1. Расширить кругозор учащихся о лесе и его обитателях, умение оценивать их значимость в природе и жизни человека.
2. Развитие познавательного интереса к окружающему миру, природе.
3. Способствовать формированию экологического мировоззрения, чувства любви к природе, на основе предвидения последствий своего поведения в природной среде.
Библиотекарь: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами проведем игру – путешествие «Лесными тропами», в которой принимают участие 3 команды - «Осинки», «Березки», « Ёлочки». В конце игры выявим лучших знатоков природы.
Ведущий: Ребята, отгадайте загадку: «Весной шумит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (лес)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои! (С. Полонский)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1. Расширить кругозор учащихся о лесе и его обитателях, умение оценивать их значимость в природе и жизни человека.
2. Развитие познавательного интереса к окружающему миру , природе .
3. Способствовать формированию экологического мировоззрения, чувства любви к природе, на основе предвидения последствий своего поведения в природной среде.
Библиотекарь: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы с вами проведем игру – путешествие «Лесными тропами», в которой принимают участие 3 команды - «Осинки», «Березки», « Ёлочки». В конце игры выявим лучших знатоков природы.
Ведущий: Ребята, отгадайте загадку: «Весной шумит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (лес)
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои! (С. Полонский)
Библиотекарь: Сегодня мы будем говорить о лесе, совершим прогулку в лес, проверим ваши знания, а возможно, с вашей помощью, узнаем что – то новое и интересное о лесе, который, как никогда, нуждается в защите, заботе, любви. Трудно представить Землю не только без цветов, но и без лесов. Лес – чудесное творение природы. Лес – это многообразие растений и животных.
Слайд - презентация: « Растительный и животный мир лесов Казахстана»
Ведущий: Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать это делать другим – это сейчас мало. Надо не только хорошо знать и охранять его, но и выращивать новые леса, сажать деревья, организовывать заповедники, где запрещена рубка деревьев и охота на зверей и птиц.
Библиотекарь: Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом. А что берет у леса столяр, кораблестроитель, железнодорожник, химик, агроном, медик, музыкант? ( Ответы учащихся )
Библиотекарь: Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателями и жизнью человека. Команды подготовили интересные факты : « А знаете ли вы, что..?» Давайте послушаем. (сообщения о совах, кукушках, березе, ели, лесном муравье, барсуке.)
Ведущий: Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
Библиотекарь: Ребята, к нам пришел сегодня человек необычной профессии, тесно связанной с лесом.
Входит лесник, приветствует детей, в руках держит знак « Осторожно! Турист!»
Библиотекарь: Скажите, а что это у вас за знак?
Лесник: Понимаете, ребята, туристы бывают разные: есть хорошие, а есть такие ,о которых говорить не хочется. Они рубят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, засоряют лесные поляны бумагой и мусором, а самое страшное – неумело разводят костер, а в результате возникает самый страшный враг леса- пожар.
3.Ведущий: Известно, что 90 из 100 пожаров возникает по вине человека. Костер, оставленный беспечными туристами, грибниками охотниками, небрежно брошенный окурок, становиться наиболее частыми причинами пожаров.
Лесник: Да, страшное зрелище лесной пожар. Все живое не успевает спастись и гибнет в море огня. И хотя имеются наземная и воздушная служба охраны лесов от пожаров, но пожар легче предупредить, чем тушить.
Библиотекарь: Ребята, а что вы знаете о пожарах? (Ответы детей)
Ведущий: Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Лесник: А приходилось ли вам гулять по лесу спокойно, без беготни, не аукать, не кричать, а просто тихо- тихо пройтись по лесной тропе? В такой прогулке можно открыть множество лесных тайн, узнать, как работают дятлы или как мыши тащат в свой дом травку, как паучки плетут паутину, как пчелы собирают сладкий сок. Вслушайтесь в неповторимые звуки леса. (Звучат звуки леса).
Ведущий: Березы желтою резьбою
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют,
То там, то здесь, в листве сквозной.
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца.
