.видеофильм « Моя малая родина- посёлок Кушумский»
Вступление
-Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии: «Люди - живая история. Я вырос здесь, и нет земли милей», посвященном теме Родины, нашей малой Родины. (презентация слайд 1)
(звучит аудиозапись песни «С чего начинается Родина?») Педагог: Что человек называет своей Родиной?
Ученик : Родина – где тебя всегда ждут, понимают и любят. Родина – это земля, государство, где человек рождается. Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).
Ученик:Родина - это Россия! Россия – огромная страна, которая привольно раскинулась от Крайнего Севера до Черного моря. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. (слайд)
Педагог: Да велика наша Родина! На просторах России заметное место занимает наша Саратовская область, которой исполнилось 80 лет, а наша малая родина, совсем маленькая точка – посёлок Кушумский на карте Саратовской области. (слайд)
Моя малая Родина...(вопросы учащимся)
-Что значит « моя»? -Что означает «малая»? -Что значит родина?
(Слайд ) МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа… МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
(слайд) Педагог: У каждого из вас есть любимый уголок земли или запомнившееся место. А то, что становится любимым, запоминается надолго и в памяти сохраняется, как напоминание о детстве. Посёлок, поле, пруд, перелесок. Обычная, как будто ничем не примечательная картина. Но стоит уехать, и где бы ты ни жил, сколько бы ни прошло лет, все будут помниться родные места, как самые прекрасные и неповторимые. Места, где прошли радостное детство, светлая юность. А если не уедешь, если решишь остаться здесь навсегда, чтобы свой труд приложить к труду предшествующих поколений, тем более возникает вопрос: что я знаю о родине своей?
- Для нас с вами Родиной является наш родной поселок Кушумский.
экскурсия по нашему посёлку ( просмотр видеопрезентации)
Стихотворение читает Капарова Д.
Малая Родина или большая - все это Родина, как ни зови. Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви. Малая родина или большая, - все это Родина только одна. В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она.
Я знаю, есть большие города, Где оживленно жизнь ведет круженье. Но где бы ни был, отдаю всегда Поселку я родному предпочтенье.
И наш поселок – небольшой, неброский Мне не забыть, куда не денусь я … Бегут года. Как со свечки капли воска, Все это - жизнь, история моя.. Педагог: -А что мы знаем об истории своего поселка?
(слайд) Поселок Кушумский был основан в 1929 г. 20 века на семи помещичьих хозяйствах – Мальцево, Ржаново. Липерто, Вьюшково, Митрошкино, Михайловского и Шикино. Название свое получил от верховья реки Кушум. Место длястроительства центральной усадьбы было выбрано не сразу, но в конце концов выбор был сделан на увале между двух глубинных балок.
В числе первых жителей поселка был Николаенко Иван Филиппович. Двое из его 4 сыновей остались и всю жизнь проработали в совхозе
« Кушумский». И сегодня у нас присутствует один из сыновей Ивана Филипповича - Николаенко Александр Иванович.
- Александр Иванович, скажите пожалуйста, почему вы всю свою жизнь связали с кушумской землей?(Рассказ Николаенко А.И.)
Знакомство и беседа со знаменитыми людьми поселка.
Наш поселок, конечно же, прославляют люди, живущие здесь. Это наши замечательные земляки, которые внесли огромный вклад в историю нашего поселка. Таких людей в п. Кушумский много. Сегодня мы познакомимся с ними.
Ученик: Для многих наш поселок стал родным и близким, особенно для людей старшего поколения. Здесь прошла их юность, трудовая зрелость, здесь выросли их дети и подрастают внуки …
Ученик: Есть такая народная мудрость «Где родился, там и пригодился». Среди испытаний и трудов человек всегда обретал малую родину, которая нужна ему и которой необходим он сам… своим талантом, своими делами, поступками, мыслями. Педагог: Богата история нашего поселка. В ней были страницы изнурённого труда и незабываемого веселья, страницы трагедий и страницы юмора, но всегда преобладала чистота души и любовь к родной земле. Во всей истории поселка судьбы наших земляков.
Слайд. Мы по праву сегодня гордимся нашими героями, которых вырастила наша кушумская земля это: кавалеры орденов Ленина -
Шустов Василий Алексеевич, кавалер Орденов Ленина, Октябрьской революции и Знака почета, возглавлявший бригаду №1. ,
Допиро Прокопий Васильевич ,Герасимов Дорофей Петрович,Кошелев Николай Степанович,Иконников Иван Макеевич.
К сожалению, их уже нет среди нас, но, несмотря на это, они всегда останутся в нашей памяти и в наших сердцах, как достойный пример для будущих поколений.
