Дать детям понятие о лесе, о пользе леса, познакомить с писателями, которые писали о природе.
Расширить кругозор детей о лесе, развить внимание, память, мышление, выработать технику и выразительное чтение.
Воспитать любовь к природе, бережное отношение к к природе, дружбу, коллективизм.
Оборудование: иллюстрации о природе и животных, правила поведения на природе, альбом об охране природы, портрет писателя М.М.Пришвина, книга «Растительный мир нашей Родины», короны с изображением цветов.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Добрый день! На уроке «Познание мира» мы много говорили о лесе. А сегодня мы обобщим наши знания о лесе. Тема сегодняшнего классного часа: «Лес – наше богатство»
А сейчас послушаем стихотворение о лесе
Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Вступительное слово о писателе М.М.Пришвине:
Замечательный писатель и большой знаток природы Михаил Михайлович Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
С первых дней существования государства большую заботу об охране природы и её богатств проявляли наша партия и правительство. Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники. (Вспомним какие – Алматинский, Аксу-Жабаглинский, Маркакольский), сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например, бобры, лоси, сайгаки, соболи. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лес - наше богатство »
Внеклассное мероприятие по познанию мира
Лес- наше богатство
Цели и задачи:
Дать детям понятие о лесе, о пользе леса, познакомить с писателями, которые писали о природе.
Расширить кругозор детей о лесе, развить внимание, память, мышление, выработать технику и выразительное чтение.
Воспитать любовь к природе, бережное отношение к к природе, дружбу, коллективизм.
Оборудование: иллюстрации о природе и животных, правила поведения на природе, альбом об охране природы, портрет писателя М.М.Пришвина, книга «Растительный мир нашей Родины», короны с изображением цветов.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель: Добрый день! На уроке «Познание мира» мы много говорили о лесе. А сегодня мы обобщим наши знания о лесе. Тема сегодняшнего классного часа: «Лес – наше богатство»
А сейчас послушаем стихотворение о лесе
Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Вступительное слово о писателе М.М.Пришвине:
Замечательный писатель и большой знаток природы Михаил Михайлович Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
С первых дней существования государства большую заботу об охране природы и её богатств проявляли наша партия и правительство. Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, организованы заповедники. (Вспомним какие – Алматинский, Аксу-Жабаглинский, Маркакольский), сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например, бобры, лоси, сайгаки, соболи. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим
Для чего он людям нужен?
Ученик : Лес – это наше богатство!
Ученик : Лес – это дом для зверей и птиц.
Ученик: Там, где лес, всегда чистый воздух.
- Какие бывают леса?
- Правильно, молодец.
3. Беседа о лесных цветах: С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветёт много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник.
Ученик: Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Ученик: Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит
Мне, кажется, его задень,-
Он тихо зазвенит,
И этот звон услышит луг,
И птицы и цветы вокруг.
Учитель: Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние (лесные) цветы. Ребята, какие вы знаете лесные цветы? (Колокольчики, васильки, одуванчики)
Ученик : Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное
Он заметный золотой,
Постарел и стал седой,
И как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
Беседа о пользе птиц:
Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателями и жизнью человека. Знаете ли вы, что...?
Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то значит, одна сова спасёт в год одну тонну хлеба.
У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых, очищают территорию от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров. Птицы – это лесные доктора.
5. Отгадывание загадок:
- Ребята, а вы любите загадки?
Если знаешь лес, зверей
Назови их поскорей.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка
Хвост пушистый краса
А зовут её... (лиса)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это... (лось)
В сосне дупло
В дупле тепло
А кто в дупле
Живёт в тепле? (белка)
Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живёт, но вхож
И в сады, отважный.... (ёж)
Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это... (снегири)
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он
Видно жёлуди искал.
Я пугать его не стал
Не спугнул и мой Полкан
Очень грозен был.... (кабан)
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу
Не робей: но берегись
В том лесу, где бродит... (рысь)
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
6. Беседа об охране леса:
Лес – это наш зелёный друг. Он помогает нам получить высокий урожай хлеба. Однажды в Ростовской области несколько дней бушевала чёрная жаркая буря-суховей. Ветер подхватил верхний плодородный слой почвы и чёрными тучами погнал её над равнинами. На сотнях тысяч гектаров был снесён слой почвы и вместе с ним семена. Всё нужно было сеять сначала. Но в некоторых местах буря не тронула почву. Буря оказалась бессильной там, где почву окружал зелёный друг. Лес, словно сказочный богатырь, подставил свою могучую грудь буре, прикрыл поля и спас урожай. Поэтому, чтобы спасти урожай от чёрной бури и зноя, в степях на сотни километров сажают леса – лесополосы.
7. Беседа о правилах поведения на природе
Когда вы, ребята, идёте в лес, вы должны хорошо знать, как нужно вести себя в лесу. Давайте все хором прочитаем эти правила.
Работники лесного хозяйства следят за здоровьем леса: уничтожают вредных насекомых, лечат или срубают заболевшие деревья. Они охраняют леса от пожаров. Большую помощь работникам лесного хозяйства оказывают школьники: они собирают семена деревьев, ухаживают за саженцами, помогают при лесопосадках, охраняют леса от пожаров. Вот и школьники – «Зелёные патрули»- свои люди в лесу. Многие из них после школы учатся в лесотехнических техникумах, институтах, становятся егерями, лесничими.
Ученик: Бесценна российского леса краса,
Зелёное золото – наши леса
Богатство лесов, охраняй, карауль,
Внимательный, зоркий
«Зелёный патруль».
Ученик: Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на деревья, растущие вблизи школы. Какие они большие и красивые: и клёны с резными листочками, и берёзы в нарядных сарафанчиках, и тополи. Они были бы ещё красивее, если бы вы, ребята, не ломали ветки, не лазали по деревьям.
Играют горнисты,
Скликая ребят,
Зелёный, тенистый
Мы вырастим сад
Под Москвой и Казанью,
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Леса разведём
В Орле, Ленинграде,
В Черкассах, в Крыму
Пусть каждый посадит
Сирень иль сосну
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас
Пусть лучше и краше
Сама, как весна
Становится наша
Родная страна.
8. Подведение итога.
- Итак, ребята, о чём мы сегодня говорили?
- Правильно, сегодня мы говорили о лесе, все хорошо поработали, рассказали хорошо стихотворения. Молодцы.
- А сейчас послушайте экологический рассказ – загадку «Вокресенье в лесу». Затем вы назовёте ошибки, которые совершили школьники.
За неделю вперед ребята готовились к будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Веселой музыкой оповестили лес – мы прибыли.! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками. Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы все равно их разрушат!» горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой, - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием
обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петрик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж». «Все равно – гадина!» - ответил Петрик.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции.
Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день.