Лиловый, золотой, багряный
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной. ( И. Бунин)
Лесник: А давайте отправимся в лес на прогулку. Но она будет не простая. Вот мы и на полянке, отдохнем немножко. А у меня для вас есть корзинки, но не с грибами и ягодами, а с ребусами. Та команда, которая быстрее разгадает ребус, получит приз. ( зашифрована пословица о лесе)
Библиотекарь: Молодцы! Путешествуя по лесу, мы забрались в самую чащу. Выбраться сможет та команда, которая, проявив смекалку, наблюдательность, интуицию, правильно ответит и подробно объяснит ответы на вопросы викторины « Знатоки леса» (презентация ) . Вам предложено 4 сектора по 3 вопроса ( каждый вопрос оценен баллами по степени сложности.)
Сектор «Эрудит»
10. Название, какого ядовитого растения леса, связано с названием птицы? Зверя? (Волчье лыко , вороний глаз)
20. Какой основной закон леса? (переломи спичку)
30. Что в лесу прочнее стальной проволоки? ( паутина)
Сектор «Экологическая ситуация»
10. Когда Сережа гулял с папой в лесу, то они развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер водой из ручья, а банки и пакеты закопал в землю. Что бы вы сказали папе?
20. Вова и Рома нашли в кустах маленького птенчика, который выпал из гнезда.
-Давай возьмем его домой,- сказал Вова, - пусть живет у нас.
- Нет,- ответил Рома. - Нужно залезть на дерево и посадить его в гнездо. Кто из детей прав?
30. Гуляя по лесу с мамой Саша и Таня увидели муравейник.
- Давай посмотрим, что там внутри,- сказал Саша.
-Давай, - Сказала Таня.
Дети взяли палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подошла к ним, забрала палку . Если бы муравьи могли говорить, они бы вам сказали… Что сказали бы муравьи?
Сектор «Почемучка»
10. Почему, особенно весной и в начале лета ,нельзя шуметь в лесу, громко включать музыку, разжигать костры? ( шум, запах дыма, пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверей искать укромные места)
20. Почему погиб лес, когда вырубили все дуплистые деревья? ( В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых),
30. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы отмершие листья, хвоя, ветки, она влияет на рост молодых всходов растений, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых, предохраняют корни растений от жары, заморозков)
Сектор «Логическая цепочка»Что тут лишнее и почему?
10.Береза, вишня, сосна, дуб.
20. Лев, волк, лиса, заяц.
30. Дятел, свет, сосна, лес-
Библиотекарь: Молодцы! Успешно справились с трудной задачей, нашли выход из лесной чащи.
Лесник: Как видите, человек должен беречь лес от огня, загрязнений, от уничтожения зверей, птиц, растений. Но, чтобы лесные богатства стали достоянием наших потомков, вместо одного дерева следует посадить несколько. Леса не только источник сырья, но и бесценное украшение планеты.
Эту истину знаю отроду и ее никогда не таю:
Кто не любит родную природу, тот не любит Отчизну свою
Так какие же правила поведения вы должны соблюдать, гуляя по лесу? Свои ответы вы должны подтвердить рисунками. (Команды демонстрируют творческое домашнее задание)
( Рисунки учащихся на темы: не оставлять после себя мусор, не шуметь в лесу; ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву; не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них; не повреждать кору деревьев; не убивать змей, лягушек, жаб – они полезны; не рвать паутинку и не уничтожать пауков; не ловить красивых насекомых; не разорять муравейники, птичьи гнезда, не уничтожать насекомых; не ловить животных, не уносить их домой; бороться с браконьерами; не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесенные в Красную книгу; не разжигать костры, беречь лес от пожара; помнить, что из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев.)
Библиотекарь: Вот и подошло к концу наше путешествие по лесу. Теперь мы смело можем утверждать, что без леса нет жизни на Земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будут успешными ни его охрана, ни воспроизводство его богатств. Так что же все - таки лес для нас? Свои ответы «Лес – это…» команды помещают на лесном дереве, на «дереве решений» ( Ответы могут быть такими: наше богатство, растительное сообщество, природная фабрика кислорода, зеленый наряд нашей мли, надежный собиратель и накопитель влаги, зеленый друг, помогающий выращивать хороший урожай, кладовая, отдающая свои дары – орехи, ягоды, грибы…, дом для зверей, птиц, насекомых, место для отдыха человека.)
Ведущий: Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться- и видно все до дна.
Течет вода – водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если и устану – присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.
Здесь где – то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит. ( С. Никитин )
Подводятся итоги игры. Учащимся вручаются памятки с правилами поведения в лесу. Награждаются победители – знатоки природы.