5 класс
Литературная игра.
(по поэме Пушкина «Руслан и Людмила»)
Цель игры:
развитие художественного вкуса и языкового чутья на основе поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина;
воспитание морально-нравственных основ личности: честности, порядочности, целеустремленности, чувства любви.
Описание игры:
игра проходит как викторина: две команды (ребята придумывают названия, связанные с поэмой), отвечающие по очереди.
Оборудование:
• две одинаковые карточки со «словариком»;
• выставка книг А.С. Пушкина и о нем;
• чистые листы бумаги, карандаши, ручки, фломастеры;
• карточки для стих-лото (выбираются стихотворные фрагменты из вступления к поэме «Руслан и Людмила», каждое слово фрагмента пишется на отдельном кусочке бумаги, эти листочки выдаются ребятам в перепутанном порядке, а ученики должны сложить из них стихотворный фрагмент).
Ход игры
I. Вступительное слово учителя (ведущего)
В мае 1820 г. А.С. Пушкин (ему 21 год!) закончил начатую в Лицее поэму «Руслан и Людмила». После опубликования поэмы у нее появились восхищенные поклонники и яростные враги.
Пушкин ввел в поэтическую речь простонародные обороты; безупречно-литературный слог стал одновременно и живым, разговорным. Это была «новая» поэма пробуждающегося великого таланта. Враги поэмы говорили, что ее появление похоже на появление в Государственном совете мужика в лаптях, который вошел и сказал: «Здорово, ребята!»
Давайте перечитаем страницы этой сказочно красивой поэмы, насладимся и слогом Пушкина, увлечемся сюжетом, посмеемся над смешными сценами.
II. Вопросы командам
1. Где и когда происходят события поэмы?
(В феодальной Киевской Руси, во времена князя Владимира, примерно в
X веке)
2. Кто и почему сидел невесел на свадебном пиру?
(Три бывших соперника Руслана, влюбленные в Людмилу: Рогдай, Ратмир, Фарлаф.)
3. В чем был «не побежден» Фарлаф?
(В пирах)
4. Что обещал князь Владимир тому, кто вернет ему дочь?
(Людмилу в жены и полкняжества)
5. Как четыре витязя на перепутье избрали свой путь?
(Кони их сами разошлись)
6. Как Руслан узнал о судьбе Людмилы?
(С помощью Финна, старца в пещере)
7. Откуда родом был отшельник, повстречавшийся Руслану?
(Из Финляндии)
8. Почему он стал волшебником?
(Чтобы добиться любви Наины)
9. Что случилось, когда Финн добился своего и Наина его полюбила?
(Она постарела, и любовь старухи была ему не нужна)
10. Как вы думаете, почему Наина стала помогать именно Фарлафу?
(Во-первых, из мести Финну, а во-вторых, потому что Фарлаф был самым легковерным, им было легко управлять)
11. С чем и почему, как вы думаете, автор сравнивает похищение Людмилы?
(Коршун уносит курицу, такое обыденное сравнение нужно, может быть, затем, чтобы «приземлить» страсти)
12. Что случилось с Рогдаем?
(Он погиб в честном поединке с Русланом.)
Первое задание - стих-лото. Выбираются любые четыре строчки из вступления к поэме «Руслан и Людмила» («У лукоморья дуб зеленый...»), каждое слово фрагмента пишется на отдельном кусочке бумаги, эти листочки выдаются ребятам в перепутанном порядке, а ученики должны сложить из них стихотворный фрагмент.
13. Как выглядел сад Черномора?
(Там были дуб, кедр, пальмы, лавр, апельсины, китайский соловей, фонтаны, статуи, водопады, розы, беседки, мостик.)
14. Как выглядел хозяин этого сада?
(Горбатый карлик с обритой головой и длинной бородой.)
15. Что сделала Людмила, впервые увидев своего похитителя?
(С перепугу схватила карла за колпак и завизжала.)
16. Кем оборачивалась Наина?
(Кошкой и драконом.)
17. Чем угрожал Черномор своим невольникам?
(Удушить бородой.)
18. Каким волшебством обладала шапка Черномора?
(Это была шапка-невидимка.)
19. Как надо было надеть шапку Черномора, чтобы стать невидимой?
(Задом наперед.)
20. Где пряталась Людмила по ночам?
(В саду, на деревьях.)
21. Как, по-вашему, автор относится к Людмиле? Какая она?
(Автор любуется, восхищается своей героиней, но и немного подшучивает над ней.)
22. Где и как Руслан добыл себе волшебный меч?
(В поединке с Головой.)
23. Кем раньше была Голова?
(Великаном-богатырем, братом Черномора, предательски им убитым.)
24. Какое пророчество связало Голову, Черномора и Руслана?
(Меч должен был погубить и старшего и младшего братьев.)
Второе задание - конкурс «Живые картины». Ребятам предлагается изобразить любую сценку из поэмы без слов.
25. С помощью какой хитрости Людмилу поймал-таки Черномор?
(Притворился раненым Русланом; когда Людмила его обняла, шапка упала и княжну опутали сетью.)
26. Как Руслану удалось победить колдуна?
(Руслан отрезал бороду Черномору.)
27. Кто и каким оружием нанес первый удар в битве Черномора с Русланом?
(Черномор булавой.)
28. Куда угодила борода Черномора?
(На шишак шлема Руслана.)
29. Каким встречает Руслан своего бывшего соперника Ратмира по дороге в Киев?
(Счастливым мужем рыбачки.)
30. Как случилось, что привозит Людмилу в Киев Фарлаф?
(Наина привела его к месту отдыха Руслана, Фарлаф убил его и забрал
спящую Людмилу.)
31. Кто и как оживил Руслана?
(Финн мертвой и живой водой.)
32. Зачем Руслан во второй раз поехал к Голове?
(Руслан показал Голове обезвреженного карлика и Голова умерла спокойно.)
33. Что стало с Черномором?
(Он стал шутом у князя.)
34. С кем шло сражение под Киевом?
(С печенегами.)
35. Кто и как вернул к жизни Людмилу?
(Руслан» с помощью кольца, данного ему Финном.)
Третье задание - лингвистический конкурс. Объясните значение непонятных слов в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
гридница (комната, где играют свадьбу; приемная для гостей; помещение для гридней - княжеских воинов)
волынка (духовой музыкальный инструмент с надувным мехом)
яхонты (красные рубины)
венец перловый (венчальный головной убор, украшенный жемчугом)
десница (правая рука)
лукоморье (берег, изогнутый в форме лука)
стогна (улицы, площади)
36. Какие сказочные мотивы и приемы вы увидели в поэме «Руслан и Людмила»?
37. Сколько поединков провел в поэме Руслан? (Четыре.)
Четвертое задание - художественный конкурс. Нарисуйте портрет Черномора. (Каждый может рисовать отдельно, потом устраивается выставка. Можно сделать шуточный конкурс: ребята рисуют с закрытыми глазами.)
III. Подведение итогов.
Подсчитываются командные очки и награждаются оценками и сувенирами активные участники игры.