Мы гордимся нашим «золотым фондом» хлеборобов (слайд)
Щегольковым Анатолием Алексеевичем – полным кавалером орденов Трудовой Славы и Ордена Трудового Красного знамени ,Рябцевым Иваном Анисимовичем кавалером 2 орденов Трудового Красного знамени, ордена Знак Почета, Николаенко Владимиром Ивановичем-кавалером Трудового Красного Знамени, Герасимовым Владимиром Дорофеевичем - кавалером ордена знак Почета, ордена трудового Красного Знамени 3 степени, Абулхаировым Давыдом Насыровичем - кавалером 2 орденов Трудового Красного Знамени, Поддубняк Анной Андреевной кавалером ордена Трудового Красного знамени, которая в годы войны подростком заменила взрослых мужчин и села за руль трактора. И ещё многими другими, для которых труд стал основным содержанием и смыслом жизни. Он стал делом чести, гордости и доблести. В труде мужает и растёт человек, раскрываются его способности, талант, его духовный мир, растут и крепнут его лучшие черты! Мы рады видеть ветерана труда, полного кавалера орденов Трудовой Славы Щеголькова Анатолия Алексеевича. -Уважаемый Анатолий Алексеевич, не жалеете ли, что всю жизнь проработали механизатором? (рассказ ветерана)
Педагог: Богата ваша земля не только замечательными тружениками, но и талантами, мастерами. Жизнь кушумцев многогранна. Кто -то пишет стихи и музыку, кто – то мастерит своими руками, кто – то становится чемпионом, а кто – то устанавливает рекорды.( Слайд)
Есть у нас свои писатели – это Примаков Иван Иванович, Хлобыстов Роман Николаевич. Местные поэты: Хорошо известно кушумцам имя местной поэтессы–члена союза писателей России Ворониной Нина Николаевны, выпустившей несколько сборников стихов, на ее стихи написаны песени.(слайд)
Сейчас я хочу Вам представить ещё одного интересного человека – нашего земляка, заслуженного скульптура Украинской ССР, единственного скульптура Ершовского района Юрия Степановича Мельникова. Неоспоримой гордостью кушумцев является памятник воину- освободителю в нашем местном парке.
- Юрий Степанович, расскажите, пожалуйста, как создавался образ памятника воину освободителю? (слайд)
Вы видите здесь выставку творчества, сделанную золотыми руками нашей мастерицы – Лысенковой Оксаны Александровны .Она серебряная медалистка, выпускница нашей школы и мама сына-медалиста. Вся красота вышивания бисером, которую вы видите на выставке, это дело рук Оксаны Александровны. Как вы пришли к своему мастерству? - Где берете вдохновение?(рассказ)
Стихотворение читает Утешева Ю.
Кто-то грубо скажет — «деревня». И презрительно смеривши взглядом, Пройдет мимо, наивно веря, Он — то лучше, красивей «фасадом».
А я твердо уверена в том, Что мои земляки — это сила. Ведь на них же держится дом, Да и в целом — моя Россия. В каждой улице здесь — история, И в семье каждой свой роман, Своя сага, своя хронология, Загляни и поймешь все сам. Здесь умеют любить по-русски, И по-русски умеют жить, Приглядись и пойми, посочувствуй, Не порви жизни тонкую нить. Говорят, умирает деревня, Ее участь уже решена. Если мы растворимся во времени, Как же выживешь ты, страна? Поспеши сохранить историю, И гордись, что среди лесов, Есть деревня - малая Родина, Твое детство, твой мир, твой кров.
Ребята, вам было дано домашнее задание, написать небольшие сочинения о своем поселке, о своей малой родине. Пожалуйста, прочтите. (прослушать 1-2 учащихся)
Педагог: - Ребята, я рада, что вы любите свой поселок.
(Слайд) -Давайте прочитаем вместе строчки М.Пришвина:
« Рыбе – вода,
Птице - воздух,
Зверю – лес, степи,горы.
А человеку нужна Родина»
Итог урока: - Люди - живая история, мы в этом убедились. Мы узнали о своих земляках, о людях, которые творили и творят историю малой родины. Без дня вчерашнего не будет дня будущего. А будущее – это вы, дети. Кто знает, может кто-то из вас в будущем впишет свою страницу в историю родного поселка, Ершовского района, Саратовской области.
Рефлексия:
-Ребята, у вас на партах лежат листы с незаконченными предложениями:
Я люблю свой поселок…
Я горжусь своим поселком…
Я хочу, чтобы в будущем в поселке…
(Пожалуйста, закончите предложения)
Завершается урок песней о России в исполнении Шароновой Анастасии ,
победителя муниципального конкурса патриотической песни «Служить России суждено тебе и мне».