Урок – викторина
Тема: «Путешествие по лесной тропе»
Оборудование: иллюстрации с изображением
растительности, набор открыток
«Лекарственные растения», знаки об
охране природы; Красная книга,
«Ромашка», жетоны для награждения
команд за конкурсы «Желуди» и
«Грибы», карточки с вопросами.
Цель: Выявить степень усвоения знаний по теме «Охрана природы»
Цели:
Предметные: выработать правила поведения на природе;
Метапредметные: коммуникативные : доносить свою позицию до других : высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения;
Ход урока.
Учитель:
- Лес – это источник энергии, лес – это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будут успешными ни его охрана, ни воспроизводство его богатства.
Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только хорошо знать и охранять его, но и выращивать новые леса, сажать деревья!
Сегодня мы проведем викторину «Путешествие по лесной тропе», выявим лучших знатоков природы. В игре участвуют две команды: «Букет» и «Венок».
Отправляемся в путь!
(Ученик читает стихотворение о лесе.)
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться-
И видно всё до дна:
Течёт вода-водица-
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если я устану-
Присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших-
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой.
Жизнь кажется иною
И сердце не болит,
Когда над головою
Как вечность, лес шумит.
1 конкурс «Ромашка»
(За каждый правильный ответ – 1 балл)
- Первая наша остановка на цветочной поляне.
На лепестках ромашки написаны загадки.
Команда по очереди открывает лепесток,
читают загадку и отгадывают её.
- Белые горошки на зелёной ножке.
(Ландыш)
- Лик пахучий, хвост колючий.
(Роза)
- Эй, звоночек, синий цвет! С языком, а звону нет!
(Колокольчик)
- Белая корзина, золотое донце.
(Ромашки)
- Красненькая матрёшка, беленькое сердечко.
(Малина)
- Есть один такой цветок,
Не вместить его в венок,
На него подуй слегка –
Был цветок, и нет цветка.
(Одуванчик)
- Злая, как волчица, жжется, как горчица.
(Крапива)
- Дружно маленькие точки строят дом себе на кочке.
(Муравьи)
- Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля)
- Стоит Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт –
Всяк поклон отдаёт.
(Земляника)
Учитель:
- Ребята, о лесных растениях можно говорить долго, потому что почти все лесные растения целебные.
Не зря говорится, что лес излечит, обогреет и накормит.
Но, чтобы собрать целебные травы, надо знать правила.
Ученик:
- Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.
Цветки – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – весной; в начале сокодвижения.
2 конкурс «Наблюдательный»
- Сейчас мы попробуем собрать в лесу лекарственные травы.
(По очереди приглашаются по одному человеку от команды. На доску выставляются рисунки с изображением цветов.)
Задание: играющий смотрит на рисунок некоторое время, а затем отворачивается. Один рисунок убирается. Вспомните, какого цветка не хватает?
(В игре используется набор «Лекарственные растения»: земляника, подорожник, фиалка, адонис (горицвет), пион, ландыш. За правильный ответ – 1 балл.)
3 конкурс «Бурелом»
Учитель:
- Путешествуя по лесу, мы забрались в самую чащу. Выбраться сможет та команда, которая правильно ответит и подробно объяснит свой ответ на вопросю
(Вопросы даются, на карточках.
За правильный ответ – 1 балл,
за подробное объяснение – 2 балла).
Вопрос 1. Почему погибнет лес, если вырубить все старые деревья?
(На молодых деревьях еще недостаточно семян для восстановления новой поросли)
Вопрос 2. Почему весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу?
(Потому что птицы и звери в это время выводят потомство, могут испугаться шума и уйти)
Вопрос 3. Почему лесоводы иногда называют берёзу «доброй няней ели»?
(Молодые елочки «горят» от солнца, а именно в берёзовом лесу быстро поднимаются. Березы рассеивают свет и таким образом как бы оберегают ели от палящих лучей солнца)
Вопрос 4. Какое значение для деревьев имеет листопад?
Учитель:
- Справились с трудной задачей, нашли выход из лесной чащи. Стоим на тропинке, по которой предстоит пройти.
4 конкурс «Лесная тропинка»
Учитель:
- Кто правильно пройдёт по «тропинке», узнает, какое предложение зашифровано. В каждом «островке»: вопрос и два предполагаемых ответа. Выбери нужный ответ, обрати внимание на выделенную в нём букву, и стрелочка с этой буквой поведёт тебя в нужном направлении.
(см. Приложение № 4)
(Зашифровано предложение: «Берегите лес от пожара»)
Учитель:
- Человек должен беречь лес от огня, от загрязнения, от бездумного уничтожения зверей, птиц, растений. Если не позаботиться о защите природы, то погибнет наша планета. Поэтому люди, которые не могут равнодушно смотреть на гибель живой природы, создали несколько томов Красной книги, куда были занесены эти растения и животные. Существует целая наука, экология, занимающаяся проблемами сохранения природы. Наш следующий конкурс – для капитанов.
5. Конкурс капитанов.
- Команда «Букет». Используя условные знаки, расскажите о влияние человека на природу (см. Приложение № 5)
- Команда «Венок». Используя условные знаки, составьте пищевую цепь (см. Приложение № 6)
Жюри подводит итоги.